Актуальное

Быстрее, выше, сильнее

Название компании  "Быстрее, выше, сильнее",
Руководитель
Тел-факс
Адрес г. ,
Сайт
Вид деятельности Cпецпроект. Технически сложные и уникальные объекты (2016)Актуальные материалыВертикальный транспортДополнительные строительные работыЭскалаторы

Техническая сложность строительных объектов обуславливает высокие требования как к производству, так и к монтажу лифтового оборудования, которое должно быть не только эффективным, но и безопасным.

goodwp_s

Современные технологии уже не ограничивают амбиции архитекторов по высоте их творений. Это стало возможно в том числе и благодаря производителям лифтового оборудования, которые сегодня способны обеспечить небоскребы безопасными, эффективными и сверхскоростными подъемниками. На данный момент в «скоростном» рейтинге лидирует лифт компании Toshiba в тайваньском небоскребе Taipei 101, который передвигается со скоростью 16,8 м/c (60,5 км/ч).

Одновременно с совершенствованием эксплуатационных характеристик крупнейшие мировые производители – OTIS, ThyssenKrupp Еlevator, KONE, Shindler и др. – внедряют технологии, направленные на повышение безопасности. Единственное происшествие по вине производителя лифта или обслуживающей организации поставит крест даже на самом именитом участнике конкурентной гонки.

Совершенствование вертикального транспорта, в свою очередь, стимулирует проектировщиков и строителей совершенствовать технологии строительства лифтовых шахт и монтажа подъемного оборудования. Как отмечает главный архитектор ПКБ «Ремарк» (входит в ГК «Лидер Групп». – Прим. ред.) Александр АНДРЕЕВ, главный фактор, влияющий на безопасность лифтов в высотных зданиях, – это соответствие лифтовых шахт установленным параметрам.

По его словам, при установке в 140-метровом небоскребе LEADER TOWER (Санкт-Петербург) восьми подъемников важными критериями для заказчика стали точность остановок в пределах этажа и наличие системы эвакуации пассажиров, работающей от аккумуляторной батареи.

Как поясняет архитектор, это обеспечивает безопасную и быструю эвакуацию в случае отключения электроэнергии. А невидимая глазу сетка из инфракрасных лучей в дверном проеме реагирует на движение и предотвращает закрытие дверей. Кроме того, для повышения безопасности на лебедке применена высокоэффективная система торможения, исключающая движение кабины до полной разблокировки тормоза.

Архитектор отмечает, что при проектировании и строительстве небоскребов со скоростными лифтами необходимо соблюдать ювелирную точность при «отливке» шахт, перекрытий и каркаса из монолитного железобетона. «Поскольку шахты лифтов и лестниц являются ядром жесткости здания, малейшая неточность может привести к искривлению вертикали и осложнить последующий монтаж лифтового оборудования», – говорит Александр Андреев. Поэтому при возведении 42 плит перекрытий небоскреба LEADER TOWER уделялось особое внимание точности их установки по вертикали.

«При проверке этого параметра погрешность между самой выступающей и западающей плитами составила всего 4 см. Благодаря точности инженерных конструкций установка лифтов и сооружение фасада здания из стеклоалюминиевых конструкций кассетного типа выполнялись без проблем», – рассказывает Александр Андреев.

elevators_exterior.jpg

Новая эра

Конструктивно лифты для высотных зданий значительно отличаются от обычных подъемников, которые устанавливаются в жилых домах. Например, в небоскребах применяют компенсационный трос, который не допускает разбалансирования системы. Также используются роликовые башмаки, они снижают уровень вибрации и шума в кабине во время движения. Разумеется, конструктивные элементы лифтов в высотных зданиях усилены. Это касается направляющих, кронштейнов, дверей и скользящих клипс.

Как и для автомобилей на гоночной трассе, для скоростных подъемников важна аэродинамика. Бывает, что в высотках устанавливают кабины с обтекателями, так же как и машина каплевидной формы, обтекаемая кабина лифта снижает сопротивление воздуха.

Современные технологии позволяют устанавливать скоростные и безопасные подъемники в самых технически сложных сооружениях. Например, в компании ThyssenKrupp Еlevator гордятся лифтами, произведенными для Останкинской телебашни. Лифт управляется с помощью цифровой передачи данных между кабиной и машинным помещением по радиоканалу. При этом кабины лифта получают электроэнергию по беспроводной схеме.

В «Башне Федерации» в «Москва-Сити» ThyssenKrupp Еlevator установил интеллектуальный лифт с двумя независимыми кабинами в одной шахте (система TWIN. – Прим. ред.). В здании высотой 340 м установлено 28 систем и 56 кабин. Разработчики отмечают, что эти лифты позволяют экономить пространство на 25% при сохранении пропускной способности.

«Использование обычных лифтов в высотных зданиях затрудняется тем, что требуется большее количество шахт и, как следствие, площадь для их установки. Стандартные лифты также ограничивают небоскребы по функциональности и дизайну. Именно поэтому инновационные решения для эффективного перемещения людей в высотных зданиях являются обязательными», – отмечают в ThyssenKrupp Elevator. Эксперты компании уже предрекают конец эпохи тросовых лифтов. Так, например, ThyssenKrupp Elevator начала устанавливать в кабины подъемников линейные двигатели, по сути превращая их в вертикальную систему метро.

В компании отмечают, что долговечность и расход технического ресурса современных лифтов напрямую зависят от правильного выбора оборудования, точного расчета скорости и грузоподъемности, а также учета количества подъемников. Эксперты сетуют на то, что часто архитекторы не уделяют должного внимания расчетам количества подъемного оборудования и правильной организации пассажиропотока в высотках.

Важно учитывать и энергоэффективность лифтов. По оценкам CIBSE (Chartered Institution of Building Services Engineers – британская организация инженеров коммунальных услуг), в офисных зданиях электропотребление вертикального транспорта составляет в среднем 11%, а лифты в жилых зданиях могут «съедать» до 50% от общего потребления.

Сегодня инженеры предлагают ряд решений, направленных на повышение энергоэффективности лифтового оборудования, – например, используют высокоэффективные приводы, выбирают оптимальное место для размещения подъемников, а также применяют интеллектуальные схемы управления ими.

double_elevator_at_midland_square_nagoya_s

Вызов брошен

Благодаря развитию новых технологий лифты появились даже в самых нестандартных зданиях. Александр КОТОВ из компании «Дельта», обеспечивающей поставку, монтаж и техническое обслуживание лифтового оборудования европейских производителей, называет в числе наиболее интересных проектов подъемник в левом крыле арки Главного штаба в Петербурге, где установлена открытая платформа грузоподъемностью 3,5 т без шахты. «Это нестандартный проект, заставивший нас хорошо просчитать все варианты и найти наиболее оптимальное решение», – говорит Александр Котов.

Еще один оригинальный проект компании – круглый лифт и подъемная платформа в юго-западной башне Исаакиевского собора, где раньше работал старый подъемник с машинным помещением.

Не менее интересные решения были найдены при монтаже лифта, ведущего на вертолетную площадку в ФГБУ «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова». За счет телескопической конструкции рамы кабины удалось избежать установки стационарной шахты на крыше медицинского центра.

Как отмечает Александр Котов, отечественные производители пока сосредоточены на выпуске стандартных лифтов для жилых домов. «Поэтому оборудование для реализации нетиповых проектов мы заказываем у иностранных производителей», – констатирует эксперт, отмечая, что иностранные компании располагают не только финансовыми ресурсами, но и опытом создания нестандартного оборудования.

elevators_exterior.jpg

Вертикаль без власти

Одна из важных проблем, связанных с лифтовым оборудованием в высотках, касается чрезвычайных ситуаций, когда бывает необходима эвакуация людей. Сегодня в России для этих целей запрещено использовать подъемники, однако в Минстрое и МЧС всерьез рассматривают возможное снятие соответствующих ограничений – тем более что это практикуется в других странах.

По словам начальника Центра комплексной безопасности ФГБУ «ЦНИИП Минстроя РФ» Юрия ГЛУХОВЕНКО, одномоментно в 100-этажном здании может находиться до 30 000–40 000 человек. В случае пожара использование лифтов, по данным эксперта, позволяет вывести людей из здания за 40 минут, в то время как эвакуация по лестнице занимает 3,5 часа.

Для изменения подходов к обеспечению пожарной безопасности сначала придется пересмотреть нормативные документы, регулирующие эксплуатацию лифтов, и технические требования к этому оборудованию. Речь идет, по сути, о том, чтобы все подъемники в высотных зданиях стали «пожарными». Кабины и их обшивка должны будут соответствовать более жестким требованиям безопасности, так что производителей лифтов ждут новые вызовы.

В тени лифтопада

Следует отметить, что в последние годы не было зафиксировано серьезных аварий в высотных здания, где установлено современное лифтовое оборудование. По статистике количество происшествий на типовом вертикальном транспорте гораздо выше. Согласно информации Общественного совета при Министерстве строительства, в среднем по России около 30% лифтов в жилищном фонде выработали свой срок службы (25 лет) и требуют замены. В 22 субъектах Федерации более половины подъемников, по оценке экспертов, не являются безопасными.

В такой ситуации государству целесообразно активизировать замену устаревшего оборудования, что позволит в том числе дать толчок развитию отечественного лифтостроения. Однако пока не вполне понятно, какие структуры возьмут на себя ответственность за регулирование отрасли.

«Для Ростехнадзора как для федерального органа исполнительной власти Российской Федерации решающим является вопрос безопасности поднадзорных объектов. Работа по повышению уровня безопасности их эксплуатации ведется на постоянной основе. При этом разработка и применение инновационных технических решений, используемых при проектировании и монтаже лифтов, не входит в сферу деятельности Ростехнадзора и не относится к его компетенции», – сообщил изданию представитель ведомства.

Впрочем, какими бы ни были действия регулирующих органов, технический прогресс в сфере вертикального транспорта необратим. Передовые разработки уже сегодня позволяют лифтам развивать невероятные скорости, оставаясь при этом комфортными для пассажиров. Участники рынка прогнозируют, что в будущем лифты будут меньше зависеть от высотности зданий, а потребление энергии подъемниками будет сокращаться.

Игорь Строев

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X