Актуальное

На пути к стабильности

Уровень спроса на услуги железной дороги по транспортировке грузов достоверно отражает ситуацию в экономике страны. Сейчас, судя по показателям работы железнодорожников, пик падения промышленного производства пройден.

Виктор Васильевич Степов, начальник филиала ОАО РЖД «Октябрьская железная дорога»Октябрьская железная дорога – постоянный и надежный партнер предприятий стройкомплекса Северо-Запада. Сотрудничество не ограничивается транспортировкой стройматериалов. Создание подходов к месторождениям полезных ископаемых, совершенствование схем движения грузов, реализация инфраструктурных проектов способствуют экономической стабильности отраслей в кризис.

Об этом наш разговор с начальником филиала ОАО РЖД «Октябрьская железная дорога» к.э.н. Виктором Степовым.

– Виктор Васильевич, железнодорожники, вероятно, первыми ощутили влияние экономического кризиса и не только на свою отрасль. Какие сферы производства, по вашему мнению, оказались наиболее уязвимы…
– С моей стороны было бы некорректно давать экспертные заключения о степени падения производства в других отраслях, однако совершенно очевидно, что спрос на услуги железной дороги отражает текущую ситуацию в экономике страны. Объемы производства сократились, что, безусловно, отразилось на объемах перевозок.
По сравнению с октябрем погрузка грузов в ноябре этого года на ОЖД снизилась на 3,8%.
В первую очередь в России и на Северо-Западе пострадали сырьевые отрасли экономики, которые и формируют нашу грузовую базу. Упал уровень выпуска продукции черной металлургии, металла, приостановилась работа добывающих железорудных комбинатов, мы это остро почувствовали по движению грузопотоков.
Сейчас уже можно констатировать: пик падения перевозок пройден, идет, пока небольшими темпами, но идет прирост объемов транспортировки грузов. Это значит, экономика выздоравливает, стабилизируется работа промышленного производства. В ноябре мы уже превысили показатели по грузообороту по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10%.

– А строительная отрасль, индустрия материалов – тоже ваши постоянные партнеры…
– В строительной отрасли в силу ее инерционности глубина падения, судя, опять же, по объемам транспортировки некоторых стройматериалов, пришлась на осень текущего года. Обратимся к цифрам. В первом квартале спад погрузки минерально-строительных грузов относительно 1-го квартала 2008 года составил 46%, во втором и третьем – соответственно 32% и 27%. Рост потребления инертных материалов обозначился весной и летом в связи с активным строительством транспортных объектов в Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях, поскольку правительство финансировало эти стройки.
В ноябре объемы перевозок песка и щебня составили 56% к уровню 2008 года. И не столько за счет сезонного фактора, сколько вследствие неплатежеспособности потребителей, то есть подрядных компаний, работающих на строительстве и реконструкции автомобильных дорог, искусственных сооружений в рамках федеральных программ.
Сегодня их финансирование прекратилось. И мы никак не ожидали, что вопрос перспективы платежей так резко отразится на конъюнктуре рынка.

В этом году объемы перевозок стройматериалов железнодорожным транспортом, по нашим прогнозам, снизятся на 35% и составят 21,1 млн тонн. Однако, замечу, на долю массовых строительных грузов приходится лишь 25% от общей погрузки ОЖД. В целом компания, благодаря комплексу антикризисных мер, сохранила стабильность.

– Что было вами предпринято, пришлось ли, например, корректировать стратегические планы?
– В период кризиса корректировка всех стратегических направлений развития – финансового, производственного и даже корпоративного – является обязательным условием менеджмента предприятия. Мы провели большую работу по оптимизации производственных издержек, бизнес-процессов, в целом сократили бюджеты затрат на 15%, или 10 млрд руб.

ст. Бусловская– Вам пришлось отложить реализацию крупных инвестиционных проектов?
– Мы не отложили их реализацию, но уменьшили объем финансирования с 55 млрд руб. до 37,6 млрд руб., резонно решив не разворачивать в этом году новых строек. Эти средства направлены на завершение строительства начатых объектов, на приоритетные инфраструктурные проекты.
Возьмем, например, проект по строительству подходов в порту Усть-Луга. Понятно, что темпы развития порта, объемы перевалки грузов в связи с кризисом сократились. Поэтому мы направили в создание инфраструктуры не 14 млрд руб., как намеревались, а шесть, исходя из разумной, насущной потребности. В рамках этого проекта продолжается комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Лужская, 2 декабря введена в эксплуатацию станция Лужская-Нефтяная в объеме первого этапа на 9 приемо-отправочных путей.
В то же время мы завершили реконструкцию скоростного хода на линии Санкт-Петербург – Москва, освоив запланированные 5 млрд руб., и уже в мае были проведены испытания – высокоскоростной поезд «Сапсан» прошел по магистрали, установив всероссийский рекорд скорости в 281 км на участке Окуловка – Мстинский Мост.
Это была многоэтапная, комплексная работа. Проект включал в себя реконструкцию участка дороги Торбино – Боровенка, создание специализированного центра управления движением на линии, строительство депо по обслуживанию электропоездов «Сапсан», причем по самым передовым технологиям, которых еще и в Европе нет. Только в реконструкцию депо Металлострой было вложено около 3,6 млрд руб.
Закончена и реконструкция первой очереди предпортовой станции Автово, обслуживающей порт Санкт-Петербург, создан терминально-складской комплекс на станции Шушары. Это позволит, безусловно, усовершенствовать логистические схемы движения грузов в черте города, доставку их из портов на складские терминалы, на промплощадки.

Особенно хотелось бы отметить проект реконструкции пяти «американских» железнодорожных мостов, который является частью городской программы по модернизации набережных Обводного канала. Для города, для обеспечения безопасности и повышения пропускной способности железнодорожного и автомобильного движения проект чрезвычайно важен. Это дает возможность расширить проезжую часть и увеличить подмостовые габариты, обеспечить пропуск крупногабаритного транспорта.
Безусловно, нам пришлось отказаться от мелких проектов, уменьшить объемы капитального ремонта и оборудования, и инфраструктуры. Но это никак не отражается на качестве работы с партнерами.
Сегодня для обеспечения всех заказов по перевозке грузов нам требуется на треть меньше локомотивов. Мы их поставили, как говорится, на запасной путь, на консервацию, избавились от расходов на амортизацию и на капремонт.

– А как удалось компенсировать потери вследствие падения объемов перевозок стройматериалов?
– Методов завоевания рынка и удержания финансовой стабильности много. У нас большая номенклатура грузов, и если теряем доходы по одной группе, то сосредотачиваемся на другой. И умеем бороться за долю рынка высокодоходных грузов. Кроме того, чтобы сохранить объемы перевозок, нашей компанией был проведен комплекс мероприятий по совершенствованию работы с партнерами.
Сокращены сроки согласования заявок на транспортировку грузов, снижены параметры индексации тарифов. Планируемое повышение тарифов в течение года на 14% было проведено в два этапа. С января на 5% и в июле на 5,7%. Кроме того, мы пошли на отсрочки платежей за перевозки под банковские гарантии, упростили схему расчетов, предоставив возможность заключать договоры с использованием единого лицевого счета, который действует по всей сети РЖД, независимо от вида услуги и сообщения.
Наши усилия, равно как и постепенное оздоровление экономики, принесли плоды, и в ноябре, как я уже говорил, мы превысили прошлогодние показатели по объемам грузооборота.

– Виктор Васильевич, ваша компания не только основной перевозчик строительных материалов,
но крупный их потребитель, как строятся в этом направлении отношения с производителями?
– Все отношения мы выстраиваем по единственной для всех производителей стройматериалов, подрядных компаний схеме – на основе открытых торгов. Действительно, мы много строим, реконструируем наши объекты, и не только крупные, используем практически все виды строительных материалов.
Например, сейчас, несмотря на кризис, ведем ремонт пригородных платформ и станций, благоустройство пристанционных территорий. В этом году на все мероприятия по модернизации пригородного хозяйства потратим почти 120 миллионов рублей. И здесь необходимы и железобетонные конструкции, и тротуарная плитка, и отделочные материалы.
Еще такая цифра: 18% всего щебня, что нами перевозится, приходится на долю потребителей, которые работают на нужды Октябрьской железной дороги.
В числе крупнейших наших поставщиков карьеры Ленинградской области и Республики Карелия.
И здесь мы взаимодействуем не только по схеме производитель – поставщик, но являемся партнерами в создании новых добывающих предприятий.
В этом случае заключается тройственное соглашение на реализацию проекта, в котором участвуют власти территории, наша компания и инвесторы. В результате сложилась весьма успешная и компромиссная система сотрудничества, при которой все получают выгоду.
Мы заинтересованы в прохождении грузов, и наша роль заключается в создании наиболее экономичной и эффективной схемы железнодорожных подходов к месторождениям. Эти проекты принесли нам новые грузопотоки и дополнительные 15 километров путей, которые мы построили за счет инвесторов.
Все восемь новых карьеров, что были открыты в Республике Карелия за последние три года, созданы с участием ОЖД. И если бы не разразился кризис, мы смогли бы продолжить эту работу.
В Карелии сегодня более 80 млн тонн разведанных запасов гранитов, то есть потенциал для развития такого рода предприятий большой. Весьма перспективны в этом смысле и северные территории республики.
И, к слову сказать, мы построили по северному направлению участок дороги Ледмозеро – Кочкома, что не только открывает возможность для сквозного пропуска на Финляндию, но и вероятность для мощного развития щебеночных карьеров на этом участке. Сегодня линия способна переваливать большой объем грузов – примерно 8–9 млн тонн. При соответствующем оснащении пропускную способность ее можно увеличить и до 35 млн тонн.

Роза Михайлова

Другие материалы по теме