жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Будущее начинается сегодня

– Инноватика – это процесс, в результате которого на рынке появляется новый продукт, который что-то меняет в существующем мире, – рассказывает исполнительный директор Российско-европейского инновационного партнерства Игорь Куприенко. – Для широкого применения такой продукции надо ломать существующие стереотипы, ведь множество людей не хотят ничего нового.

Коммерческие приоритеты

– Инновационным предприятием у нас считается компания, которая затрачивает определенные финансовые средства на проведение научно-исследовательских работ, – делится руководитель отдела инновационного развития Группы компаний «ТЭТРА Электрик» Наталья Сафронова. – НИОКР – одна из затратных частей при прохождении пути создания коммерческого продукта. Несомненно, субсидии и финансовые средства, выделяемые сегодня из государственных и региональных бюджетов на поддержку инновационных предприятий, играют большую роль в развитии нового направления в экономике и тем самым укрепляют позиции России в инновационной сфере. Но и здесь не обходится без проблем, потому что не всегда финансирование идет туда, где оно необходимо.

Кроме того, по мнению специалиста, сейчас можно говорить лишь о разрозненной, точечной поддержке инновационных предприятий.

– Необходимы конкретные шаги по созданию инновационного кластера, по поддержке компаний, которые занимаются инновациями. Нужен единый центр, где были бы собраны все уже существующие наработки, – считает Наталья Сафронова. – Очень большой потенциал есть у российских вузов. В их составе действует множество научных лабораторий, где занимаются талантливые студенты и преподаватели, рождаются новые перспективные идеи. Но им «не потянуть» большого количества инновационных разработок и выпуска новых продуктов. Для этих целей российским вузам необходима поддержка. Так, сейчас «ТЭТРА Электрик» сотрудничает с Технологическим университетом и оказывает поддержку юным инноваторам. Студенты и молодые ученые получают возможность применить свои знания на практике.

И хотя некоторые университетские профессора считают, что это околонаучная деятельность, главное – вузы готовят специалистов, которые смогут квалифицированно превратить идею в востребованный рынком продукт. Которые будут обладать нужными навыками и кругозором в части продвижения и коммерциализации разработок.

– Инновационные технологии петербургских компаний востребованы за рубежом, – уверен Игорь Куприенко. – Интерес к ним на мировом рынке огромный. Однако основная проблема в том, что российские инноваторы не всегда четко понимают, как им действовать, как строится работа по коммерциализации идей. Кроме того, очень высока цена выхода на мировой рынок, получение сертификатов, например.

Выход в люди

За 2 года существования Российско-европейского инновационного партнерства в Петербурге российские и финские компании реализовали около 40 различных совместных проектов. По словам Игоря Куприенко, отечественные предприниматели используют эту возможность для того, чтобы выйти со своей продукцией на европейский рынок.

– Начать инновационный бизнес в Финляндии намного проще: меньше бюрократических барьеров. А возможность получить приличную сумму в кредит приводит к тому, что российские предприниматели стремятся вывести хотя бы часть своего производства в соседнюю страну, – отмечает эксперт. – Как правило, российский инновационный бизнес выводит за рубеж завершающий этап производства. В этом случае товар автоматически считается сделанным в Европе, что увеличивает его привлекательность для потребителя. Это в свою очередь увеличивает доходы российских компаний, а значит, позволяет им больше средств направлять на собственное развитие.

– Мы не выводим российские компании и интеллектуальные ресурсы за рубеж, мы облегчаем отечественным предпринимателям выход на европейский и затем мировой рынок, – считает Игорь Куприенко. – Конкуренция на мировом рынке означает конкуренцию не только стран, но и регионов. Даже внутри одной страны регионы соперничают друг с другом, как, например, Петербург и Москва.

Нужно использовать возможности географического положения Петербурга и Ленинградской области. Нужно учиться представлять свои решения и наработки за рубежом, искать возможности коммерциализации идей.

– Одним из толчков развития инновационных технологий могло бы стать вовлечение в этот процесс молодежи, – комментирует представитель организационного комитета Балтийского научно-инженерного конкурса Александр Жербин. – В традиционном представлении инновации имеют отношение, скорее, к вузам. Однако инновационная деятельность может начаться и в школе.

Затратные мотивы

Создание и вывод на рынок инновационных технологий – достаточно затратный бизнес, уверены участники рынка. Именно поэтому для небольших компаний одним из наиболее актуальных вопросов является нехватка финансовых средств для реализации новых идей.

– Одна из возможностей поддержать инноваторов – государственно-частное партнерство, – делится опытом Игорь Куприенко. – Это естественный вариант сотрудничества, особенно при запуске нового проекта. Ведь вложения в развитие и производство очень часто бывают значительными, а срок окупаемости составляет несколько лет.

– Правительства страны и города могут оказать поддержку инновационным предприятиям, например, за счет льготного налогообложения, – считает член-корреспондент РАЕН, действительный член Международной академии авторов изобретений и открытий Сергей Коноплев. – Предприятия, которые занимаются разработкой новых технологий и материалов, должны освобождаться от части налогов.

Однако, как показывает опыт Петербурга, государственная поддержка инновационных предприятий не ограничивается только льготным налогообложением.

– В Петербурге объем инвестиций в развитие инноваций в 2009 году составил более 1,5 млрд рублей, – поясняет ведущий специалист Управления инновационной политики КЭРППиТ Александр Демин. – Среди основных «статей расхода» – финансовая поддержка инновационных предприятий, развитие кластеров, проведение инновационного форума.

По словам чиновника, в нынешнем году Смольный сделает ставку именно на развитие кластеров: автомобильного и фармацевтического. В 2010 году на развитие кластеров направят в 15 раз больше средств, чем в 2009 году. Кроме того, правительство города намерено сделать акцент на поддержке и развитии инфраструктуры для таких крупных инновационных проектов, как особая экономическая зона, наукоград и IT-парк.

Инкубатор будущего

В части поддержки малого инновационного бизнеса город рассчитывает «выйти на новый уровень» после завершения строительства технопарка «Ингрия». В настоящее время для молодых предпринимателей продолжает работать бизнес-инкубатор с одноименным названием. По словам директора по развитию компании «Технопарк Санкт-Петербург» (компания создана для строительства «Ингрии») Елены Каюровой, сейчас в инкубаторе «набираются опыта» 25 молодых предпринимателей. К концу года в «Ингрии» рассчитывают на присутствие 80 резидентов.

В 2009 году начинающим предпринимателям, размещенным в инкубаторе, удалось привлечь около 10,2 млн рублей инвестиций.

– Бинес-инкубатор «Ингрия» работает с молодыми инноваторами, помогает их идеи довести до стадии финансирования, сделать опытные образцы и получить инвестиции. Мы помогаем сформулировать бизнес-идею, оценить ее коммерческую привлекательность, получить финансирование проектов, – комментирует Елена Каюрова. – Объем предоставляемых средств, безусловно, зависит от конкретного проекта, но если проект вызывает интерес, предоставляется не менее 200–300 тыс. рублей.

В 2010 году в «Ингрии» рассчитывают расширить сотрудничество с иностранными инвесторами. Сейчас согласие на участие в рассмотрении проектов начинающих предпринимателей выразили 8 зарубежных компаний.

Однако мало разработать идею, получить финансирование на ее продвижение и завоевать рынок. Инноватика должна быть основным направлением развития компании.

– Инновационным предприятие может считаться, только когда современные решения применяются во всех областях его деятельности, – уверена Наталья Сафронова. – Когда это касается не только создания нового продукта и его коммерциализации, но и всей работы компании. Надеюсь, что совместными усилиями мы выстроим наше инновационное сообщество, которое будет работать на общее благо.

Подготовила Славяна Румянцева

СПРАВКА:

Общий объем финансирования Комплексной программы мероприят ий по реализации инновационной политики Санкт-Петербурга в 2009 году составил 1569 млн руб.

Основными направлениями финансирования явились:

• подготовка кадров – 18,9 млн руб.

• пропаганда инноваций – 38,2 млн руб.

• модернизация предприятий – 62,3 млн руб.

• создание инновационных предприятий – 145 млн руб.

• развитие кластеров – 7,8 млн руб.

• развитие инфраструктуры – 1295,78 млн руб.

Другие материалы по теме

X