Актуальное

В основе экономического роста

Петербург сегодня, по заключению экспертов, обладает примерно 10% интеллектуального потенциала страны, а в рейтинге инвестиционной привлекательности среди 85 субъектов РФ в прошедшем году в третий раз подряд занял первое место. По уровню инновационного потенциала Петербург входит в тройку лидеров. Вместе с тем по объему выпуска инновационной продукции наш город пока опережают три российских региона – Москва, Московская и Саратовская области.

Программа мероприятий по реализации инновационной политики должна, по замыслу ее разработчиков, поддержать

и стимулировать деловую активность представителей всех отраслей науки и промышленности, обеспечить экономическую конкурентоспособность Петербурга в масштабах страны. Координатором инновационной деятельности в городе сегодня является Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга.

О приоритетах в области инновационной деятельности, об основных направлениях программы мы попросили рассказать первого заместителя председателя КЭРППиТ, д.э.н. Сергея Фивейского.

– Сергей Андреевич, вероятно, для начала стоит определиться с понятиями: что такое инновации, инновационный продукт, инновационная деятельность.

– В российском государстве нет законодательно закрепленного понятия, нет закона об инновационной деятельности. И это если не мешает формированию инновационных процессов, то уж точно не способствует их развитию.

Безусловно, существуют отраслевые концептуальные документы на федеральном уровне, где определения сформулированы. В органах статистики действует понятие «инновационность». Иначе долю инновационной продукции было бы невозможно посчитать.

Я считаю, инновации – это продукт или услуга, воспринимаемые рынком как новое. Именно воспринимаемые, востребованные рынком, влияющие на структуру спроса, на его перераспределение. Потому что сама по себе инновация, скажем, представленная на бумаге, таковой не является, скорее, это идея, некая гипотеза. Она должна быть именно реализована на рынке.

И поэтому первым шагом реализации нашей петербургской программы станет разработка и принятие нормативных документов, направленных на закрепление критериев отнесения предприятий к инновационному типу, определение инновационного потенциала Санкт-Петербурга и направлений инновационного развития города, а также кластерной политики.

– То есть создание способов оценки инновационности предприятий, организаций, процессов?

– Совершенно справедливо. Это большая работа, которая составит три блока методических документов. Во-первых, предстоит разработать и нормативно закрепить методики, с помощью которых можно было бы оценивать инновационность хозяйствующих субъектов, что позволит выявить, какие из них способны принять участие в реализации программы.

Второй блок методических разработок даст возможность определить приоритетные направления развития экономики с учетом движения по инновационному пути, и в результате мы получим классифицированный перечень сфер деятельности, отраслей, обладающих инновационным потенциалом, способных создавать продукты, услуги, технологии, востребованные рынком. И, наконец, третий этап подготовительной работы – это формирование кластерной политики, ее механизмов, инструментов, прогнозов.

– Петербург не входит в число лидеров по производству инновационной продукции, насколько реально достижение цели, определенной в программе?

– Пока ни Петербург, ни страна в целом, по оценкам европейских экспертов, не относятся ни к лидерам, ни даже к новичкам, действующим на мировой инновационной карте. Но, тем не менее, все признают, что у нас огромный потенциал для инновационного развития: есть и конкурентоспособные отрасли, инновационная инфраструктура.

В городе действуют более 250 НИИ, почти 100 вузов, 470 тысяч петербуржцев (а это население среднего европейского города) заняты либо в области фундаментальной науки, либо работают на предприятиях, связанных с научными разработками прикладного характера. Программа как раз и направлена на то, чтобы инициировать инновационную деятельность, привлекать дополнительные инвестиции в городскую экономику.

Ее преимущество в том, что это комплексный документ, охватывающий все сферы экономики, науки, городского хозяйства, в котором аккумулируются положения уже действующих правовых актов в области развития инноваций. Это программа конкретных действий, которые через четыре года дадут результаты – а точнее, позволят запустить механизм самореализации и саморазвития Петербурга.

Все мероприятия программы сосредоточены в двух крупных разделах. В первом – проекты, которые предстоит реализовать городским властям за счет городской казны совместно с субъектами инновационной деятельности. Во второй раздел отнесены проекты организационно и финансово поддержанные органами федеральной власти.

Они известны и отчасти уже реализуются – это проект создания особой экономической зоны технико-внедренческого типа, строительство технопарка на базе университета им. Бонч-Бруевича, наукограда в Петергофе. Создан также и Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно–технической сферы Петербурга. Сегодня его активы сформированы за счет регионального и федерального бюджетов – по 100 млн рублей, а также за счет средств, привлеченных с рынка управляющей компанией фонда «ВТБ. Управление активами» – 200 млн рублей. Таким образом, его активы составляют 400 млн рублей, и в этом году их планируется увеличить вдвое.

– Какие проекты программы будут выполняться под патронажем городского правительства?

– Весь инновационный цикл начинается с системы образования. Наш город традиционно в этой области занимает ведущие места. Поэтому все лучшее, что было в образовательной системе, в том числе в советские времена, необходимо развивать и адаптировать к современным условиям.

И потому в число наиболее важных направлений Программы можно отнести мероприятия по подготовке и переподготовке кадров. По сути, предстоит создать на основе современных образовательных модулей систему подготовки высококвалифицированных специалистов для предприятий и организаций различных отраслей, ведущих инновационную деятельность.

Развитие инновационной инфраструктуры Петербурга, как еще одно значительное направление программы, представляет собой комплекс мероприятий по поддержке субъектов инновационной деятельности и включает в себя предоставление субсидий, возмещение затрат, связанных с прохождением процедур по защите интеллектуальной собственности на инновационные разработки, с арендой недвижимости или земельных участков. Скажем, треть офисных площадей в бизнес-инкубаторах, что появятся в рамках нашей программы до 2011 года, мы предлагаем предоставлять тем субъектам, которые начнут свой путь в инновационной сфере. Предполагается также субсидировать и пользование уникальным оборудованием.

В рамках реализации кластерной политики в инновационных областях в ближайшее время в городе будет создан «пилотный» инновационный кластер.

Как показали проведенные в ходе разработки программы исследования, конкурентоспособность региона определяется уровнем экспорта инновационной продукции. В этом направлении программы заложены мероприятия по материальной поддержке производителей инновационной продукции на экспорт. Это возмещение затрат на проведение процедур по сертификации продукции, внедрению систем менеджмента качества международного образца, помощь в продвижении продукции на мировых рынках.

Кроме того, предполагается финансовая поддержка инновационных предприятий при участии их в международных выставках, форумах, конференциях. Спрос на инновационную продукцию планируется стимулировать, определяя уровень потребности городского хозяйства в инновационных продуктах, что будет способствовать активному участию предприятий в конкурсных процедурах на получение госзаказа.

И так по каждому направлению программы разработаны конкретные мероприятия, схемы их реализации, предусмотрены средства. Общий объем ассигнований только из бюджета города составит 9636,6 млн руб.

– Сергей Андреевич, таким образом, выстраивается система государственной поддержки в области инновационной деятельности…

– Да, сегодня мы находимся на таком этапе, когда необходима активная помощь государства в создании инновационной системы.

Это, замечу, не прямое субсидирование той или иной отрасли, отдельных предприятий, а косвенные методы поддержки, которые будут эффективным стимулом развития инновационной системы в целом, развития экономики, которая базируется на инновациях.

Надо сказать, что инновационная сфера во всех государствах активно поддерживается, это традиционная практика в Европе, Америке.

В результате мы планируем к 2011 году довести в Петербурге долю инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции до 10,3 %, объем затрат на технологические инновации приблизить к 22 717 млн руб., число созданных передовых технологий довести почти до 100 единиц.

Причем должен особо подчеркнуть, что программа – не декларация, не догма, а живой, действующий документ, который будет ежегодно пересматриваться, адаптироваться к существующим условиям. И если по ходу реализации возникнут новые, здравые, эффективные идеи, они, безусловно, будут восприняты. Именно поэтому мы старались вынести программу на широкое обсуждение и получили массу замечаний, добавлений, предложений, что свидетельствует об огромном интересе к программе со стороны научной и предпринимательской общественности, потенциальных субъектов инновационной деятельности.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко:

-Если говорить о привлечении инвестиций, я полагаю, что как минимум на один рубль бюджетных денег в инновационной сфере мы должны привлечь 5 рублей частного капитала

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Анатолий Турчак, президент РОР СПП Петербурга, генеральный конструктор ХК «Ленинец», профессор, д.э.н., к.т.н.:

– Мы поддерживаем программу в целом, но хотелось бы остановиться на моментах, требующих пристального внимания администрации и научно-промышленных кругов города. Многие эксперты считают, что развитие экономики будут определять около полусотни важнейших технологий, перечень которых содержится в Указе Президента России от 30 марта 2002 года. Мы предлагаем выделить конкретные научные организации города, занимающиеся разработкой таких технологий, определить их в качестве приоритетных.

Иными словами, сосредоточить усилия на прорывных направлениях научно-технического прогресса в глобальной экономике. Необходимо более активно лоббировать в правительстве России выделение средств для подобных разработок, создавать для их продвижения благоприятную среду.

Известно, что крупные научные школы формируются десятилетиями и даже столетиями. Между тем в последние 15 лет произошел кадровый обвал: ежегодное пополнение молодых исследователей сократилось в среднем на 40%, лишь каждый 10-й аспирант связывает свою судьбу с научной карьерой.

Среди причин, по которым молодежь уходит из науки, называется низкая оплата труда, отсутствие материальной базы, необходимой для современных исследований, низкий престиж научной работы.

В рамках программы нужно провести анализ научных кадров на соответствие с приоритетными исследовательскими направлениями и перспективными технологиями, и таким образом мы определим реальный инновационный потенциал города. Только после этого станет ясно, для каких отраслей следует готовить кадры, развивать инфраструктуру науки, научные зоны.

Кроме того, нам следовало бы подумать об организационных основах управления наукой в городе. В стране действуют три региональных отделения РАН – Сибирское, Уральское и Дальневосточное. В Петербурге существует структура более низкого уровня – Петербургский научный центр РАН, который не имеет полномочий на организацию и проведение исследований, не является получателем и распределителем средств федерального бюджета для наших научных организаций, входящих в состав Научного центра. Наш центр не может формировать научную политику в области фундаментальных исследований, хотя в городе находится 41 организация РАН, которые сотрудничают с более чем 200 городскими структурами, занимающимися прикладной наукой. Считаю, что следует рассмотреть вопрос о создании регионального отделения РАН, как это сделано в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. Это укрепит позиции города как крупнейшего научного центра, повысит его авторитет не только в России, но и мире.

Кроме того, чрезвычайно важным является разработка и внедрение инновационных проектов для нужд городского хозяйства. Исторически в этом секторе сложилась крайне низкая производительность труда. Технологический регламент работы строительного производства, жилищно-коммунального хозяйства основывается на давно устаревших механизмах. Вероятно, есть смысл включить в программу мероприятий по реализации инновационной политики раздел по внедрению современных технологий в различных сферах городского хозяйства.

Михаил Лобин, вице-президент СПП, первый вице-президент Ассоциации предприятий радиоэлектронной промышленности Петербурга:

– Союз промышленников и предпринимателей Петербурга активно участвовал в подготовке и обсуждении программы мероприятий по реализации инновационной политики Петербурга. Петербургские ученые, промышленники без преувеличения удовлетворены тем, что город, федеральное правительство намерены стимулировать конкурентоспособность экономики.

Важно, что все, что связано с инновационной деятельностью (подготовка кадров, создание инфраструктуры, поддержка), как федеральные, так и городские проекты сведены в комплексную программу мероприятий по реализации инновационной политики до 2011 года, это позволит не распылять средства, интеллектуальный, технический потенциалы, организационные усилия.

Безусловно, для этого в первую очередь необходим кропотливый анализ инновационного потенциала города, только тогда мы поймем, какие научные школы надо поддерживать, какие кадры готовить. Это создаст предпосылки для развития прорывных технологий. Аналитические мероприятия прописаны в программе, в том числе и по твердому настоянию СПП.

Но следует создать не только критерии определения субъекта инновационной деятельности, но технологии субсидирования. Чтобы, зайдя, скажем, на информационный сайт, потенциальный участник программы мог оценить свои шансы, насколько соответствует уровень его развития заявленным параметрам, способен ли он одолеть этот путь. Однако эта работа растянута, ее предполагается выполнить за 2008–2009 годы, нам кажется, что выполнение этого блока мероприятий следует форсировать.

Сегодня при определении победителя тендеров на получение госзаказа основываются практически на одном параметре – ценовом. Таким образом, мы свои рынки открываем для дешевой и не всегда качественной продукции.

Мы готовы предложить решение многих проблем, которые существуют в городском хозяйстве, основываясь на инновационных технологиях и разработках.

Например, для эффективной эксплуатации мостов, которых в Петербурге около 600, петербургские разработчики предложили программу установки датчиков напряженно-деформированного состояния, которые в режиме реального времени могут фиксировать изменения в поведении мостовых конструкций.

Петербургские промышленники могли бы освоить серийный выпуск датчиков-газоанализаторов, способных контролировать и обнаружить минимальные утечки газа и, таким образом, предотвращать потенциальные аварии на газопроводах.

Еще такой пример: с 2015 года Россия должна перейти на цифровое телевидение. Уже сегодня надо думать, как привлечь в эту сферу отечественного производителя и создать ему условия для уверенного вхождения в рынок. А петербургские ученые, конструкторы готовы предложить свои разработки.

Известно, что в скором времени связь между населением и жизненно важными службами – 01, 02, 03 будет осуществляться по единому номеру. И здесь петербургские производители способны создать оборудование для единого координационно-диспетчерского центра, используя технологии системы ГЛОНАСС.

Разработки эти можно с успехом использовать и в регулировании транспортных потоков, формировании эффективных схем движения. А сегодня системы на основе GPRS обходятся дешевле именно потому, что серийны.

Другие материалы по теме

Спонсоры: