жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Текстильный слой в дорожном «пироге»

По данным РосдорНИИ, в мире выпускается свыше 400 видов геотекстильных материалов, две трети из них применяются в дорожном строительстве.

В этом убеждены ученые Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна: декан факультета текстиля и одежды, д.т.н., проф. Евгений Сурженко, к.т.н., доц. Александр Просвирницын и к.т.н., доц. Андрей Баранов, научный консультант комиссии по геосинтетике при Росавтодоре.

– Мы многое заимствовали, но разве не было своих разработок текстильного элемента дорожной одежды?

А. В. Просвирницын: – Были, разумеется. Мы первые здесь на кафедре начали этим заниматься в 1975 г. Стимулом послужило освоение месторождений нефти и газа в Западной Сибири. Там к буровым прокладывали временные дороги-лежневки из бревен, присыпанных песком. Но они не выдерживали и одного сезона: дожди вымывали песок, бревна раскатывались. Большое давление на дорожное полотно создавали огромные тягачи с буровыми установками.

Мы вначале приспособили обыкновенное иглопробивное полотно – материал для фильтров, технических прокладок – в качестве разделяющей и дренирующей прослойки, лишь бы сохранить дорогу на рабочий сезон. Получилось. Вода проходила, не вымывая песок. Познакомились с геосинтетиками в Германии. И разработали на своей лабораторной базе аналогичные материалы.

Е. Я. Сурженко: – За разработки в этой области наши старшие коллеги Госпремии получили. Создавали технические ткани не только для дорожной, но и, например, для космической отрасли – гибкие печатные платы из токопроводящих текстильных тканей.

А. В. Просвирницын: – Опытные партии геотекстиля испытывали сначала в Тюменской, потом в Ленинградской областях. Делали материалы с включением семян трав для укрепления откосов. В те времена в Ленинграде была мощная текстильная промышленность, где можно было отработать любой материал. Это позволило уже в 1977 г. начать массовое производство дорнита. Сейчас ближайшее крупное предприятие по производству нетканого полотна находится в Великом Новгороде («Полилайн»).

– А научные разработки есть?

А. Ю. Баранов: – Не в прежнем масштабе, но есть. Многое надо восстанавливать, мы потеряли время на кризис, на реформы. На Западе же продолжали активно развивать и внедрять новые технологии, повышать качество, основываясь на развитой системе стандартизации и сертификации.

Европейские стандарты очень скрупулезно регламентируют характеристики, свойства и применение геосинтетических материалов и изделий, которые проходят огромный цикл исследований, прежде чем допускаются в дорожную одежду. У нас ГОСТов по геосинтетике почти нет. Сегодня существуют только 3 стандарта, разработанные Серпуховским институтом нетканых материалов (ОАО «НИИНМ»), в то время как ISO насчитывает более 40, а американский ASTM 128 стандартов. Именно по этой причине необходим научный системный подход к геосинтетике, начиная с классифицирования. Отсутствие адекватной классификации часто приводит к неправильному пониманию специалистами свойств материалов, их идентификации.

Например, для многих геотекстиль это только тканое или нетканое полотно. Георешетки и геосетки в лучшем случае рассматриваются как условно относимые к текстилю материалы. Причем не делается различий между георешетками и геосетками, которые, по праву сказать, являются геотекстильными полотнами с определенными технологическими параметрами.

К сожалению, между производителями геосинтетических материалов, специалистами в области механической технологии волокнистых материалов и строителями дорог в нашей стране всё еще имеет место непонимание и продолжается полемика в терминах и определениях.

– Почему это принципиально?

А. Ю. Баранов: – Потому что точное название материала по классификатору укажет на технологию его производства. А та, в свою очередь, определяет структуру и свойства геосинтетиков. Следует отметить, что особенности технологии позволяют задавать характеристики материала, отвечающие тем или иным конструктивным решениям.

Специалист должен ориентироваться не только в фирменных названиях геосинтетического материала, указанных производителем, а в его свойствах, зависимых от характеристик используемого сырья и технологии производства. Те, кто производит, и те, кто применяет геосинтетические материалы, должны хорошо понимать друг друга. Сейчас под эгидой Росавтодора выполняются три основных НИОКР по геосинтетике. Разрабатывается классификация геосинтетических материалов и изделий, технические требования к материалам и методы испытаний. К лету работы частично будут завершены.

– Какое практическое значение будет иметь классификация материалов?

А. Ю. Баранов: – Любая классификация, лежащая в основе той или иной области человеческой деятельности, основывается на классических академических подходах к общему объему классифицируемых понятий и знаний, используемых современной наукой. Соответственно классификация геосинтетиков должна охватывать все возможные производимые материалы по различным технологиям, так как очень часто технология определяет физико-механические и другие свойства.

Более того, технологические аспекты производства позволяют задавать те или иные необходимые характеристики материала в зависимости от конкретных конструктивных решений. Инженер-проектировщик, закладывающий в проект тот или иной геосинтетик, должен оценивать не только физические параметры, но и понимать поведение конкретного материала при взаимодействии с другими строительными материалами, которое очень часто зависит от структуры геосинтетика, обусловленной технологией производства.

А. В. Просвирницын: – Хорошая дорога подразумевает применение геосинтетики. Не лишним будет сказать и о применении нетканых материалов для укрепления откосов с наполнителем внутри – семенами трав. От них не требуется ни большая прочность, ни долговечность, потому что через 2–4 месяца на месте покрытия будет находиться корневая система трав – лучшая скрепа откосов. Железобетонные плиты со временем разрушаются, их надо заменять. А трава так связывает грунт, что он уже не сдвинется.

Теперь могут разработать изделие для определенного объекта, под конкретные условия. Причем достигается значительная экономия средств. С помощью относительно простых технологий мы можем получить большой экономический эффект.

Е. Я. Сурженко: – Мы видим, что за геосинтетикой будущее, и потому с 2008 г. ввели в учебные планы на факультете новую дисциплину «Технический текстиль». Прежде этому направлению не уделялось столько внимания, хотя разработки технических тканей велись у нас давно. В настоящее время специалисты нашего университета работают над созданием новых геотекстильных материалов в контакте с производителями и строителями.

Точка зрения

Сергей Чусов, директор ЗАО «Ареан-Геосинтетикс»:

– Сегодня на российском рынке большой выбор геосинтетики. Поэтому задача потребителя, в частности дорожно-строительных компаний, научиться правильно применять тот или иной материал в зависимости от решаемой задачи, а также физико-механических и иных характеристик геотекстиля.

Причем вопросы стоимости материалов, как не кощунственно это звучит в период экономического кризиса, не всегда должны иметь главенствующее значение. Потому что ряд импортных, а потому более дорогих, обладающих уникальными свойствами материалов не имеет сопоставимых аналогов на нашем рынке, и попытки замены этих материалов в проектах могут привести к печальным последствиям.

Применение геосинтетики в строительстве дорог позволяет повысить долговечность дорожных конструкций, снизить трудо- и энергозатраты, упростить технологию, повысить качество и культуру производства, а также сократить сроки строительства. Конструкции с использованием геосинтетических материалов в большинстве случаев являются лучшим альтернативным решением среди нескольких рассматриваемых технических решений.

Подготовил Виктор Малков

Другие материалы по теме

X