жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

Инновационная активность в минусе

Инновационная активность в минусе

Использования новинок, эффективных решений в строительном производстве, проектах модернизации городского хозяйства, безусловно, влияет на качество жизни, развитие городской среды.

Но спрос на инновации следует формировать, развивать и поддерживать, считают участники круглого стола «Пути решения проблем инновационного развития городской среды в Петербурге и городах СЗФО», организованного ИД «Северославянское бюро рекламы» совместно с «Союзпетростроем» и ООО «Примэкспо Северо-Запад» в рамках VII Петербургского международного инновационного форума.

Сначала деньги – потом новинки

Производители, нацеленные на выпуск инновационных продуктов, строители, понимающие, что новшества обеспечивают качество объектов, по мнению вице-президента, директора «Союзпетростроя» Льва Каплана, восприняли курс государства на импортозамещение, решение городских властей о размещении госзаказа на городских предприятиях как ключевые инициативы, призванные повлиять на инновационную активность в отрасли.

«Почему во всем мире применение инноваций – стимул к развитию, а отечественная строительная отрасль, городское хозяйство откровенно сопротивляются новшествам, – рассуждает Лев Каплан. – Проблема в том, что у нас нет системы планирования, проектирования, эксплуатации зданий и сооружений. Мы не рассматриваем весь жизненный цикл объекта. Если по расчетам применение новинок ведет к удорожанию стройки, то, как правило, они отвергаются».

Только системное решение проблемы: создание базы новинок, их экспертиза, оценка предполагаемого эффекта от последующего применения, включение инновационных продуктов в нормативную базу – повлияет на спрос, считает глава «Союзпетростроя».

«Чрезвычайно важно разработать и утвердить методы оценки инновационности продукции и услуг, критерии их эффективности, – подчеркнул Лев Каплан. – Над этой проблемой мы сейчас работаем с профессором СПбГЭУ Игорем Федосеевым. Но вместе с тем какие бы научные изыскания в этой области не проводились, в отсутствие системы стимулирования спроса разработки, методики окажутся ненужным приложением».

Пока основным критерием при проведении торгов остается цена, сложно ждать интереса к новым разработкам, – соглашаются с коллегой участники обсуждения. Можно сколько угодно рассказывать о преимуществах новшеств, если не будет механизмов стимулирования к применению инноваций, ничего не изменится. «Нет денег, прекрасные разработки останутся на полке, с которой их никто не достанет, – подтверждает генеральный директор компании «Водоканал-инжиниринг» Вячеслав Терентьев. – В отсутствие эффективного финансового механизма поддержки самые лучшие, продуманные решения и технологии обрекаются на то, чтобы остаться декларацией. Пока тендеры по новым и старым законам проходят по одному убойному критерию – цене. И это не дает возможности пробраться на рынок новинкам».

Впрочем, сегодня инновации не востребованы как на уровне региональных проектов, так и среди рядовых потребителей. Директор по маркетингу О2 Group Дарья Баранова рассказала, что исследования, проведенные специалистами компании, показали: потребителей жилья экономкласса инновации не очень интересуют, только 20–30% из них готовы платить за новинки, повышающие комфорт и безопасность. В элитном секторе таких потребителей вдвое больше.

«Безусловно, все девелоперы, застройщики стремятся использовать технологии, которые в конечном счете позволят окупить вложения, – констатировала Дарья Баранова, – но вместе с тем, не применяя инноваций, невозможно сохранить позиции, развиваться, повышать качество строительного продукта. Мы, как и все продвинутые игроки рынка, стремимся найти правильный баланс между ценой и качеством. Так, наша компания единственная в Петербурге строит, используя инновационную архитектурную систему КУБ-3V, основанную на сборно-монолитном безригельном каркасе. Что и дает возможность строить качественное жилье, востребованное во всех сегментах рынка недвижимости».

Устранить противоречия

Первый заместитель председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Денис Миронов согласился с участниками обсуждения: противоречий в законодательной базе, правовых основах достаточно. Отдать предпочтение новинкам, скажем, в рамках госзаказа и тем самым стимулировать спрос на качественные инновационные продукты, непросто. В соответствии с ФЗ-44 основным критерием закупки является цена. Миронов напомнил, что и Госэкспертиза демонстрирует такой же ценовой подход. Если при использовании инновационных технологий начальная стоимость проекта вырастет, он не получит одобрения экспертов. Даже когда априори новшества повышают эксплуатационные характеристики, качество проекта.

«Проблемы нами обозначены, обобщены и доведены до сведения федеральной власти во время встречи с главой кабмина Дмитрием Медведевым, – сообщил Денис Миронов. – Мы подготовили свои предложения, к нам присоединились и представители власти других регионов, с которыми у нас конструктивный контакт.

Надеемся, что со стороны федеральных органов до конца года будут приняты меры и созданы условия для стимулирования спроса на инновационные технологии.

Безусловно, мы должны думать и об эффективности бюджетных трат. Ведь как показывает практика, не всегда и не все инновации одинаково полезны».

С такой ситуацией, например, столкнулись специалисты столичного Водоканала, которые активно стали закупать инновационные продукты одной из московских компаний – трубы с заявленным сроком эксплуатации около 50 лет.

На практике трубы не выдержали и пяти лет эксплуатации. Сегодня московские коллеги во избежание подобных историй модернизировали существующий центр сертификации и испытаний, который проводит тестирование и испытания инновационной продукции – на соответствие заявленным характеристикам. Этот опыт петербургские чиновники намерены учесть в своей работе.

Большинство участников дискуссии убеждены: в формирования спроса на инновации важна роль всех участников процесса, государства, разработчиков, производителей, потребителей.

Лев Каплан считает, что инновационное развитие городской среды должно идти по двум направлениям. Сверху – путем разработки твердой нормативной базы и снизу – на уровне потребителей конечной строительной продукции и услуг, которые изначально должны предъявлять высокие требования к его качеству, рассчитывать на то, что жилые дома будут оборудованы всеми современными инженерными системами связи и безопасности. Кроме того, необходимо создавать качественную конкурентную среду. Борьба за потребителя, за спрос – хороший стимул к использованию инновационных продуктов.

Ваш интерес – наш интерес

Спрос на инновационные продукты быстрее формируется и растет, когда у государства и производителя совпадают интересы. Сегодня государством поставлена задача по снижению энергоемкости экономики, что требует новых подходов и решений. И производители, предлагающие эффективные технологии, новинки в области сбережения ресурсов, укрепляют свои позиции.

Компания «Теплоком», разработчик и производитель приборов учета, инновационных продуктов, в частности блочных теплопунктов (БИТП), с помощью которых можно организовать регулирование потребления отопления и горячего водоснабжения в домах, сегодня весьма активна на рынке.

Безусловно, закон об энергосбережении, региональные программы, направление на экономию воды и тепла, а также курс на импортозамещение будут способствовать росту спроса на продукцию компании.

«Мы реализовали в российских регионах много программ по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов. Сегодня перешли к самому процессу энергосбережения путем регулирования теплопотерь и режимов систем эксплуатации зданий, режимов работы тепловых сетей, – рассказал региональный директор по СЗФО ЗАО «Интегратор энергетического комплекса» Холдинга «Теплоком» Владимир Смурага. – Начав работу в этом направлении, мы пришли к выводу, что при таком масштабе износа сетей, дефиците средств у коммунальных служб энергосберегающие проекты будут эффективны, если модернизация сетей ведется не локально, а комплексно, одновременно охватывая весь район, крупный жилой квартал. Такой подход будет мотивировать на экономное потребление тепла, воды».

Помимо вопросов эффективности и надежности, городские власти заинтересованы в обеспечении безопасности горожан, предупреждении чрезвычайных ситуаций. Одним из элементов комплексной системы безопасности сегодня является городская система оповещения, которая нуждается в полной модернизации.

«На сегодня для нас это первоочередная задача, – подчеркнул Вячеслав Орехов, коммерческий директор ФГУП «Российские сети вещания и оповещения». –Вероятно, стоит напомнить, что технологическая основа существующей в городе сети заложена десятки лет назад. Города, как известно, укрупняются, задачи усложняются, функционал возрастает, потребности не только растут, но и трансформируются, а мы, увы, все еще сидим на старой базе».

В ближайшие два года предприятие планирует инвестировать в модернизацию петербургской сети радиовещания около 500 млн рублей. Проект по модернизации системы оповещения осуществляется компанией при поддержке Россвязи. Его реализация позволит упростить схему, сократить производственные издержки и вместе с тем расширить ее функциональность. В результате с внедрением инновационной схемы управления сетью, основанной на цифровых методах обработки сигнала, появится возможность задействовать и ресурсы централизованной системы безопасности, которая строится на базе МЧС, подключать районы города, муниципальные округа.

«Иначе говоря, – пояснил Владимир Орехов, – мы сможем решать задачи по оповещению в мегаполисах более рационально, профессионально и адресно. Скажем, если произойдет ЧП в районе, квартале, отдельном жилом доме, то нужную информацию получат те люди, которым она необходима в нужное время. Это предусмотрено уже сейчас на этапе проектирования».

Не мешать, но понимать

На вопрос, как стимулировать инновации, директор по развитию ООО «АИЮ» Илья Григорьев отвечает, что иногда проще не мешать. Комплексные системы наблюдения и оповещения, внедрением которых занимается фирма, – частный проект и в казенных деньгах не нуждается. Услуги по созданию инженерных систем безопасности оплачивают жильцы, на развитие привлекаются средства финансового партнера – Банка «Санкт-Петербург».

Компания использует существующую инфраструктуру, каналы связи, созданные петербургскими провайдерами, которые покрывают почти 80% многоквартирных домов. А со своей стороны формирует новый элемент управления многоквартирным домом за счет распределительных сетей. Сегодня информационной сетью активно пользуются и государственные, и частные структуры, таким образом, проект является своеобразным мостиком между жильцами, застройщиками, государственными службами.

«Все представляют, что такое оптиковолоконные линии, которые проложены всюду – на чердаках, между домами. Рациональнее, безопаснее, надежнее заменить все одним каналом, – считает Илья Григорьев. – Для нас, если уж говорить о поддержке и стимулировании спроса на инновационные, эффективные решения, важно, чтобы городские власти, государство занимались тем, чем, собственно, и должны.

Прежде всего, созданием нормативно-правовой базы, которая регулирует взаимоотношения между нами и собственниками жилых и нежилых помещений, провайдерами, строителями. Это необходимо для того, чтобы системы, которые мы создаем, работали продуктивно и их можно было использовать в режиме проектирования строящихся домов, изначально закладывая наработанные решения и полезные модели, что мы создаем».

Продвижение новинок – процесс сложный, и стимулирование спроса на них чрезвычайно необходимо, более того, здесь протекционизм государства в отношении отечественных производителей будет весьма полезен, считает генеральный директор компании «Политехэнерго» Феликс Финкер. Интерес к разработкам компании, а сейчас они защищены 20 патентами, сначала проявили зарубежные потребители.

Поясним, что принципы организации сжигания твердого топлива, предложенные специалистами, исключают традиционное пылесжигание, значительно сокращают затраты на модернизацию котельных установок, повышают надежность и экологическую безопасность работы.

В Европе, Америке, странах ближнего зарубежья технологиями активно пользуются. В России технология была выведена на рынок при поддержке Интер РАО и РАО «ЕЭС», когда энергетики приступили к реализации масштабной программы модернизации котельных агрегатов крупнейших ГРЭС и ТЭЦ.

«Совершенно очевидно, – подчеркивает Феликс Финкер, – что, как и во всем мире, в России в ближайшее время цены на основные энергоресурсы – природный газ и уголь – будут нормализованы, иначе говоря, сравняются в цене. Уголь, как источник производства электроэнергии, безусловно, укрепит позиции.

Котельный парк ТЭЦ еще вполне может послужить, он не настолько изношен, как утверждают некоторые эксперты, но, что совершенно очевидно, устарела технология сжигания. И здесь необходима мощная поддержка государства, госкорпораций в дальнейшем продвижении инновационных решений в энергетическом секторе».

Механизмы и инструменты

Поднять спрос на отечественные инновационные продукты на внутреннем рынке можно и не дожидаясь особых регулирующих документов, считают специалисты. В том числе, например, опираясь на новый ФЗ 44 о госзакупках, хотя участники рынка критикуют его не меньше, чем предыдущий.

«Закон предусматривает проведение торгов на закупки в два этапа, – напоминает Вячеслав Терентьев. – Считаю, что рассматривать и оценивать на первом этапе следует ТЭО. Когда к моменту второго этапа конкурса будет сформирована и определена объективная цена проекта, всем участникам процесса будет понятна и его экономическая эффективность, и необходимость использования инновационных решений, идей и продуктов.

Более того, уже на первом этапе отсеются несостоятельные фирмы. Таким образом, можно оценить технико-экономические показатели предлагаемого конкурсантом варианта и выявить победителя, который четко обоснует цену и эффективность проекта изначально.

При этом, безусловно, в условиях проведения конкурсной процедуры нужно предусмотреть затраты компаний на разработку ТЭО. Сейчас, к сожалению, заказчик не готов идти на такие издержки и стремится финансовую ответственность, другие риски переложить на участников конкурса. И в итоге, конечно, побеждает рубль».

Кроме того, по мнению Вячеслава Терентьева, если мы намерены создавать систему стимулирования спроса на инновационные продукты, для начала следует определиться с определениями, методическими основами. Пока нет понимания, что такое инновационный проект, что он содержит, на каких условиях реализуется, по какой финансовой схеме, трудно ожидать роста инновационной активности в таких отраслях, как строительство и городское хозяйство.

К действенным инструментам стимулирования спроса на инновации можно отнести и выставки, каталоги, информационные ресурсы. Генеральный директор ООО «ПРИМЭКСПО» Ирина Любина рассказала, что конкурс «Инновации в строительстве», который совместно с комитетом по строительству традиционно проводится в рамках отраслевых выставок, позволяет донести до участников рынка нужную информацию о разработках, новинках петербургских производителей.

В течение года эксперты анализируют инновационные продукты, которые выводятся на рынок, производятся в городе и применяются на стройплощадках. В этом году, например, на конкурс было представлено 550 новинок, более ста продуктов получили высокую оценку. «Это наш вклад во внедрение и стимулирование спроса на инновации в строительной отрасли», – подчеркнула Ирина Любина.

Инициативу по созданию каталога новинок в этом году взял на себя «Союзпетрострой». Представители компаний, входящих в объединение, сами разрабатывают и производят инновации, интересные и полезные для города продукты, но с продвижением их у разработчиков и производителей – проблема.

Информация о новинках распространяется на рекламных ресурсах, сайтах компаний, на страницах специализированных изданий, но единой площадки для всех заинтересованных пользователей, потенциальных потребителей нет – все разрознено. Эту проблему специалисты обсуждали постоянно. Так возникла идея – предложения строителей и производителей стройматериалов необходимо собрать на одном ресурсе.

«Мы получили официальную поддержку от нескольких комитетов правительства Санкт-Петербурга, – рассказала помощник директора «Союзпетрострой» Ирина Толдова, –уже утверждено Положение по порядку ведения каталога, созданию Экспертного совета, включению инновационного продукта в каталог “Инновации в сфере строительства и промышленности строительных материалов”».

Как оператор каталога, «Союзпетрострой» будет не только аккумулировать новинки на специальных ресурсах, но и пытаться включать инновационные продукты в РМД, в федеральную нормативную базу, устраивать методические семинары по их применению.

Информационный ресурс по продвижению инновационной продукции создается и по инициативе города. Как сообщил Денис Миронов, уже в конце года в первой версии появится инновационный портал Петербурга, рамках которого предстоит реализовать проект «Субконтрактинг». Таким образом, в городе будет действовать информационное поле для производителей и потребителей инновационных продуктов, где производитель сможет рассказывать о своей продукции, а потребитель найти то, что нужно.

Город открыт

По словам Миронова, правительство открыто для инициатив, идей, предложений, которые станут способствовать росту спроса на инновационные продукты. И задача по размещению госзаказа Санкт-Петербурга на предприятиях города, поставленная губернатором, стала первым трендом, направленным на стимулирование инновационной активности различных отраслей экономической деятельности.

Кроме того, в Петербурге приступили к активной реализации поручения президента по поддержке производств, выпускающих композитные материалы, формированию спроса на эти продукты. Более того, городом продемонстрирован комплексный подход к решению задачи. Во-первых, найдена возможность изначально решить кадровый вопрос для отрасли за счет комплексной программы «Наука. Промышленность. Инновации», размещен заказ на две образовательные программы по переподготовке кадров, проанализирована и база данных по предприятиям – производителям композитов. «Эта отрасль у нас не только существует, но и активно развивается, – рассказал Миронов, – например, Колпинский завод, с которым город подписал соглашение на поставки, стимулируя, таким образом, потребление продукции на региональном рынке, уже к 2016 году выйдет на проектную производительность».

Безусловно, позиция городских властей по отношению к закупкам по госзаказу станет реальным стимулом для спроса на инновационные продукты. Но это только первый шаг. Важно создать комплекс мер, сформировать систему, направленную на поддержку инициатив снизу, освободить производителей от излишней бюрократии при внедрении новинок в жизнь. Свои предложения участники круглого стола изложили в резолюции, которая направлена в правительство города.

Роза Михайлова

Другие материалы по теме

X