на главную КАТАЛОГИ ТЕНДЕРЫ, ТОРГИ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Каталог компаний
Строительные объекты Санкт-Петербурга
Строительные объекты Ленобласти
Участки, утвержденные правительством под проектирование и изыскательские работы
Перечень саморегулируемых организаций
Стратегические объекты
государственные
коммерческие
торги
Национальные стандарты (ГОСТы)
СНиПы
Своды правил
   ЭКОНОМИКА > Стройиндустрия >
Новости
ЭКОНОМИКА
СРО                                                
Градостроительная политика        
Госзаказ                                        
Управление строительством        
Стройиндустрия                              
Стратегия развития                        
Финансовые инструменты              
Конкурентоспособность                
Кадры                                              
СТРОИТЕЛЬСТВО
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. ЖКХ
ИННОВАЦИИ
МЕРОПРИЯТИЯ
Яндекс


 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

06.07.2010
Компания ПЕНОПЛЭКС стала участником международного проекта в области энергоэффективного строительства - «Longlife»

02.07.2010
Компания ROCKWOOL стала лучшим налогоплательщиком 2010 года

11.06.2010
Участники INFACON-2010 посетили ТФЗ


Морской бизнес Северо-Запада: информационный журнал

Спасательный круг реинтеграции

Еще недавно на первое место в строительной отрасли выходили процессы, связанные с интегрированием. Кризис вызвал обратный процесс: разукрупнение, избавление от непрофильных активов, привлечение аутсорсинговых компаний для обслуживания вспомогательных функций.


Практически любое предприятие под воздействием внешних экономических условий сталкивается с необходимостью изменения своей структуры или функций. О том, насколько актуальным это оказалось для строительной отрасли в условиях кризиса, рассказывает Игорь Федосеев, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета:

– Реинтеграцию можно рассматривать как средство минимизации лишних расходов, которые в строительных компаниях связаны не столько с получением прибыли, сколько с повышением конкурентоспособности на строительном рынке, с намерениями завоевать определенный сегмент на рынке строительных материалов, сократить издержки за счет снижения трансакционных затрат внутри компании и другими целями.
Частично эти подразделения были менее эффективны, чем основная деятельность самой компании, так как обслуживали неадаптивные процессы. Понятно, что специалисты в области строительства, например, хуже разбираются в продвижении готовой квартиры на рынке. Поэтому, даже создавая на базе привлеченной компании нужное для этого подразделение, они все равно сталкиваются с тем, что эффективность работы подразделения оказывается ниже, чем эффективность основной деятельности – возведения зданий и сооружений. То же касается других интегрированных структур.
Если в условиях растущего рынка эти элементы необходимы, исходя из намеченных стратегией развития целей, то в кризисный период все цели, кроме выживания и сохранения уровня рентабельности не ниже определенного уровня, отступают на второй план.
Тогда возникают два варианта дальнейшего развития. Либо избавиться от низкоэффективных подразделений, но потерять при этом на минимизации издержек за счет трансакций и на синергетическом эффекте, который обеспечивала интеграция. Либо выделить центры ответственности, так называемые центры прибыли и центры затрат, по которым руководство компаний отслеживало бы вклад каждого подразделения в общую копилку. То есть сначала компании, поставленные перед необходимостью провести реструктуризацию, постараются выяснить, что для них экономически выгоднее сохранить, а что – нет.

– Какие пути предпочитает предприятие, чтобы избавиться от убыточного бизнеса?

– Все зависит от конкретной ситуации, в разрешении которой принимаются во внимание три фактора: затраты на ликвидацию, затраты на продажу и наличие покупателя. Если есть желающие заплатить больше, чем затраты на ликвидацию, то компания (подразделение) будет продана. Если нет перспективного покупателя даже при низкой цене, то компанию проще обанкротить.

– Есть ли разница в процессах реинтеграции для крупных и средних компаний?

– Правильнее задаться вопросом: кто из них оказался более жизнеспособным в условиях кризиса? Конечно, крупные. Поскольку, исходя из эффекта масштаба, двукратный рост объемов производства снижает общие издержки на 20 %, то крупный бизнес оказывается менее затратным в пересчете на единицу продукции, чем небольшой. Однако по сравнению со средним бизнесом он менее универсален. Но сейчас вопросы универсальности мало кого волнуют. Поэтому чем крупнее компания, тем больше у нее запас прочности, тем дольше она продержится на рынке при неблагоприятных условиях.
А так как по закону мультипликативного эффекта любые отрицательные воздействия экономическая система умножает, а положительные в лучшем случае суммирует, то негативные последствия кризиса продолжают множиться.
Учитывая, что строительный цикл составляет примерно три года, то даже после полного окончания кризиса, о сроках которого никому ничего не известно, его последствия отрасль будет переживать на протяжении нескольких лет, что опять-таки на руку крупному строительному бизнесу.
По данным исследований нашей кафедры, индекс концентрации Герфиндаля-Хиршмана для компаний-застройщиков изменился незначительно. То есть мы говорим об изменении рынка, об уходе с него производителей, о падении конкуренции, об избавлении от экономически неэффективных подразделений, но для крупных компаний-застройщиков это не так.

– В какой степени процессы реструктуризации коснулись производителей стройматериалов? Насколько это зависит от специфики продукции?

– Еще до первых признаков кризиса некоторые руководители предприятий понимали, что будущая тенденция развития производства – это уход на региональные рынки. Но в регионы с дорогими конкурентными товарами не уйдешь. Поэтому наметилась тенденция по снижению и качества, и стоимости. Опять в моду входят отечественные не самые качественные сухие смеси и отделочные материалы. Еще одна общая тенденция – минимизация расходов производства, в том числе за счет снижения квалификации персонала.
Если при росте рынка и собственного благосостояния потребитель задумывался о качестве готовой продукции и был готов выбирать материал подороже, то сегодня строители возвращаются к прежней схеме, потому что привыкли работать со старыми проверенными материалами. Новые были хороши, но дороги, со сложной спецификой: их применение требовало квалификации рабочих, соблюдения технологий.
Скорее всего, отрасль отодвинется лет на пять назад и по качеству, и по ассортименту строительных материалов. Но по окончании кризиса опять начнется качественно новый виток развития: будут расти объемы производства, создаваться новые предприятия, на рынке появятся принципиально новые материалы – более инновационные по сравнению с теми, которые уже внедрялись.

– Снижение качества стройматериалов, возврат к прежнему ассортименту очень мало согласуется с инновационной политикой в отечественной экономике.

– Строительство как сфера экономической деятельности консервативна во всем мире. В специальной литературе строительству дается характеристика «неповоротливой отрасли» (laggard industry). Например, в США строительство характеризуется как отрасль с наименьшей инновационной активностью. Так, по данным американского Министерства энергетики (DoE), в США компаниями, работающими в сфере жилищного строительства, в НИОКР (R&D) инвестируется 0,3–0,4% от общего объема продаж, тогда как в среднем по другим промышленным отраслям на эти цели отчисляется 3–4%. Схожие оценки имеются и по большинству строительных фирм Западной Европы.
Доля инновационно активных предприятий в строительстве РФ в 2008 году, по оценкам экспертов, составила 4,9%, что значительно ниже среднего по промышленности уровня.
Будет ли она развиваться по инновационному пути, зависит от потребителя, от того, захочет ли он пользоваться новыми технологиями, понимая их привлекательность. Готов ли он будет за них платить, потому что внедрение любых инноваций дорого.
Пока кроме района, этажности, типа конструкций и цены за кв. м среднего потребителя мало что интересует. Он ничего не знает ни о напряженных бетонах, ни о количестве арматуры, ни о материале, из которого ее производят, ни об используемых утеплителях. Он не понимает их потребительской ценности, поэтому не способен сознательно использовать предлагаемые на строительном рынке инновации.
Потребитель никогда не согласится переехать в другой город или район только потому, что ему там предложат более энергоэффективное или экологически безопасное жилье. По крайней мере, до тех пор, пока его не принудят к этому насильно или пока не воспитается новый класс потребителей, которые проникнутся идеей ресурсосбережения и создадут необходимый для подобного строительства спрос.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Дина Мухаметдинова, директор по маркетингу и рекламе ООО «ПКП «Ресурс»:

– Заняться реструктуризацией компанию вынудили внутренние проблемы экономического характера. Обратившись к консультантам, мы провели реструктуризацию, выделив самостоятельные профильные подразделения – отдельные юридические лица. Все они получили возможность развиваться независимо на основе самоокупаемости. Например, логистическое подразделение оказывает услуги клиентам компании как самостоятельная структура. Отдельным подразделением также стало новое производство по выпуску вспененного полиэтилена, который уже занял серьезную долю рынка в Петербурге. Параллельно мы проанализировали клиентскую базу и изменили товарную матрицу, выведя продукцию группы С в категорию товаров «под заказ», что сразу же сократило складские площади.
В результате компания избавилась от неоптимизированных затрат и смогла увеличить рентабельность втрое. По мере углубления кризиса это сыграло свою роль и дало возможность не сокращать инвестиции в развитие производства и выведение на рынок новых товаров.

16.10.2009    


Список упоминаемых компаний
Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет
Ресурс
Ключевые слова
реинтеграция, регионы, конкуренция, сухие смеси, отделка, НИОКР

НОВОСТИ

09.07.2010 09:16
Бизнес готов вкладываться в инновации

09.07.2010 09:11
Риэлторы ожидают роста продаж на рынке первичной недвижимости к осени этого года

09.07.2010 09:04
Арбитражный суд заслонит Смольный собор

09.07.2010 08:59
Группа ИСТ открыла в Ленобласти первую очередь литейного производства ТВСЗ

09.07.2010 08:52
В Петербурге откроется новый бизнес-центр класса «В»

Строительство и городское хозяйство
Промышленно-строительное обозрение
 
на главную

О ПРОЕКТЕ | КОНТАКТЫ | РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА | КАРТА САЙТА | ВХОД

© 2009-2010 «СЕВЕРОСЛАВЯНСКОЕ БЮРО РЕКЛАМЫ»