на главную КАТАЛОГИ ТЕНДЕРЫ, ТОРГИ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Каталог компаний
Строительные объекты Санкт-Петербурга
Строительные объекты Ленобласти
Участки, утвержденные правительством под проектирование и изыскательские работы
Перечень саморегулируемых организаций
Стратегические объекты
государственные
коммерческие
торги
Национальные стандарты (ГОСТы)
СНиПы
Своды правил
   ЭКОНОМИКА > СРО >
Новости
ЭКОНОМИКА
СРО                                                
Градостроительная политика        
Госзаказ                                        
Управление строительством        
Стройиндустрия                              
Стратегия развития                        
Финансовые инструменты              
Конкурентоспособность                
Кадры                                              
СТРОИТЕЛЬСТВО
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. ЖКХ
ИННОВАЦИИ
МЕРОПРИЯТИЯ
Яндекс





 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

01.09.2010
В СПб началось строительство новой дороги с использованием теплоизоляции ПЕНОПЛЭКС®

30.08.2010
ПЛАСТФОИЛ® защитит от опасных загрязнений на свалках и полигонах ТБО

30.08.2010
«Водоканал Санкт-Петербурга» готовится к зиме


Морской бизнес Северо-Запада: информационный журнал

Требуется детальное нормирование

Процессы и продукция капитального строительства нуждаются в нормализации. В первую очередь надо навести порядок в нормативно-правовой базе. Об этом - рассказывает Ефим ИЗРАИЛЕВ, член Союза архитекторов России, член-корреспондента Инженерной академии.

– Непосредственное управление действиями всех участников инвестиционного процесса происходило в рамках созданной в течение десятилетий силами отраслевых НИИ нормативной базы капитального строительства (НБКС). Она включала к началу «перестройки» около трех тысяч нормативных документов. Все их требования надлежало исполнять под угрозой преследования по закону.

НБКС СССР, хотя и не лишена была серьезных недочетов, по сути, являлась концентратом знаний и опыта лучших специалистов отрасли. Пренебрежение ее требованиями было чревато, кроме аварий и традиционного удорожания строительства, срывами сроков, удлинением инвестиционного цикла, перерасходом ресурсов всех видов, принадлежащих отнюдь не отрасли, увеличением впоследствии эксплуатационных затрат.

«Дикий» капитализм в отрасли

– Когда лет 20 назад неизбежность изменений в экономике стала очевидной, надо было в первую очередь организовать ревизию НБКС. А поскольку отрасль использует продукцию множества других, законодатели и правительство должны были организовать синхронную модернизацию отраслевых баз и корректировку связанных с капитальным строительством законодательных актов. Но ничего похожего не произошло.
Вместо этой трудоемкой и сложной работы спустя какое-то время, растеряв кадры своих НИИ, руководство отрасли начало действовать по схеме «тришкин кафтан». Беспорядочно появлялись новые нормативные документы. Некоторым из них Минюст РФ отказывал в регистрации. Аннулировались прежние. Прекратилось ежегодное переиздание перечня действующих нормативных документов с грифом «издание официальное».
Наступил период смуты, когда ни персонал отрасли, ни контролирующие организации не могли знать: является ли тот или иной документ действующим, а следовательно, допустимо ли принятое по нему техническое решение.
И это при том что единственным критерием надежности зданий и сооружений в течение назначенного расчетного срока их непрерывной эксплуатации было соответствие всех параметров здания (сооружения) и технологии его возведения требованиям действующих нормативных документов. Выходит, уровень надежности построек «периода смуты» невозможно оценивать.

Среди негативных последствий «смуты» – возведение жилья с ценами, не доступными большинству нуждающихся. Это массовое появление «обманутых дольщиков». Это нелепое отставание социальной и инженерной инфраструктуры в местах, где уже давно живут новоселы. Это использование непроверенных технических решений, чреватых неожиданностями для покупателей, например, устройство «вентилируемых фасадов» с коротким сроком службы и загадкой – когда, кто и за чьи деньги будет их заменять. Это реальная перспектива обрушения балконов в домах повышенной этажности задолго до капитального ремонта. Это невозможность установить показатели фактического качества конкретных объектов строительства, позволяющих дифференцировать их рыночные цены.
При этом, согласно расчетам Всемирного банка («Новое время» № 18, 2009, с. 37), на согласование строительного проекта во всех инстанциях в Швеции требуется 114 дней, в США – 40, в России – 704 дня.

«Бумажные» законы не панацея

Закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ вступил в силу 27.12.2002 г.
Он распространяется на капитальное строительство, однако игнорирует особенности строительных процессов и продукции нашей отрасли. В частности, специфику градостроительной и архитектурной деятельности.
Законом не учитывается то, что достоверно определить уровень надежности законченной постройки и назначить срок ее непрерывной эксплуатации невозможно. Такова специфика строительного процесса: почти каждая новая технологическая операция скрывает результаты предыдущей. Проверка надежности здания требует не одноразового поверхностного контроля госкомиссией в момент сдачи в эксплуатацию, а пооперационного – в течение всего периода строительства. Надо учитывать отягощающие обстоятельства: 90% рабочих – мигранты, не имеющие строительных профессий, есть острый дефицит специалистов с высшим образованием.
Для строителей характерен правовой нигилизм. Значит, безопасность людей, имущества и окружающей среды должна обеспечиваться непрерывным государственным контролем за соблюдением нормативных требований. Это можно наладить с участием аккредитованных коммерческих структур с установленной мерой финансовой (а при авариях и уголовной) ответственности за невыявленные нарушения. Организационно-методические разработки и контроль за их исполнением можно оставить за чиновниками.

Далее, в ч. 1 ст. 6 «Закона о техническом регулировании» заявлено о необычной цели нормирования. Это «предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей». Здесь, кроме традиционных обманов со сроком сдачи объекта в эксплуатацию, есть еще три наиболее частых действия. Первый – продажа посредственной продукции по цене хорошей. Второй – сокрытие назначенного расчетного срока непрерывной эксплуатации построенного здания и ожидаемого срока по его фактическому состоянию как в целом, так и отдельных элементов. Третий – сокрытие величины удельных суммарных эксплуатационных затрат за весь ожидаемый срок непрерывной эксплуатации по его фактическому состоянию.
Для блокирования первого пути существует механизм, основанный на квалиметрии (количественной оценке качества), позволяющий объективно определять фактический уровень качества законченной постройки. Такой механизм позволил бы, в конце концов, дифференцировать цену продукции сообразно ее качеству. Кстати, относительно недавно наш премьер-министр В. Путин с грустью говорил об отсутствии такого универсального самодействующего рыночного механизма. Однако метод этот до сих пор не заинтересовал чиновников.
Для блокирования второго пути в НБКС надо иметь инструкцию по назначению расчетного срока непрерывной эксплуатации не только для различных бюджетных объектов, но и для недвижимости, предназначенной к рыночной продаже. Кроме того, нужны нормативные документы, устанавливающие методику объективного прогнозирования ожидаемой продолжительности непрерывной эксплуатации постройки по фактическому ее состоянию и в целом, и для отдельных ее элементов.
НБКС до 27.12.2002 г. содержала требования, подлежащие безусловному исполнению, что служило для персонала отрасли, заказчиков, контролирующих органов, а в случае аварии и для суда доказательством наличия (отсутствия) вины.
«Закон о техническом регулировании» гласит: «свод правил» – это документ, в котором содержатся технические правила проектирования и строительства, применяемые на добровольной основе; «стандарт» – это документ, устанавливающий правила для добровольного использования.
Между тем практически все авторитетные словари русского языка разных лет, во-первых, определяют термины «норма», «правило», «инструкция», «стандарт», «указания» и др. как равнозначные синонимы названий документов, во-вторых, подчеркивают обязательность их исполнения. Так, например «инструкция» в словаре 1894 г. (изд. Брокгауз и Эфрон) указывает на обязательность исполнения такого документа как должностными, так и частными лицами. В словаре Ожегова (изд. «Русский язык», М., 1986 г.) сказано: «норма» – это узаконенное установление, признанный обязательным порядок. Авторы нового закона, видимо, полагали, что нашли оригинальный способ разрубить «гордиев узел» нерешенных проблем с модернизацией нормативных баз, сведя к минимуму свои усилия.

Отрегулировались

Очередным потенциально разрушительным фактором для капитального строительства стал вступивший в силу 01.07.2008 г. Закон «О саморегулируемых организациях» № 315–ФЗ. Суть саморегулирования состоит в добровольном объединении производителей продукции в сообщества (СРО) с круговой порукой. Они создают в складчину компенсационный фонд для покрытия убытков потерпевшему заказчику из-за плохо сработавшего члена сообщества. СРО сама разрабатывает стандарты и правила для своей профессиональной деятельности, а также создает свой контрольный орган по соблюдению требований этих документов внутри сообщества. Кроме того, СРО образует свой третейский суд для разрешения внутренних споров, а также с заказчиками.
Идея СРО из-за высокой вероятности опасных последствий представляется чересчур поспешной. С зарубежным принципом саморегулирования забежали вперед, думаю, на много лет. Условия функционирования СРО за рубежом отличны от наших: их капитализму больше четырех веков. Там столетиями культивировали добросовестность и профессионализм, конкурентоспособность и качество продукции. Нашему – полтора десятилетия, и он еще совсем «дикий». Изменение же менталитета – процесс весьма длительный, если верить Библии, то лет сорок.
Причины популярности СРО у чиновничества лежат на поверхности. Это желание избежать заслуженной кары за безрезультатность многолетней деятельности по приведению отраслевых нормативных баз к условиям нового социально-экономического уклада. И реальная возможность безгрешно минимизировать свою ответственность за все происходящее: неконкурентоспособность продукции, ее низкое качество, конфликты с покупателями.
Судя по происходящему, и законодатель, и правительство, и руководство отраслью сочли, что на переходном этапе от дикого капитализма к цивилизованному создание НБКС РФ – это излишество. Каждым из множества СРО будут созданы свои нормы и правила добровольного применения. А контроль за исполнением своих рекомендаций силами самих СРО обеспечит защиту здоровья людей, имущества и окружающей среды с учетом условий рыночной экономики. Если эта догадка верна, ситуация вскоре станет напоминать город, где каждое транспортное средство ездит по своим правилам уличного движения.
Помня, что прежняя НБКС создавалась в течение десятилетий отраслевыми НИИ, где было много высококвалифицированных специалистов, вряд ли стоит рассчитывать, что персонал СРО сможет быстро создать надлежащую нормативно-правовую базу.

Поиск выхода

По сравнению с высокотехнологичными современными производствами технологии строительно-монтажных работ примитивны. Однако без продукции нашей отрасли экономика просто не могла бы существовать. Нынешнее положение дел отрасли взывает к решительным мерам.
Начинать, разумеется, надо с модернизации разрушенной системы управления отраслью, то есть с реанимации Госстроя РФ. Его главной, а на сегодня, быть может, единственной задачей должно стать создание инструмента для непосредственного управления деятельностью всех участников инвестиционно-строительных процессов и свойствами продукции этих процессов. Другими словами, создание отраслевой нормативной базы переходного периода.
Эта база, вне всяких сомнений, должна быть федеральной, что не исключает создания региональных нормативных баз, учитывающих природно-климатические, а возможно, и какие-то иные особенности регионов.
Спецификой федеральной нормативной базы переходного периода, с одной стороны, должна быть ориентация на низкую квалификацию нынешнего персонала отрасли. Это подразумевает максимальное количество устанавливаемых нормативных требований (поскольку оно обратно пропорционально квалификации персонала) и их подробную детализацию. С другой стороны, правовой нигилизм персонала должен своевременно пресекаться неуклонным государственным контролем. А значит, в федеральной нормативной базе должна быть досконально прописана организация системы непрерывного государственного контроля за соблюдением установленных нормативных требований. И, кроме того, технология его проведения, которая должна включать определение конкретных показателей фактического качества законченной постройки с выдачей соответствующего сертификата.

Подготовила Нелли Богорад

КОЛОНКА ЗАКОНОДАТЕЛЯ

Сергей КУЗЬМИН,
председатель постоянной Комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу ЗакС Ленинградской области

– Как известно, в соответствии с Указом Президента РФ регионам до 1 мая 2010 года необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.
Но во всех субъектах есть ветераны, которые встали на учет после 1 марта 2005 года и тоже нуждаются в улучшении жилищных условий.

Для того чтобы все нуждающиеся ветераны были обеспечены жильем, мы вышли с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» в части обеспечения жильем ветеранов войны, вставших на учет после 1 марта 2005 года. В конце октября из Аппарата Правительства Российской Федерации был получен ответ. В нем сообщалось о том, что проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» направлен в Минрегион России для подготовки заключения по нему.

Также хочу подчеркнуть, что губернатор Ленинградской области поставил перед руководителями муниципальных образований и соответствующих структур областного правительства задачу обеспечить жильем всех нуждающихся ветеранов ВОВ, проживающих на территории региона. Главы муниципальных образований должны до 1 ноября предоставить пофамильные списки таких ветеранов.
Поэтому считаю, что вопрос этот в Ленинградской области находится на контроле и будет решен.

Если говорить о ветеранах, которые встали на учет до 1 марта 2005 года, с начала года на приобретение жилья для них выделено из бюджета 167,3 млн руб. Из них 124 млн – из федерального бюджета, 43 млн – из бюджета Ленобласти.

По состоянию на 1 октября этого года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Ленобласти состоят 145 семей ветеранов ВОВ. Средства получила 131 семья. Из них 34 семьи уже приобрели себе жилье, а по 97 принято решение о предоставлении субсидий. По остальным 48 нуждающимся семьям в органах местного самоуправления готовятся правоустанавливающие документы.

22.12.2009     «Строительство и городское хозяйство» №114


Список упоминаемых компаний
Инженерная академия
Союз архитекторов
РоссииКомиссия по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу ЗакС Ленинградской области
Ключевые слова
нормативы, согласование, вентилируемые фасады, сро, дольщики, 184-ФЗ, техрегулирование, НБКС

НОВОСТИ

03.09.2010 12:04
Обрушившийся дом на Лиговском проспекте будет реконструирован, а не снесен

03.09.2010 11:39
КГА СПб нарушает права предпринимателей, установила прокуратура

03.09.2010 11:28
Суд в Москве принял заявление «Евроцемент трейд» о банкротстве СУ-155

03.09.2010 11:12
Главный штаб ВМФ не поедет в Петербург

03.09.2010 11:06
Холдинг «Адамант» может не успеть сдать вестибюль метро в Петербурге в срок

Строительство и городское хозяйство
Промышленно-строительное обозрение
 
на главную

О ПРОЕКТЕ | КОНТАКТЫ | РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА | КАРТА САЙТА | ВХОД

© 2009-2010 «СЕВЕРОСЛАВЯНСКОЕ БЮРО РЕКЛАМЫ»