жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Новые технологии – новый подход: экспертные услуги в строительстве

Информационные технологии, которые сегодня активно внедряются в процессы проектирования и экспертизы, не только меняют методы работы, переформатируют структуру организаций, но и мировоззрение. Главным инструментом завоевания позиций на рынке экспертных услуг становится клиентоориентированность.

Игорь Юдин
Игорь Юдин

О том, что ожидает строительную отрасль, как изменятся взаимоотношения между проектными компаниями и экспертными организациями с внедрением нового формата документооборота, как повлияют информационные технологии на рынок экспертных услуг, – наш разговор с директором СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» Игорем Юдиным.

– Игорь Геннадьевич, как вы оцениваете сегодняшнее положение строительной отрасли в регионе?

– Думаю, сейчас отрасль на пороге перемен. Шаги, которые предпринимаются в области законодательства, в том числе организационные, структурные изменения, пока, возможно, не очень отчетливо видны. Но в итоге, уверен, обеспечат технологический прорыв. По крайней мере, в ведущих направлениях строительства и индустрии материалов. Много говорится о том, что мощности устарели, что из оборота выводятся производства. Но экономика, как известно, не терпит пустоты – вместо них будут запущены предприятия нового поколения на базе современных технологий. Это даст эффект, повлияет на развитие отрасли, на другие виды экономической деятельности, напрямую связанные с ней, в частности – изыскания, проектирование и экспертизу. Так или иначе, мы неминуемо пойдем по пути инноваций и широкого использования информационных технологий.

– На чем основана такая уверенность?

– А есть альтернатива? Можно ли конкурировать, добиваться эффективности и качества, роста производительности труда, применяя устаревшие методы строительства? Можно ли стать конкурентоспособной экспертной компанией, продолжая работать с бумажными носителями, не используя достижения современных технологий? Очевидно, что со старым арсеналом о конкуренции и речи быть не может. Западные страны давно оперируют в пространстве электронных сервисов, далеко шагнул и Восток. Стала очевидной необходимость перехода на цифровую экономику. Под этим подразумевается активное внедрение IT-технологий в промышленное производство, строительство. Строительная отрасль подвижна, мгновенно реагирует на изменения. Недаром ее называют локомотивом экономики: вокруг нее выстраиваются взаимосвязанные производственные цепочки, под ее нужды создаются рабочие места.

– Но некоторые эксперты убеждены – строительная отрасль сейчас в тупике…

– Есть такие суждения, отчасти с ними согласен: кажется, сейчас тупик, безвременье… Действительно, все мы наблюдали, как сокращался объем финансирования, инвестиций. В принципе, средств часто не хватало, а капитал пытался уйти в другие, более выгодные сектора. Сейчас бизнес на перепутье. Пятна застройки, что приобретались в «тучные» годы, либо освоены, либо перепродаются. Использовать земельные участки станут чем дальше, тем более прагматично. Проекты уже начинают переформатировать, корректировать, подстраиваясь под спрос.

Девелоперы, способные прогнозировать, в какую сторону изменится спрос, пересматривают свои бизнес-стратегии. Не соглашусь с тем, что темпы строительства сильно замедляются, скорее корректируются планы, видоизменяются проекты под тот формат жилья или деловой недвижимости, который будет в перспективе востребован.

– Обновление как-то отражается на проектировании и экспертизе?

– Обновление идет, год назад многие, в том числе и в нашей организации, говорили, что внедрение электронного документооборота – дело нереальное. Тем не менее, пусть и с вполне ожидаемыми трудностями, процесс идет. Причем именно в соответствии с поставленными государством задачами. Сейчас услуга по проведению государственной экспертизы в электронном виде предоставляется устойчиво и своевременно.

– Считается, что процесс перехода экспертизы на электронный формат будет долгим…

– Не думаю, что процесс будет долгим. Полугодовой опыт активной работы госэкспертизы в новой системе – тому подтверждение. Несмотря на то что многие заявители пока не всегда готовы работать быстро – прогресс налицо.

С внедрением IT меняются и структура предприятий, и методы их работы, и мировоззрение

Уже выделяются проектные компании, где уровень разработчиков проектов и IТ-специалистов высок, что позволяет успешно формировать документацию в электронном виде и удаленно загружать ее. Более того, у некоторых из них мы перенимаем прогрессивные методы работы, идет конструктивный обмен идеями. Например, недавно мы обнаружили, что от наших партнеров пришла документация, где цифровые подписи размещены в каждом pdf-файле. Это исключает необходимость проверять подписи общим списком, что очень удобно.

Так что вряд ли переход на электронный формат затянется. В жизни достаточно примеров, когда новые технологии оказания услуг сначала полностью отторгались, а потом быстро входили в обиход. Вспомним, каким недоверием сопровождалось создание МФЦ, которые сейчас действуют всюду, или широкое использование банковских карт.

– Государство, учреждая институт негосударственной экспертизы, ставило целью формирование конкурентной среды в этой сфере деятельности. Как вы считаете – цель достигнута?

– Хотя институт негосударственной экспертизы работает не во всех регионах страны, это большой рынок. Скажем, в Петербурге 35 организаций, в Москве – 110. Конкурентная среда активно формируется в первую очередь в тех регионах, где имеется спрос на услуги экспертных организаций.

В целом в стране к 85 государственным добавилось примерно 500 негосударственных экспертиз. В итоге на рынке экспертных услуг страны оперируют около 600 компаний разного уровня полномочий и профессионализма. И это позитивный фактор, заставляющий всерьез задуматься о таком необходимом аспекте конкуренции, как клиентоориентированность.

– Что вы подразумеваете под этим понятием?

– Это понятие широко воспринято бизнесом, который использует эффективные инструменты привлечения клиентов, решая задачи по удовлетворению их самых главных потребностей: качество товаров, своевременность поставки и оказания услуг. В итоге растут продажи, объемы производства, расширяется клиентская сеть. В сфере экспертных услуг с ростом конкуренции придется идти по этому пути и формировать свои инструменты.

Традиционно клиентоориентированное развитие подразумевает три фазы: качественный сервис, профессиональный сервис и высшая стадия – создание центра оказания услуг. До третьей фазы доходят далеко не все. В России пока лишь наши столичные коллеги, с моей точки зрения, близки к такому уровню, именно они создают сегодня профессиональную среду, к ним приходят за опытом.

– На какой фазе находится ваша организация?

– Элементами клиентоориентированности обладают все организации, располагающие ресурсами, опытом, демонстрирующие современный подход в работе. Наша организация, безусловно, продвинута в части внедрения современных сервисов, и сейчас мы находимся на втором уровне. Весной начал работать дополнительный сайт Центра госэкспертизы, который стал удобной площадкой для знакомства с услугами учреждения. Мы постарались их сформировать, руководствуясь объективными показателями спроса, требованиями рынка. Часть новых услуг сконструирована с появлением современных электронных сервисов, с учетом изменений структуры отрасли в Петербурге.

– Что в этом перечне и насколько новые услуги востребованы?

– В числе восьми дополнительных услуг прежде всего различные виды консультаций, которыми можно воспользоваться на всех этапах разработки проектной документации. В самом начале, когда формируется ППТ или ПМТ, или на стадии создания архитектурного и градостроительного облика зданий и сооружений.

Проект
Если это несложный объект, за 18 дней реально осуществить процедуру полностью и за 25-26 дней получить разрешение на строительство

Наши эксперты не только могут подсказать решения, но и очень быстро обнаружат те недочеты в документации, которые могут стать причиной появления проблем в процессе реализации проекта.

В этом ряду услуги по формированию удостоверяющего листа, по переводу документации в электронный вид. Кроме того, в перечне – публичный технологический и ценовой аудит, услуга по оценке бизнес-планов.

Не буду утверждать, что к нам выстроилась очередь из желающих воспользоваться новыми предложениями, но с апреля, когда заработал сайт, число его посетителей растет постоянно. Сейчас мы стремимся не столько заработать, сколько показать, что партнерство с нами комфортно и удобно.

Считаю, что рынок потребует новых, комплексных услуг, связанных с повышением экономической эффективности проектов – от зарождения идеи до конца жизненного цикла объекта, на базе информационных технологий. Это куда более серьезный процесс, философский, я бы сказал, экономически интересный, обрастающий широким набором дополнительных услуг. К этому нужно идти.

– А насколько это необходимо организациям госэкспертизы, пока, как известно, все обеспечены заказами в достаточной степени. Ведь есть регионы, где действует только одна организация – государственная.

– Действительно, пока конкуренция между госэкспертизами идет только на методологическом уровне, качественном подходе к использованию информационных ресурсов, знании законов, грамотном их применении. И, по сути, часто переходит в кооперацию, когда опытные коллеги помогают с внедрением современных методов работы.

Между тем считаю вполне вероятным в ближайшее время некоторое расслоение в среде государственных организаций госэкспертизы. Именно с точки зрения клиентоориентированности – в расширении возможностей для партнеров, в создании комфортных условий для работы. И те организации, что уже сформировали и предлагают дополнительные услуги, новые сервисы, в том числе в области сопровождения проектов, разработанных по технологии информационного моделирования, уйдут в отрыв. Кроме того, клиентоориентированность подразумевает постоянное, тотальное обучение персонала. И учиться придется не только новым методам работы непосредственно в области экспертизы, но и коммерции.

На мой взгляд, в штате экспертной организации должны быть не просто системные администраторы, а специалисты, которые наряду со знаниями IТ будут хорошо разбираться в процессе ведения экспертизы. Таким образом, с внедрением информационных техно логий меняются и структура предприятий, и методы их работы, и мировоззрение. Так организация подходит к высшему этапу клиентоориентированного развития, перерождаясь в центр обслуживания.

– Для девелоперов, строителей самым важным всегда будет возможность как можно быстрее получить положительное заключение экспертизы и следом разрешение на строительство.

– Совершенно справедливо. И этот процесс можно ускорить. Мы анализировали его в деталях, просчитывали свои возможности и не исключаем вероятности, что провести экспертизу можно быстрее действующих нормативных сроков. Но, конечно, при условии высокой степени готовности проекта.

Если это несложный объект, за 18 дней реально осуществить процедуру полностью и за 25–26 дней в итоге получить разрешение на строительство, поскольку значительная часть документов для получения разрешения на строительство при прохождении экспертизы в СПб ГАУ «ЦГЭ» предоставляется в Службу госстройнадзора автоматически. Но сейчас справедливо было бы говорить о сроках в 35–36 дней. Некоторые проекты в последнее время уже уложились в эти сроки. Но очень нужно адекватное понимание задачи со стороны партнеров: проектировщиков, инвесторов, застройщиков.

У нас есть опыт плодотворного сотрудничества, когда разработанный с нуля масштабный проект, представленный на рассмотрение нашей организации, был высокого качества, наши партнеры в полной мере использовали все преимущества работы в электронном формате, и в результате экспертиза в технической части была проведена за 29 дней, вдвое быстрее нормативных сроков.

– Такие возможности дают новые технологии…

– Больше скажу, новые технологии не только позволяют сокращать сроки и имеют большие перспективы. Они совершенствуют методы управления и дисциплинируют всех участников процесса.

Цифровые технологии дают возможность для развития новых сервисов, удобных для заказчика. И в итоге все вместе взятое приводит к решению основной задачи – проект выходит качественным, соответствующим требованиям спроса.

В наших планах создание на сайте электронной библиотеки для проектировщиков, где будет аккумулироваться информация о товарах и продукции предприятий, поставляющих оборудование, указываться производитель, месторасположение, логистика, что позволит совершенно четко рассчитать затраты. Библиотеки, как и каталоги, требуют не только владения специальными программными продуктами, но и практики наполнения реальной информацией, связей с базами. Наверняка вся эта информация существует, но надо ее унифицировать, перевести в нужный формат. Это кропотливая работа, но отдачу дает хорошую.

Все указанные факторы имеют прямое отношение к клиентоориентированности. Это инструмент достижения цели, которую мы формулируем так: качество, ответственность и своевременность.

Роза Михайлова

Другие материалы по теме

X