жк днепропетровская 37 квартиры 4.4

Органайзер для области

С тех пор как руководитель КАГ Валерий КИМ объявил о том, что фактически проект схемы территориального развития Ленинградской области готов, в Комитете стали проводиться еженедельные консультации районных, муниципальных или сельских властей.

Цифры эти постепенно снижаются, что тем заметнее, чем ближе наступление 2009 года. Из 17 муниципальных районов решения о подготовке документации до настоящего момента не приняты в двух – Лодейнопольском и Подпорожском. Из 62 городских поселений – в 19, из 142 сельских поселений – в 70.

Проектные препоны

По словам Валерия Кима, сегодня стоимость различных стадий разработки градостроительной документации для муниципалитетов колеблется от 200 тыс. до 5-6 млн рублей.

Главная проблема – в отсутствии у муниципалитетов этих средств. Другой насущной проблемой является нехватка грамотных проектировщиков. Приток молодых специалистов, ввиду отсутствия у них необходимого опыта, не принес ожидаемых результатов. Даже проведение конкурсов не оградило муниципальные власти от фирм, напоминающих в профессиональном отношении пресловутые «Рога и копыта».

Областной КАГ вынужден был вести список организаций, которые инвесторам и градостроителям рекомендуется обходить стороной. Пока в регионе работают в основном местные – петербургские и областные – организации. Успехи первых заметнее. Проектировщики из других регионов РФ зарекомендовали себя не с лучшей стороны. Областной КАГ даже обратился за помощью к белорусам, в институт «Минскпроект». Но пока здешние специалисты не участвовали ни в одном конкурсе на право выполнения муниципального контракта. Над планами разных уровней в ЛО работают порядка 20 проектных организаций.

Основными разработчиками схемы территориального планирования ЛО (далее СТП ЛО) являются ФГУП РосНИПИ Урбанистики и ОАО «НИИП градостроительства».

К отдельным частям проекта привлекались специализированные организации. Например, концепция развития агропромышленного комплекса ЛО разработана ФГУП РосНИПИ Урбанистики совместно со специалистами Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства РАН.

В настоящее время разработка проекта СТП ЛО завершена. Материалы рассматриваются структурными подразделениями администрации ЛО. Из 204 муниципалитетов 1-го уровня 2/3 самостоятельно организуют разработку планов, 1/3 – передала свои полномочия муниципалитетам 2-го уровня. «Доходчивость» процессу обеспечивает экспозиция СТП ЛО в здании КАГ.

С оглядкой на соседей

Руководству КАГ предстоит увязать свои решения как с муниципальными образованиями, так и с соседними субъектами РФ. А это не только Санкт-Петербург, но и Республика Карелия, Вологодская, Новгородская области и др. И, наконец, с Российской Федерацией. Специфические особенности подготовки СТП ЛО вызваны ее геополитическим положением, природным и социально-экономическим потенциалом. Прежде всего она должна обеспечить на территории области реализацию международных, федеральных и региональных интересов. СТП РФ отсутствует, и подготовка СТП ЛО зачастую напоминает разработку предложений по размещению на ней федеральных объектов.

Проблемы, с которыми столкнулись и разработчики проекта СТП, и исполнительная власть области, тоже связаны с федеральным уровнем планирования.

До сих пор отсутствует прогноз развития федеральных объектов, присутствующих на территории области.

Не всегда имеются в наличии долгосрочные программы и планы развития отраслей и естественных монополий, которые влияют на развитие региона и т. п. Даже сбор исходных данных по лесному фонду стал проблемой, не говоря уже о границах земель и земельных участков федеральной собственности.

Процесс также осложняется законодательными прорехами. По словам руководителя проектов ОАО «НИИП градостроительства» Антона ЩУКИНА, существенной проблемой является то, что планирование на территории особо охраняемых территорий, особых экономических зон и морских портов фактически дезинтегрировано из системы градостроительного планирования.

– Мы знаем пример, – комментирует Антон Щукин, – когда Минтранс говорит МО, имеющему морское побережье с действующим морским портом, о том, что градостроительную документацию на всю эту территорию будет разрабатывать он сам. Его право на это подтверждает российское законодательство. Значит, нам нужно внести поправки в Градостроительный кодекс, которые определят особый порядок для этих территорий. Не может руководитель порта, по определению, утверждать СТП. В большинстве случаев у нас отсутствует механизм проведения установления морских границ субъектов РФ и МО.

И таких примеров, касающихся других земель, масса.

– Чтобы исправить ситуацию, – настаивает Щукин, – необходимы поправки в Земельный и Градостроительный кодексы РФ; разработка стандартов, общих и специальных технических регламентов, определяющих основы градостроительной и кадастровой деятельности. Кроме этого, необходимо интегрировать планирование на территории ООПТ, ОЭЗ, морских портов, в иных специальных зонах в единую градостроительную систему планирования.

Большие ожидания

По словам Валерия Кима, приоритетными направлениями развития ЛО, заложенными в проекте СТП, являются:

• развитие транспортной инфраструктуры;

• развитие инфраструктуры для использования ресурсного и рекреационного потенциала территории;

• развитие промышленности и сельского хозяйства.

– Чем мы хуже Финляндии по своим природным ресурсам? – говорит Валерий Ким. – У Ленобласти огромный потенциал для развития туризма и спорта, санитарно-курортного отдыха. Горные и беговые лыжи, рыбалка, гольф, велосипедные маршруты – это только часть источников денежных притоков в регион и возможность для трудоустройства местных жителей. В СТП ЛО предусмотрено развитие спортивных курортов, причем круглогодичного действия.

Сегодня ежедневно из Ленобласти в Санкт-Петербург на работу выезжает более 200 тыс. человек. В целях сокращения этого потока мы создаем условия для «замкнутого трудового баланса» на территории области.

Например, в проекте СТП региона запланировано 19 промзон для инвесторов, каждая площадью более 300 га. СТП предусматривает возможность расширения зарезервированных для бизнеса зон и создание новых.

19 промзон запланировано в схеме территориального планирования Ленинградской области для инвесторов.

300 га – площадь каждой промзоны.

Из 17 муниципальных районов решения о подготовке документации до настоящего момента не приняты в двух — Лодейнопольском и Подпорожском;

из 62 городских поселений – в 19;

из 142 сельских поселений – в 70.

Другие материалы по теме

X