жк днепропетровская 37 студия 3.3

На финишной прямой: о новых станциях метро

Строительство трех станций Фрунзенско-Приморской линии, которая свяжет центр города с Купчино, вышло на финишную прямую. Завершены проходческие и строительные работы, метростроевцы приступили к отделке станций.

Эскалатор
Эскалаторы, разработанные и изготовленные СМУ-9 ОАО «Метрострой», примерно на 30 % дешевле импортных

В проект строительства второй очереди фиолетовой линии входят три станции: «Проспект Славы», «Дунайский проспект» («Дунайская») и «Южная» («Шушары»), а также электродепо «Южное», которое возводит другой застройщик. Протяженность участка без учета депо составляет 5,23 км, в том числе двухпутного тоннеля – 3,79 км.

Станция «Проспект Славы» расположена на пересечении Бухарестской улицы и Южного шоссе. Именно здесь два года назад состоялась сбойка двухпутного тоннеля. Традиционная для петербургского метро станция с вестибюлем в центре и путями по краям в тоннеле к следующей – «Дунайской» – поменяет расположение. Пути протянутся по центральной части станции, а платформы расположатся по краям. Это значит, что пассажиры, случайно проехавшие остановку, уже не смогут на следующей станции просто пересесть в поезд, идущий в противоположном направлении,– им придется выходить на поверхность и входить заново.

«Проспект Славы» – пилонная станция глубокого заложения, с двумя эскалаторными тоннелями, двумя подземными вестибюлями, каждый – с подземным пешеходным переходом на противоположную сторону Бухарестской улицы. На поверхность пассажиров выведут траволаторы, а сами выходы представляют собой компактные строения в виде шалашей, два из которых выходят в парки – Героев-пожарных и Героев-интернационалистов. Два других выхода ведут к жилым домам на противоположной стороне Бухарестской улицы на пересечениях с проспектом Славы и Альпийским переулком.

Метростроевцы впервые используют траволаторы для подъема пассажиров из подземного вестибюля на поверхность. Обычно приходилось спускаться и подниматься по лестницам или на эскалаторах, как на «Спортивной-2». Длина траволаторов 40 м, они поднимаются на высоту 6,9 м под углом в 10 градусов. Каждый выход будет снабжен двумя траволаторами и привычной лестницей.

Траволаторы и эскалаторы для станции «Проспект Славы» впервые изготовили сами метростроители – специалисты СМУ-9 ОАО «Метрострой».

«Наши эскалаторы тяжелого режима работы спроектированы специально под условия работы станций метро «Проспект Славы-1» и «Проспект Славы-2», – рассказал генеральный директор СМУ-9 Алексей Уханов, – по четыре машины для каждой станции. Высота подъема 50,6 м». По словам Алексея Уханова, для удобства обслуживания в процессе эксплуатации эскалаторы оборудованы полуметровыми боковыми проходами. Машины соответствуют действующим отраслевым нормативам, отвечают всем возможным степеням защиты, которых более 30. Почти пять ступеней (против нормативных четырех) выходят в горизонт на верхней и нижней гребенке эскалатора, то есть при входе и выходе с него. Это обеспечивает безопасность движения, в том числе маломобильных граждан и пожилых людей.

Эскалаторы, разработанные и изготовленные СМУ-9 ОАО «Метрострой», примерно на 30% дешевле импортных и некоторых отечественных аналогов, даже несмотря на то, что пока специального производства у метростроевцев нет. Первые восемь машин собраны в производственных цехах СМУ-9 с использованием отечественных комплектующих, поставленных по заказу разработчиков.

Представитель заказчика – Дирекции по строительству КРТИ – Станислав Петров подчеркнул, что претензий по качеству работ у заказчика нет. «И эскалаторы, и сама станция выполнены на хорошем качественном уровне», – сказал он. Компоненты для эскалаторов метростроители закупали у российских производителей: шкафы управления поставила петербургская компания «ТяжПромИнжиниринг», двигатели – Майкопский механический завод. Архитектурный проект станции разработали специалисты ОАО «Ленметрогипротранс», представил их архитектор Николай Ромашкин-Тиманов. По его информации, архитектурное решение станции, исполненное в красно-белой цветовой гамме, обусловлено самим названием. Главным украшением станет крупномасштабный карниз – витраж из цветного стекла в алюминиевой раме, вытянутый по всей оси с обеих сторон подземного вестибюля.

Фиолетовая линия должна быть сдана в марте 2018 года. И этом можно осуществить, но при должном финансировании

На витраже – звезды и знамена, красно-желто-оранжевые тона витражного стекла гармонируют с белым мрамором наклоненных к центру стен и металлическим декором кабельных шкафов. Энергосберегающие светильники придают станции теплоту и торжественность. Проложенная по центру вестибюля парадная красная дорожка – своеобразное напоминание и о победных торжествах, и о пролитой героями крови.

Платформы освещаются люминесцентными светильниками, расположенными в потолочных нишах и направленными вниз. Скамьи для пассажиров с декоративными спинками и основаниями из гнутых профилей и нержавеющей стали, сиденьями из дубовой доски естественно вписаны в общий стиль оформления, в котором художественно-декоративные панно салютуют славе России.

«Два выхода станции «Проспект Славы» оформлены в соответствии с названиями парков, к которым они выводят, – пояснил Николай Ромашкин-Тиманов. – Кассовый зал «Проспекта Славы-2» будет отделан белым мрамором, а мозаичное панно над эскалаторами, посвященное героям-пожарным, выполнят в красном цвете. Сейчас над созданием мозаики работают мастера Академии художеств имени Репина. Стены вестибюля «Проспекта Славы-1», напротив, будут красного цвета, а панно в честь героев Афганской войны оформят в черно-белых тонах, что напомнит кадры документального фильма».

Наружные стены уличных павильонов-шалашей планируют облицевать красным гранитом, внутренние – белым мрамором. Конструкция треугольных павильонов решена в виде системы металлических ферм. Остекленная кровля освещается установленными на нижнем поясе ферм светильниками.

По контракту метростроевцы должны сдать вторую очередь Фрунзенско-Приморской линии в декабре 2018 года. Но еще во время пробивки станции специалисты предлагали запустить линию на год раньше, в декабре 2017-го. Для этого руководству города необходимо было принять решение о перенесении финансирования строительства с 2018 на 2017 год, а с 2017-го – на 2016-й. В то время власти не решились на такой шаг. Перед городом стояла задача завершить к ЧМ-2018 участок Невско-Василеостровской линии с выходом к стадиону. Тем не менее и сегодня строители готовы сдать объект в марте 2018 года, безусловно, при соответствующем финансировании.

«На трех станциях выполнены все горно- проходческие и общестроительные работы, ведется подготовка к отделке, – сообщил заместитель генерального директора– главный инженер ОАО «Метрострой» Алексей Старков.– На станции «Проспект Славы» пилоны подготовлены к облицовке, с правой стороны тоннель уже отделан черным гранитом. Станция на 90% готова к тому, чтобы рабочие могли приступить к полномасштабным отделочным работам. Требуется лишь решение на выдачу аванса в размере 2,7 млрд рублей. Кроме того, необходимо решить вопрос с корректировкой общей стоимости проекта, которая при заключении контракта была существенно снижена. Уложиться в откорректированную сумму при растущей цене материалов и оборудования нереально. Власти эту проблему понимают. Если эти проблемы не будут решены до конца июня, придется корректировать темпы строительства,– объем финансирования текущего года практически выбран».

Алексей Старков сообщил также, что, согласно устным договоренностям, фиолетовая линия должна быть сдана в марте 2018 года. И это можно осуществить, но при должном финансировании.

Технический заказчик, инженер Станислав Петров, в свою очередь, подчеркнул, что город делает «все возможное, чтобы помочь генподрядчику увеличить стоимость контракта в рамках действующего законодательства». «Мы находимся в постоянном диалоге с «Метростроем», – пояснил он. – Нужно собрать максимально полный комплект документов, потому что второй раз пересматривать контракт никто не будет. В настоящее время идет сбор документов с законным обоснованием увеличения затрат: «Метрострой» должен подтвердить увеличение стоимости материалов и оборудования». Станислав Петров считает, что необходимо увеличить и число работающих на этой ветке, чтобы сдать линию в эксплуатацию следующей весной.

Лилиана Глазова

В печатной версии название материала — «На финишной прямой» (журнал «Строительство и городское хозяйство», № 174, август, 2017 год)

Другие материалы по теме

X