жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

«Зелёный свет» для «малышей»

Малые предприятия со штатом до 100 человек за последние 20 лет стали самым привычным явлением для российской строительной отрасли. Статистика свидетельствует, что со строительной сферой связано 11,1% небольших фирм, а их общая численность достигает нескольких десятков тысяч.

Однако положение малого бизнеса в строительстве никак нельзя назвать безоблачным. Именно небольшие компании, имеющие ограниченный доступ к заемным средствам и не располагающие большими резервами, оказываются наиболее уязвимы перед любыми снижениями потребительского спроса и спадами деловой активности. Они первыми ощутили на себе удар финансового кризиса 2008-2009 гг. и понесли от него наибольший ущерб. И сейчас, когда последствия тех трудных лет в целом преодолены, они по-прежнему вынуждены бороться за место под солнцем.

"Малышам" тут не место

Среди факторов, препятствующих развитию небольших компаний в области строительства, представителями малого бизнеса чаще всего называются «высокая налоговая нагрузка» (46% опрошенных), «неплатежеспособность заказчиков» (35%) и «конкуренция со стороны других строительных фирм» (33%). Кроме того, нужно учитывать, что строительство – достаточно капиталоёмкая отрасль. Это основной барьер для входа малых предприятий на строительный рынок, что проявляется в малой доступности оборудования, кредитных ресурсов, сложности привлечения высококвалифицированных кадров.

Принятые еще в 1990-х гг. на федеральном уровне меры по поддержке малого бизнеса (налоговые льготы, помощь в получении кредитов и госзаказов) в массе своей ушли в историю или были отданы на откуп регионам. Большинство федеральных и местных программ поддержки строительной отрасли сейчас затрагивают лишь крупные предприятия. Для них облегчается получение кредитных средств на модернизацию и расширение производства, упрощается доступ к тендерам и конкурсам.

В то же время десятки тысяч мелких фирм, работающих в этой сфере, вынуждены справляться со всеми трудностями своими силами.

По мнению экспертов компании «Союзпетрострой», малый бизнес сейчас планомерно выдавливается из «большого» строительства. В качестве иллюстрации можно привести положение дел в Санкт-Петербурге, где удельный вес малого и среднего строительного бизнеса в объеме подрядных работ города снизился с 40% в 2006-2008 годах до 12% в 2011 году. Если в 2010 году в северной столице насчитывалось 22,5 тыс. небольших строительных компаний, то в 2011 году их осталось уже 17 тыс.4

Но рынок продолжает монополизироваться — около 85% всего объема городского строительства ведет десяток крупных фирм. Малым компаниям недоступны крупные и дорогие земельные участки, выставляемые на торги.

Как отмечают специалисты краснодарского жилищно-строительного кооператива «Есенинский», административные барьеры для небольших предприятий практически непреодолимы — получение документации и подведение коммуникаций останавливают многих застройщиков.

Еще одним камнем преткновения для малых компаний стала отмена строительных лицензий и введение системы допусков СРО. Свидетельство о допуске к определенному перечню строительных работ можно получить лишь вступив в какое-либо СРО, причем по размерам вступительных и ежегодных взносов не делается никаких различий между малым и крупным бизнесом. В результате даже скромная фирма со штатом в 5-10 человек должна выложить за членство в СРО несколько сотен тысяч рублей.

Выход есть!

Что же позволяет выживать малому бизнесу в таких далеко не тепличных условиях?

Традиционной вотчиной малого бизнеса считается индивидуальное домостроение (ИЖС). В целом, по общему мнению, малый бизнес к настоящему моменту вытеснен в сферу субподрядных работ, специализируясь на устройстве внутридомовых сетей, монтаже отопительного и вентиляционного оборудования, электромонтажных, кровельных, отделочных и других видах работ, которые крупные застройщики могут доверить небольшим компаниям.

Один из возможных путей развития небольших компаний – предоставление уникальных услуг или выпуск эксклюзивных материалов для ремонта и строительства. Иосиф Туккель, директор Института инноватики, приводит пример создания малого предприятия двумя студентами. Выкупив лицензию на технологию нанесения изображения на различные поверхности, они наладили выпуск кафельной плитки с оригинальным узором по дизайну заказчика и окупили свое внедрение уже в первый год.

Помощь малому бизнесу порой приходит с неожиданной стороны – от крупных производителей материалов и конструкций, которые заинтересованы в повышении конкурентоспособности своих партнеров, а потому разрабатывают целые программы для их поддержки и развития. В свою очередь, крупные компании-производители получают лояльных партнеров, с которыми можно строить долгосрочные отношения – к взаимной выгоде.

Еще одна категория малых предприятий, без которых сложно представить себе современную строительную отрасль – это оптовые и розничные торговые компании. Их роль зачастую недооценивается, а прочие участники рынка к ним относятся чуть ли не с пренебрежением. Между тем, эти фирмы во многих российских регионах обеспечивают стройматериалами и конструкциями DIY- рынок (от англ. Do it yourself «сделай сам»), заполняя каждую свободную экологическую нишу и появляясь даже там, где не выгодно или слишком рискованно работать крупным оптовикам. А розничные дилеры вкладывают собственные средства в развитие сетей точек продаж, принимая на себя немалые риски и повышая доступность товаров и услуг для населения.

Немало крупных компаний идут по пути развития розничных сетей по франшизе.

Конечно, слишком самонадеянно было бы предрекать малому бизнесу в российской строительной отрасли безусловное процветание и благоденствие в ближайшие годы. Как раз напротив, это будет время жесткой конкурентной борьбы, в которой сможет выжить и развиваться лишь тот, кто выберет правильную стратегию работы и верных партнеров, уверенно стоящих на ногах и помогающих подняться другим.

Материал подготовлен пресс-службой компании PROPLEX

Другие материалы по теме

X