жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Подъем на грани

Производство лифтового оборудования – это одна из тех сфер промышленности, для которой поддержка государства не просто важна, а жизненно необходима. В условиях экономического кризиса, когда бюджетное финансирование сокращается, падает и объем заказов на новые детали для лифтовых кабин, что негативно сказывается не только на деятельности предприятий, но и на безопасности эксплуатации лифтового оборудования.

В России сегодня насчитывается 530 000 лифтов, из которых примерно 200 000 – в Москве и Московской области. Лифтовой парк жилищного фонда Санкт-Петербурга насчитывает 39 000 кабин.

По данным Минстроя РФ, почти треть всего лифтового оборудования в России требует замены.

Полной замены или модернизации также требуют более 45% (или 14 500) лифтов в Cеверной столице.

При этом, по оценкам экспертов, средняя стоимость производства и установки одного лифта составляет около 1,5 млн рублей. Таким образом, затраты на замену лифтового оборудования в стране могут составить около 200 млрд рублей.

Излишне напоминать о том, к чему приводит несвоевременный ремонт лифтов в жилых домах. За 2013–2014 годы в Московском регионе произошло три смертельных случая из-за неисправных лифтов, в целом по России только за восемь месяцев 2014 года подъемники спровоцировали 32 несчастных случая.

В прошлом году внезапно вышедший из строя лифт привел к гибели грудного ребенка в Выборгском районе Санкт-Петербурга. Это происшествие спровоцировало масштабные проверки всех подъемников в районе. Тогда выяснилось, что из 39 000 лифтов ежедневно выводятся из строя 11 кабин. В Жилищном комитете Смольного сообщили, что ежегодная потребность в модернизации должна составлять не менее 1600 лифтов в год. Между тем с 2008 по 2011 год ремонтировалось не более 350 лифтов в год. Именно из-за длительного недофинансирования состояние лифтового парка города пока не в лучшем состоянии.

Лифтовый парадокс

Острая потребность города в обновлении лифтового оборудования, по идее, должна оживлять рынок по производству деталей для подъемников. Тем более что мощности российских производителей способны обеспечить регион необходимыми деталями и лифтовыми кабинами. Так, например, петербургский завод американской компании Otis выпускает более 4 тысяч лифтов в год, Щербинский лифтостроительный и Карачаровский механический заводы могут производить еще до 12 тысяч и до 6 тысяч единиц соответственно. Остальные небольшие предприятия выпускают не более 1,5 тысяч единиц в год, работая преимущественно по принципу сборочных производств. В целом в России зарегистрирован 171 поставщик лифтов и лифтового оборудования, из них только 10–12 заводов полного цикла, половину всех смонтированных лифтов поставляют Щербинский (28%) и Карачаровский (16,2%) заводы.

Однако высокая потребность в лифтах и новом оборудовании не гарантирует заводам стабильных продаж. Эксперты отрасли отмечают, что большинство отечественных предприятий сегодня недозагружены, в лифтовом сегменте наблюдается спад. Во многом это связано с сокращением бюджетного финансирования программ по ремонту лифтов.

По информации городского Жилищного комитета, краткосрочный план реализации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Санкт-Петербурга в 2015 году предусматривает работы по ремонту и замене 870 лифтов в 348 домах на общую сумму около 2,6 млрд рублей. Для сравнения, в прошлом году было заменено и отремонтировано 2015 подъемников в 440 домах, на что было потрачено 3,8 млрд рублей. В 2013 году в Петербурге заменили и починили 1575 лифтов на общую сумму 2,7 млрд рублей.

Отметим, что в целом рынок лифтов ориентирован на два сегмента: объекты нового и элитного строительства и относительно старые дома. В элитных новостройках чаще устанавливают импортные подъемники Otis или Kone.

В случае со вторичным жильем экономкласса речь идет в основном о частичной или полной замене уже имеющегося лифтового оборудования. Именно в этом сегменте отечественные производители чувствуют себя наиболее комфортно, но при этом данный сектор сильнее всего страдает от сокращения бюджетного финансирования.

Своя рубашка

Участники рынка не исключают, что в сложившихся условиях существенную поддержку отрасли может оказать курс на импортозамещение, провозглашенный правительством. Так, например, на гребне антиимпортной волны компания «Мослифт» выступила с предложениями по поддержке российских производителей и даже разработала план по вытеснению иностранных поставщиков.

В частности, лифтовики изложили перечень мер (включая требования к конкурсной документации при выборе лифтового оборудования) на три года – с 2015 по 2017 годы. Участники рынка полагают, что в 2015 году предельная стоимость импортных комплектующих в составе новых лифтов не должна превышать 30% (такой она является сейчас). При этом разработчики настаивают на том, что кабина лифта, двери шахты и станция управления должны быть только отечественного производства. К 2016 году доля стоимости импортных комплектующих, по их мнению, не должна превышать 20%, а к 2017 году – 10%.

Главное – кроме всех деталей, отечественной должна стать и лебедка подъемника. Пока именно с производством этой составляющей в России самые большие проблемы. Большинство лебедок для российских лифтов сегодня закупают в Италии.

Между тем проблема импортозамещения в лифтовом сегменте в этом году может обостриться. Как сообщили на пресс-конференции представители Национального лифтового союза (НЛС), с 1 января 2015 года в силу вступили новые правила Евразийского союза, согласно которым белорусские и казахские производители станут полноправными участниками на российском рынке. Лифтовики опасаются, что транзитом через Казахстан на рынок хлынут китайские производители, которые, как правило, не заинтересованы в том, чтобы создавать совместные производства в России, а заточены на продажу готового продукта. В таких условиях российские производители лифтов и комплектующих ждут реальной помощи от государства, в том числе в вопросе допуска к средствам, выделяемым на капремонт.

Впрочем, некоторые чиновники в регионах уже заверили бизнес в поддержке. Так, например, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев недавно заявил, что противовесы для лифтов могут производиться за счет средств субъекта Федерации.

Менять нельзя модернизировать

Однако рядовых граждан в первую очередь волнует вопрос, насколько безопасно пользоваться лифтами. Особенно в условиях экономического кризиса, когда денег на модернизацию и замену подъемников становится все меньше. По словам заместителя генерального директора Инженерного центра «Лифт-Диагностика» Константина Яковлева, в России принят пакет нормативно-технических документов, определяющих весь жизненный цикл лифтов, начиная от сертификации нового лифтового оборудования (как отечественного, так и импортного), заканчивая утилизацией лифта, отслужившего назначенный срок.

«В 2014 году был введен в действие большой пакет ГОСТов, окончательно закрывающий весь период эксплуатации лифта. После его принятия можно определенно сказать, что при соблюдении владельцами, специализированными лифтовыми организациями и органами по сертификации требований существующей нормативно-технической базы работа лифтов будет безопасной и комфортной для пассажиров», – поясняет Яковлев.

Между тем, как отмечает эксперт, вопросы выбора между модернизацией и заменой лифта по-прежнему в полной мере не урегулированы. Так, в пункте 5 3.12. ГОСТ Р 53783-2010 (ЛИФТЫ. Общие требования безопасности при эксплуатации) говорится о том, что «…владелец лифта на основании заключения принимает решение о проведении модернизации лифта или замены лифта в случае экономической нецелесообразности модернизации лифта…».

Таким образом, согласно логике документа, если в экспертном заключении по лифту вынесена рекомендация о модернизации подъемника, то владелец должен заказать предварительную смету работ по устранению несоответствий. Предполагается, что затем можно будет сравнить полученную сумму со стоимостью полной замены лифта и принять решение о том, что более выгодно – модернизировать старый подъемник или купить новый. Однако, как отмечает Константин Яковлев, замечания и несоответствия могут значительно отличаться от лифта к лифту, как и стоимость таких работ. А это в свою очередь может накладывать дополнительные функции на организатора и заказчика работ.

По словам Яковлева, с прошлого года функции заказчика работ по замене лифтов стали переходить в региональные фонды капитального ремонта. «Подход Фонда к решению этих задач можно назвать инновационным. Фондом была разработана и внедрена единая система требований к объему, составу и содержанию проектно-сметной документации на замену лифтового оборудования. Эта система успешно прошла проверку в 2014 году и заставила подрядные организации значительно улучшить качество выполнения работ по изготовлению проектно-сметной документации на замену лифтового оборудования. Но вот вопрос с объемом работ по модернизации лифтов еще до конца не закрыт», – считает Яковлев.

Участники рынка по производству оборудования для лифтов, как и рядовые граждане, использующие подъемники, надеются, что в новых экономических реалиях лифтовая отрасль дождется от государства реальной поддержки и более внятных правил игры. Пока производителям удается избежать массовых увольнений и банкротств. Однако кризис в сфере вертикального транспорта в долгосрочной перспективе чреват и более серьезными последствиями – новыми несчастными случаями из-за несвоевременного ремонта или замены износившихся механизмов.

Мария Коваценко

Строительство и городское хозяйство №155 март 2015

Другие материалы по теме

X