жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Дороги испытывают аукционами

Своевременно приступить к ремонту улично-дорожной сети Петербурга в этом году, впрочем, как и в прошлом, видимо, не получится. На первые аукционы, объявленные в конце января, поступили жалобы в антимонопольное ведомство. Вот лишь один из «свежих» примеров.

Заявители – ООО «С-Индустрия» и ООО «СевЗапДор» – пожаловались на действия аукционной комиссии СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства», которая при определении поставщика на выполнение работ по ремонту дорог Петроградского района (начальная, максимальная, цена контракта – 41,671 млн рублей) отказала в допуске к участию в аукционе. Заявители считают это нарушением требования закона о контрактной системе 44-ФЗ.

Их доводы были признаны обоснованными. Кроме того, в результате проведения внеплановой проверки сотрудники УФАС выявили еще одно нарушение – перечисление избыточных требований в техническом задании. После рассмотрения жалобы Санкт-Петербургское УФАС выдало предписание о внесении изменений в техническое задание и обязательном допуске заявителей к участию в аукционе. Но это лишь начало. В феврале региональное УФАС было засыпано жалобами от потенциальных подрядчиков на условия проведения конкурсов, объявленных дирекций транспортного строительства. Только за один день – 19 февраля – антимонопольное ведомство отменило 13 конкурсов, при этом в работе находится еще около трех десятков жалоб.

Конкурсная вакханалия

По информации заместителя руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Романа Лучникова, в 2014 году было отменено достаточно большое количество торгов по ремонту дорог. «Ни одна крупная закупка в данной сфере не прошла без обжалования в УФАС», – напомнил он.

«Все подобного рода жалобы, – рассказал чиновник, – были сначала обжалованием документаций о закупках, содержащих различного рода «ребусы», безосновательно усложняющие для участников подготовку заявки на участие в закупках. Затем – обжалованием отклонений заявок участников, не сумевших разгадать все «ребусы» и допустивших какие-либо ошибки или просто неточности в своих заявках». Вакханалия с аукционами, естественно, приводила к затягиванию закупок и, как следствие, к более позднему началу работ.

«Работа по проведению закупок, выбору подрядчиков для выполнения работ по ремонту дорог в Санкт-Петербурге организована не на должном уровне, – отметил Роман Лучников. – Причем это касается всех стадий закупки, начиная от разработки технического задания, входящего в состав закупочной документации, и заканчивая непосредственно процессом заключения контракта».

Представитель антимонопольной службы выразил надежду, что заказчики сделали определенные выводы для себя из ситуации прошлого года и ремонт дорог в этом году не станет «притчей во языцех». Однако, увы, пока его надежды не оправдываются.

Лучше не придумали

Начальник отдела ремонта дорог комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Николай Рыжов уверен, что городская система размещения и исполнения государственных контрактов смогла адаптироваться к требованиям № 44-ФЗ, который в прошлом году применялся впервые. «Несмотря на повторное проведение большинства конкурсов, все планы по ремонту дорог в 2014 году выполнены в полном объеме, – подчеркнул он. – Конечно, нам пришлось ремонтировать дороги в сжатые сроки, но я считаю, что работа была выполнена успешно».

В свою очередь, большинство дорожных строителей, выполнявших городской заказ в 2014 году, считают, что подобных накладок можно было избежать. По их мнению, работа по ремонту дорог в принципе организована, так как есть программа, которая в прошлом году все же была выполнена. Однако отмена большинства конкурсов негативно отразилась на всех участниках процесса. Из-за жестких графиков ремонта исполнителям пришлось применять быстрые решения, использовать современные технологии и материалы, а также организовывать круглосуточный режим работ. Понятно, что уложиться в стоимость контракта в таких условиях было очень сложно.

По мнению подрядчиков, бич прошлогодних аукционов даже не в том, что их проводили по несколько раз, а в отсутствии разумного баланса цены и качества. «К сожалению, бывает, что скидывают цену так, что выполнить работы просто невозможно, – говорит один из них. – В результате компании отказываются, процесс затягивается. Так что повторно конкурсы проводились не только из-за УФАС. Как говорил Уинстон Черчилль, капитализм сам по себе очень плохое общественное устройство, но лучшего никто не придумал. Вот так и у нас: 44-ФЗ – не самый лучший, но другого-то нет. Очень сложно все организовать так, чтобы и работы были выполнены, и люди заработать могли».

Следует также учитывать, что в стоимость контрактов не заложены расходы на дополнительные работы, которые приходится выполнять подрядчикам при ремонте городских магистралей. Дело в том, что заказчик выделяет участок, организует объезды, а все остальное строители должны организовать сами. В частности, расчистку территории от припаркованных машин подрядчик проводит за свой счет и т. д.

Конкурентная среда

На первый взгляд, условия работы в сегменте ремонта дорожной сети города выглядят не очень привлекательными, однако эта деятельность остается высококонкурентной. «Рынок подрядных организаций Санкт-Петербурга, занимающихся ремонтом дорог, достаточно развитый, высококонкурентный, – признал Роман Лучников. – И это нас не может не радовать. При этом игроки, борющиеся за крупные заказы, всем хорошо известны».

Тем не менее, считает он, привлечение добросовестных иногородних и даже иностранных компаний можно только приветствовать. «Мы (УФАС– Ред.), как проконкурентное ведомство, уверены, что чем больше участников рынка, тем сильнее конкуренция между ними, тем больше возможностей для проведения качественного и недорогого ремонта городских дорог», – говорит представитель антимонопольной службы.

Очевидно, что в условиях экономического кризиса борьба за госконтракты станет еще жестче. Хотя все понимают, что и работать будет труднее. Сложность в том, что проектно-сметная документация на запланированные к ремонту участки дорог готовилась в прошлом году, расценки утверждались тогда же, а из-за девальвации рубля стоимость даже отечественных материалов увеличилась. Стоимость нефти в долларовом эквиваленте падает, но из-за валютного курса в рублях она стоит дороже, чем в прошлом году, а это значит, что ждать падения цен на битумы и асфальтовое покрытие бессмысленно.

О рентабельности уже речь не идет, поэтому в нынешних экономических реалиях многие компании надеются сработать хотя бы в ноль. В бизнес-среде еще тлеет слабая надежда на понимание со стороны чиновников, но их общий посыл иной: раз контракт подписан, его надо выполнять, а уж как это будут делать подрядчики – их проблемы. Поэтому компаниям, которые рассчитывают сохранить свои позиции на рынке, придется изыскивать внутренние резервы и оптимизировать бизнес.

В режиме экономии

Между тем и город в условиях снижения бюджетных доходов был вынужден сократить адресную программу дорожно-ремонтных работ Петербурга на 2015 год.

Так, если в 2014-м на средства городской казны в размере 4,8 млрд рублей были проведены работы на 249 объектах и площадь отремонтированных дорог составила 3,2 млн кв. м, то планы на 2015-й более скромные: 3,3 млрд рублей, 109 объектов, 2,4 млн кв. м соответственно.

Также чиновники приняли решение изменить принцип работы и ремонтировать преимущественно крупные объекты, расположенные в разных районах города.

Согласно адресной программе, крупнейшими объектами ремонта в 2015 году станут: проспект Солидарности от ул. Коллонтай до ул. Дыбенко (116,6 млн рублей), Московский проспект от Обводного канала до пл. Победы (163 млн рублей), Свердловская набережная от ул. Ватутина до Пискаревского пр. (124,6 млн рублей), а также проспект Королева от Серебристого бул. до Коломяжского пр. и от Байконурской ул. до ул. Шаврова (122,5 млн рублей).

Лилиана Глазова

Строительство и городское хозяйство №155 март 2015

Другие материалы по теме

X