Экодвижение к продвижению?


29.08.2007

Производители стараются привлечь потребителей заявлениями об экологической безопасности своих материалов. Но насколько это соответствует действительности в отношении продукции строительной химии? И что же такое экологически безопасная краска – реальность или PR-ход?


Эти вопросы обсудили на круглом столе, организованном журналом «Промышленно-строительное обозрение», крупнейшие производители ЛКМ:

Генеральный директор ООО «Краски БЭП» Александр Витальевич Рыков,

Генеральный директор ООО «Краски ТЕКС» Игорь Юрьевич Личкатый,

Заместитель генерального директора ЗАО «Финнколор» Андрей Дмитриевич Бубнов.



– Какие технические характеристики должна иметь лакокрасочная продукция, чтобы называться экологически безопасной и получить экологический сертификат?



Игорь Личкатый:

– Любой сертификат означает соответствие каким-либо требованиям. Европейский сертификат экологической безопасности подразумевает соответствие продукции ряду базовых и специальных директив по экологической безопасности. В их числе:

• ограничение в составе лакокрасочных материалов (далее ЛКМ) летучих органических веществ (VOC);

• использование специальных биоцидов;

• требования к качеству продукции и т. д.

К экостандартам относится, например, ECO Label.

В России пока отсутствуют четкие директивы по экологической безопасности ЛКМ. Ряд законопроектов только находится на рассмотрении соответствующих государственных органов.



Александр Рыков:

– Абсолютно экологически чистых ЛКМ не бывает, разве что художественные краски на яйцах и земляных пигментах, да и то существенный вред окружающей среде наносится в процессе изготовления исходных компонентов даже условно безвредных красок. Поэтому имеет смысл говорить только об относительной экологической чистоте ЛКМ.

Принципы создания экологически безопасных ЛКМ разработаны не менее 50 лет назад. Это снижение содержания органических растворителей и других летучих вредных компонентов в красках, желательно (но нереально) до нуля, отказ от использования соединений тяжелых металлов в качестве пигментов и сиккативов.

Соответственно, для получения гигиенического сертификата для разных областей применения (бытовые краски, краски для строительно-ремонтных работ, промышленные краски) должна быть установлена своя планка требований по экологической безопасности.

Так, в качестве бытовых красок идеально подходят вододисперсионные, желательно с ограниченным содержанием исходных мономеров в дисперсии. С натяжкой подойдут алкидные краски с высоким сухим остатком. Если они разбавлены очень чистыми углеводородами (без запаха) и не содержат токсичных пигментов в сиккативах.

Для строительно-ремонтных работ ограничения будут менее жесткими, для промышленности – еще менее жесткими. Но краски с высоким содержанием растворителей, особенно ксилолом (толуолом), бутилацетатом (этилацетатом), ацетоном и т. п., давно пора запретить.



– Теряет ли в качестве, в долговечности, экономичности такая продукция?



Андрей Бубнов:

– Как известно, существуют водо- и органоразбавляемые ЛКМ. Водоразбавляемые материалы по определению более экологически безопасны, чем органоразбавляемые. Для достижения экологической безопасности продукции в первую очередь необходимо решить вопрос перехода на другое сырье, но сделать это довольно трудно, хотя и возможно.

Зачастую при переходе на экологически безопасное сырье, например, с органических растворителей на воду, при отказе от пигментов, содержащих свинец, хром, кадмий и другие тяжелые металлы, могут снижаться такие показатели лакокрасочных покрытий, как противокоррозионные свойства, укрывистость, возможность получать яркие цвета красок и т. д. Поэтому полного отказа от красок специального назначения ожидать не следует. Однако современные химические технологии вполне позволяют заменить подавляющее большинство материалов для строительных и бытовых нужд на не менее надежные водно-дисперсионные лаки, краски и грунтовки, оставив специальные краски профессионалам и ограничив их применение окраской в заводских условиях.

Во многом переход на менее токсичные растворители (например, для эпоксидных ЛКМ на этиловый спирт вместо толуола, бутилового спирта и ацетатов) сдерживается нашим таможенным и антиалкогольным законодательством.

Но если поставить цель выпускать экологически безопасную продукцию, то можно найти выход. Развивается направление водоразбавляемых декоративных красок, противокоррозионных и антисептирующих ЛКМ. Разрабатываются новые связующие, внедряются новые технологии, снижающие до минимума загрязнение экосистемы.



Игорь Личкатый:

– Бытует мнение, что водоразбавляемый материал – значит, абсолютно безопасный, однако в любой водно-дисперсионной краске присутствуют летучие органические вещества. Например, для образования пленки в нормальных условиях используют специальные добавки – коалесценты.

Замещая базовые сырьевые компоненты на более дорогие и экологически чистые, можно максимально снизить присутствие каких-либо вредных факторов, но при этом существенно увеличивается себестоимость готовой продукции.

Для органо-разбавляемых ЛКМ соблюдение экологических стандартов зачастую приводит к потере свойств конечной продукции.



– Какова, на ваш взгляд, доля ЛКМ на российском рынке, которая отвечает требованиям экологической безопасности?



Александр Рыков:

– Если принять экологически безопасными все водоэмульсионные краски, то доля такой продукции составляет до 20%, но если как следует разобраться, то не более 10%.



Игорь Личкатый:

– Требованиям базовых Евродиректив, принятых в странах ЕС, соответствует около 50% всей продукции российского рынка ЛКМ. В основном это импортные материалы и ЛКМ «премиум» и «среднего» класса российских производителей. Полностью соответствуют самым жестким Евродирективам не более 10% ЛКМ на российском рынке.



– Существует ли принципиальная разница в восприятии рынком в России и за рубежом экологически безопасных ЛКМ? Насколько актуальна экологическая сертификация ЛКМ в России?



Андрей Бубнов:

– Нормы экологической безопасности ЛКМ могут различаться в зависимости от страны.

В России основным инструментом в регулировании вопросов экологической безопасности является сертификация продукции на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам с выдачей соответствующего заключения.

В отличие от сертификата соответствия, подтверждающего технические характеристики и защитно-декоративные свойства, гигиенический сертификат полностью нацелен на соблюдение норм экологической безопасности. Далее все зависит от производителя, от того, какие приоритеты он для себя определяет. Ведь достигнуть наивысших показателей по всем направлениям в таком массовом продукте, как краска, сохраняя при этом низкий уровень цен, еще никому не удавалось.



Игорь Личкатый:

– В Европе соблюдение экологических директив является обязательным для выпуска продукции на рынок. Экологическая безопасность – это основное конкурентное преимущество европейских товаров.

Говорить же о том, что в России экологическая безопасность продукции является важнейшей характеристикой ЛКМ – преждевременно.



Александр Рыков:

– Принципиальная разница в восприятии рынком в России и за рубежом экологически чистых ЛКМ огромна. Российскому потребителю до сих пор все равно, чем красить, лишь бы подешевле, о чем свидетельствует колоссальный спрос на промышленные краски с содержанием органических растворителей 40–70%.

Поэтому все мероприятия, связанные с экологической сертификацией, будут восприняты, да и реально будут являться очередной кормушкой для чиновников. Практического выхода из этой ситуации пока что не видно, разве что следующие поколения поумнеют, глядя на соседей.



– Дает ли реальные преимущества экологический сертификат в конкурентной борьбе или это повод для PR-кампаний?



Игорь Личкатый:

– И то и другое. Производители, которые смотрят вперед и осознают тенденции рынка, прекрасно понимают: фактор экологической безопасности продукта все сильнее влияет на потребителя. Производители, которые могут заявить, что их краска экологически чистая, идут в ногу со временем, естественно, это является одним из конкурентных преимуществ.

Так почему бы не рассказывать об этом потребителю, тем более производителям, у которых данный сертификат отражает реальное положение дел.



Андрей Бубнов:

– Наша компания входит в состав концерна «Тиккурила», поэтому на нас распространяются все положения экологической политики концерна. Наш PR – максимально полное информирование потребителя, разъяснение преимуществ экологически чистой продукции.



Александр Рыков:

– Вероятно, для бытовых красок и ремонтных работ в офисах, детских и учебных заведениях, больницах и т. п., когда перерыв для ремонтных работ невелик, ЛКМ, имеющие экологический сертификат, могут выглядеть привлекательнее. В остальных случаях не помогут и PR-кампании, потребитель не отреагирует.



Подготовила Славяна Румянцева





Количество показов: 1692

Новости партнеров:

Загрузка...
RedTram

Жилой комплекс на Большевиков
^ Наверх
/js/script.js">