Кто первый на выезд


07.09.2007

В числе предприятий стройиндустрии, которым в связи с градостроительными преобразованиями производственных территорий грозит вытеснение с привычных мест расположения, могут оказаться асфальтовые заводы. Производители считают, что это обстоятельство следует учесть при создании городской программы развития строительной индустрии.


О проблеме передислокации АБЗ и вариантах ее решения мы говорим сегодня с председателем совета директоров Ассоциации «Дормост», генеральным директором компании «АБЗ-1» Владимиром Калининым.



– Владимир Валентинович, насколько реально перед производителями асфальтобетона стоит проблема передислокации с обжитых производственных территорий?



– Безусловно, пока никто не предъявил АБЗ, расположенным в черте города, требований о немедленном перебазировании, но такая вероятность существует. В нашей компании, например, действуют пять современных асфальтовых заводов, и на всех производственных площадках существует угроза выселения, хотя мы производим около 30% всего асфальта в Петербурге.

Вспомним, что в соответствии с постановлением правительства «О развитии территорий, предполагаемых для размещения объектов производственного, транспортно-логистического, общественно-делового и складского назначения», которое было принято в 2004 году, все городские производственные территории в Петербурге были разделены на три категории.

К первой категории отнесены промышленные зоны, подлежащие градостроительным преобразованиям, то есть те, что расположены в центральных районах. Цель этих преобразований, как следует из документа, повышение эффективности использования городских земель. Предприятиям, оказавшимся на производственных территориях центральных районов, рано или поздно придется либо перепрофилироваться, либо съехать. В их числе асфальтовых заводов немало. И они постепенно будут вытесняться с обжитых мест, уступая земли для жилой, деловой застройки.

Если в прошлом веке заводы располагались на пустырях, окраинах, сегодня жилые кварталы вплотную приблизились к производственным зонам, несмотря на то, что по СанПиНам завод должен находиться от жилой застройки на расстоянии не менее 500 метров. И это обстоятельство вполне может стать основанием для начала процедуры вытеснения предприятия.



– Вероятно, это логично: город должен развиваться, освобождаться от неблагополучных в экологическом плане производств…



– Город должен развиваться, в этом нет сомнений, и проблема передислокации промышленных предприятий из центральных кварталов существует не только в Петербурге, но во всех европейских мегаполисах. И всюду ее успешно решают.

У нас принят Генеральный план, почти три года назад определен примерный перечень промышленных территорий, которые подпадают под преобразование. Насколько известно, и программа вывода предприятий тоже разрабатывалась. Но пока, к сожалению, не определено, на какие земли перебазируются «переселенцы». Сегодня в Петербурге свободных пятен для размещения предприятий с такой спецификой деятельности, как асфальтобетонные заводы, нет.

Если быть объективным, то из 30 асфальтобетонных заводов, что действуют в Петербурге, больше половины действительно можно отнести к экологически неблагополучным. Оборудование там морально устарело, заводы не имеют ни лабораторий, ни собственных подъездных путей или причалов, ни экологических сертификатов на занимаемые территории. Это, как правило, производства полевого типа, созданные при дорожно-строительных, ремонтных предприятиях.

В то же время 10–12 крупных компаний, выпускающих асфальтобетонные смеси различного назначения, провели полное перевооружение и обеспечивают 80% потребности петербургского рынка.

За последние два года, например, новые мощности были введены компаниями «АБЗ-1», «Лендорстрой-2», «ВАД», «Дорожник-92», «Петроасфальт». И хотя развивать производство в сегодняшних условиях чрезвычайно трудно, процесс идет, и сегодня крупные производители вкладывают достаточные средства в расширение мощностей, создают опытные лаборатории, ведут исследования, выпускают добротную продукцию, гарантирующую качество дорожного покрытия.



– Вы считаете, что более благополучные, эффективно работающие заводы следует оставить на привычных местах, а остальные – закрыть?



– Прежде всего, я считаю, что следует сохранить производственную базу по выпуску асфальтобетона, которая весьма необходима городу, где ежегодно обновляются десятки километров дорожных покрытий, идет реконструкция городских магистралей, интенсивное транспортное строительство. И допускаю вероятность того, что заводы следует перебазировать из центральных жилых кварталов. Но важно, чтобы этот процесс не превратился в акцию по переселению, а вылился в экономически важную, просчитанную и продуманную программу городского масштаба.



Должен сказать, что проблема совершенствования промышленной базы по производству асфальтобетона обсуждается не впервые: в конце 90-х годов уже существовала концепция развития асфальтобетонного производства в Ленинграде.

Над ней работали ученые, экономисты, практики, и по этой программе предполагалось к 2000 году довести производство асфальтобетона до 1 млн тонн в год, вложив средства в перевооружение предприятий, которые специализировались по различным направлениям. Конечно, сегодня о ней забыли, да и потребности города в асфальтобетоне возросли в несколько раз. В прошедшем сезоне, например, спрос на продукцию составил около 3 млн тонн, и дальше уровень потребления будет только расти.



– А если рассматривать вариант передислокации заводов в существующие в городе промзоны?



– Во-первых, в сложившихся промзонах, расположенных на сегодняшних городских окраинах, предприятия в основном сконцентрированы по специфике выпускаемой продукции, и там свободных пятен нет, земли собственники давно выкупили. Новые производственные территории и те, что намечены к реконструкции, модернизации, в основном рассчитаны на размещение сборочных производств, логистических комплексов. И мало сочетаются со спецификой выпуска асфальтобетона.

Помимо этого, следует учесть технологические особенности производства продукта, который поставляют АБЗ, и специфику его применения. Производство это чрезвычайно материало- и энергоемкое, требует достаточных площадей для размещения складских площадок, подъездных путей, удобных транспортных связей с потенциальными объектами поставки. Например, наша компания, выпускающая около 200 тонн асфальта в сутки, ежедневно принимает 2–3 железнодорожных состава сырья. И, безусловно, не может действовать бесперебойно, не имея стратегического запаса песка, щебня, битума, сосредоточенного на производственной площадке.

Кроме того, асфальтобетон должен быть доставлен на стройплощадку в течение одного-двух часов, иначе смесь остынет и утратит нормативные свойства и должное качество. Да и современные методы устройства дорожного покрытия требуют больших объемов и скоростной подачи асфальта. То есть заводы должны находиться примерно в часовой доступности от потребителей.



– Как производители видят решение этой проблемы?



– Самостоятельно, за счет собственных оборотных средств ни одна городская компания по выпуску асфальтобетона перебазироваться не сможет. Необходимы банковские долгосрочные кредиты и поддержка города. Сегодня только для приобретения пятна под завод, а это должна быть площадка не менее 5–10 гектаров, необходимо не менее 5–10 млн долл. Инженерное обустройство производства, приобретение оборудования потребуют примерно 10 млн долл. Кроме того, сама операция по перебазированию займет как минимум 2–3 года.



Мы считаем, что сейчас следует создать рабочую группу для выработки рационального решения проблемы дальнейшего развития асфальтовых заводов, в которую войдут представители профильных комитетов правительства, проектировщики-градостроители, экономисты, специалисты-практики.

Впрочем, от имени Ассоциации «Дормост» мы уже сформулировали предложения для городского правительства, которые предлагаем включить в программу развития стройиндустрии города. Мы считаем, что перебазирование заводов следует проводить последовательно, поэтапно и для этих целей выделить участки в районах, прилегающих к КАД, удаленных от жилых и торговых зон в пределах 500 м, снабженных необходимой для производства инфраструктурой – подъездными путями, причалами, электроэнергетическими мощностями, газопроводами. И таким образом создать крупные производственные центры по выпуску асфальтобетона различного назначения.



Предварительно следует провести сплошную инвентаризацию оборудования для производства асфальта на всех действующих заводах, определив его соответствие современным требованиям по экологии, стандартам качества продукции. И приостановить эксплуатацию неэффективных и устаревших производств, производящих в среднем менее 100 тыс. тонн асфальта в год. Это позволит улучшить экологическую обстановку, освободить городские территории от неблагополучных производств и создать надежную производственную базу для строительства и ремонта дорог в Петербурге.



Беседовала Роза Михайлова



Количество показов: 1136

Система Orphus

Новости партнеров:

Загрузка...
RedTram

Жилой комплекс на Большевиков
^ Наверх
/js/script.js">