Расхождение вкусов


17.11.2007

Возрастающие объемы монолитного строительства диктуют необходимость перехода на надежные скоростные технологии, обеспечивающие качество и надежность конструкций зданий и сооружений. Хотя российские строительные компании и применяют современные опалубочные системы, в освоении технологий они все еще значительно отстают от зарубежных коллег.


Технология монолитного домостроения с применением опалубки занимает около 60% строительного рынка Петербурга. Этот способ возведения зданий позволяет создавать любые криволинейные формы, строить уникальные по своей архитектуре дома со свободными планировками.

Опалубочные элементы либо демонтируются (при применении сборно-разборных опалубок), либо становятся частью стены (при использовании несъемной опалубки) – в зависимости от типа опалубки.



В Петербурге 80–90% опалубки, предлагаемой к продаже, – импортного производства. Однако предпочтения российских строителей, использующих эту продукцию, значительно отличаются от предпочтений их зарубежных коллег.



Разница подходов



При использовании переставных опалубок разница в подходе проявляется в том, что в России используют чаще всего крупногабаритные конструкции, перемещаемые краном. За рубежом наряду с ними широко применяют мелкощитовые и системы типа «Комби», которые можно монтировать, демонтировать и переносить с захватки на захватку вручную.

Кроме того, в нашей стране на блочную и крупнощитовую приходится не менее 65–70% крупногабаритных опалубок, тогда как за рубежом наиболее популярна крупнощитовая опалубка перекрытий, что связано с широким распространением каркасных систем. Такие выводы можно сделать на основании исследования тенденций развития монолитного домостроения и рынка опалубки, проведенного маркетинговым агентством «Бизнес Порт».



Серьезную конкуренцию переставным конструкциям составляют несъемные опалубки. Здесь прослеживается та же тенденция, что и при использовании инвентарного оборудования: специализированные компании, располагающие техникой, используют крупные конструкции, а небольшие фирмы – мелкие элементы, которые монтируются вручную.



Несъемные опалубки из пенополистирола поставляют на российский рынок компании ААБ («Кан-Строй Груп»), ЗАО «Изодом-2000» («Интеко»), PLASTBAU (Швейцария), «Стройсервис-2000» и др. Наиболее известными производителями элементов несъемной щитовой опалубки являются фирмы VELOX и Eltomation (Голландия), несъемной опалубки из ДСП – фирма DOMAX (технология GRUBER).



Съемная опалубка также представлена большим количеством разнообразных систем. ОПРУС-1 и ее модификация ОПРУС-1М дают возможность производить бетонирование любых по геометрии монолитных стен и перекрытий, система МОДОСТР позволяет осуществлять скоростное строительство монолитных и сборно-монолитных конструкций.

Хорошо известны опалубочные системы «ЦНИИСК-ЗОКИО», «СООП», MEVA, продукция компаний Deutsche Doka, Thyssen Huennebeck GmbH и т. д.



Оптимальный показатель



– В первую очередь при разработке проектов зарубежные производители ориентируются на требования минимального расхода опалубки и максимальной ее оборачиваемости, в том числе за счет использования термообработки даже в летнее время, – рассказывает исполнительный директор ЗАО «Бизнес Порт» Ольга Киюцина. – Особое значение европейскими застройщиками придается возможности исключить применение крана или, по крайней мере, сократить продолжительность его пребывания на стройплощадке. И лишь затем учитываются трудоемкость, объем ручных операций и др.



На долю опалубочных работ, выполняемых зарубежными строительными компаниями, приходится до 30% затрат труда при возведении монолитных зданий.

Трудозатраты российских застройщиков составляют 15–18%.



– При этом российские специалисты при оценке трудоемкости принимают во внимание не конструкцию опалубки, а ее класс и технологичность проекта здания, – констатирует Ольга Киюцина. – За рубежом, наоборот, в основном учитывается система конструкции опалубки и прежде всего тех ее элементов, которые непосредственно влияют на трудоемкость работ (замки, стяжки, домкраты и т. д.). Об этом говорит тот факт, что свыше 80% патентов выданы именно на крепежные и регулировочные элементы.



На долю опалубочных работ, выполняемых зарубежными строительными компаниями, приходится до 30% затрат труда при возведении монолитных зданий. Трудозатраты российских застройщиков составляют 15–18%.

Новые предпочтения

В странах Европы, США и Канаде активно совершенствуются конструкции мелкощитовых опалубок стен и перекрытий. Оборудование типа «Комби» вытесняет крупногабаритные цельнометаллические системы. Несмотря на то, что трудоемкость монтажа и демонтажа систем «Комби» выше (около 0,4 чел.-ч./кв. метр щита по сравнению 0,25–0,3 чел.-ч/кв. метр для объемно-переставной опалубки), мелкощитовые опалубки обходятся на 50% дешевле, так как выпускаются почти исключительно «рамной» конструкции, в отличие от традиционной «каркасной».

Палуба в рамной конструкции выполняется из фанеры, очень редко – из стального листа толщиной 1,5–2 мм. В конструкции крепежных и регулировочных элементов прослеживается четкая тенденция к переходу от резьбовых и эксцентриковых соединений к клиновым – более простым и менее трудоемким.

Чтобы увеличить рабочую площадь опалубочных элементов, производители снижают массу системы, применяя более прогрессивные материалы.



Масса крупногабаритных опалубок ограничена грузоподъемностью крана. Для мелкоэлементных систем она составляет 45–50 кг в зарубежных странах и 70 кг в России – в соответствии с нормативными ограничениями веса, который может переносить один человек.



К числу эффективных материалов относятся алюминий, фанера, тонколистовая сталь.



Из алюминиевых сплавов чаще всего изготавливают элементы каркаса крупнощитовой опалубки перекрытий опалубки, а также элементы инвентарных стоек, замки, схватки и другие приспособления, которые приходится переносить и устанавливать вручную.



Применение тонколистовой стали (1,5–2 мм) в качестве палубы снижает вес всей опалубочной системы на 15–20% по сравнению с палубой из стали толщиной 3 мм. В случае использования холоднокатаной стали поверхностная прочность палубы и, соответственно, долговечность увеличиваются на 50–100%. Одновременно уменьшается шероховатость поверхности, что позволяет отказаться от применения смазки. В основном тонкую сталь используют в опалубках «Комби» как для палубы, так и для обрамления.



К числу принципиально новых, широко используемых материалов для опалубок относится система, представляющая проволочную арматурную сетку, заключенную между двумя слоями полимерной пленки.

В этом случае опалубке можно придать любую форму, вплоть до поверхности двоякой кривизны. Поэтому чаще всего ее используют при бетонировании конструкций сложной геометрической формы (купола и т. п.), а также при опалубливании фундаментов, торцов плит и в других случаях, когда не предъявляются высокие требования к качеству поверхности, а давление бетона невелико.



Палуба из фанеры сегодня приходит на смену металлической. Соотношение мировых цен на эти материалы таково, что цена 1 кв. м фанерной палубы в соотношении к 1 обороту опалубки (т. е. с учетом фактора долговечности) в 10–20 раз ниже, чем стальной (0,1–0,2 доллара и 2 доллара соответственно). В расчет принята 60-кратная оборачиваемость фанеры. В ряде случаев долговечность фанеры увеличена до 80–100 оборотов за счет повышения качества материала и его покрытия, эффективной защиты торцов и т. д.

В большинстве конструкций предусмотрена возможность перелицевать фанерный лист после прохождения критического количества применений опалубки. Специализированные фирмы производят реставрацию путем шлифовки изношенной поверхности и нанесения нового покрытия. Фанерная палуба все чаще используется в конструкции крупнощитовых опалубок стен и перекрытий.



Пластмасса в опалубках находит ограниченное применение. Одно из оригинальных решений систем из этого материала предлагают японские конструкторы. Палуба конструкции выполнена из прозрачного листового армопластика, что позволяет визуально контролировать процесс укладки и уплотнения смеси. Пластмассовая опалубка в 2 раза легче фанерной, а по механической прочности не уступает стальной. Долговечность ее составляет 100 оборотов.



Экономичная политика



В нашей стране наибольшее распространение получила блочная опалубка, занимающая не менее 50–60% российского рынка данной продукции. На втором месте – крупнощитовая, на долю которой приходится 25–30%; применение прочих конструкций: объемно-переставной, мелкощитовой, скользящей – составляет всего 10–15%.



– Рынок строительной опалубки все еще находится в стадии становления: постепенно происходит вытеснение импортной продукции, увеличивается число российских производителей, повышается качество их продукции, – уверена Ольга Киюцина. – При этом ряд российских производителей опалубки все еще фактически копируют продукцию, ранее импортировавшуюся из Канады, Австрии и Италии.



Александра Романюк



Количество показов: 505


^ Наверх