Потенциальный рост


17.11.2007

Крупнейшие мировые производители техники давно оценили потенциал российского строительного рынка. Сейчас в нашей стране можно приобрести машины и оборудование большинства зарубежных марок. И компании-поставщики продолжают активно продвигать свою продукцию.


По разным оценкам, стоимость заключенных в 2006 году договоров лизинга, по которым началось финансирование, составило около 17 млрд долларов. Кроме того, согласно данным Росстата, объемы международных лизинговых сделок в прошлом году достигли 90 млн долларов.



– Рост объема лизинговых операций в сфере транспортного строительства – один из самых высоких и стабильных, – отмечает директор филиала ООО «Райффайзен-Лизинг» в Санкт-Петербурге Андрей Донченко. – Это обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить следующие: динамичный и быстроразвивающийся рынок; постоянно растущий спрос на инвестиции в данной области; ликвидность оборудования, передаваемого в лизинг (автомобили, строительная техника и пр.); низкие сроки окупаемости оборудования (3–5 лет).



Плюсы этого финансового инструмента общеизвестны: ускоренная амортизация, отнесение лизинговых платежей на затраты и, соответственно, снижение базы по налогу на прибыль.



Однако и недостатков тоже хватает. В первую очередь они связаны с недоработанной законодательной базой. Кроме того, лизинговые компании, в большинстве своем, вынуждены кредитоваться в банках под высокие проценты, что не может не сказываться на конечном потребителе.



– Говорить о перспективах лизинга трудно в нашем непредсказуемом государстве, с постоянными изменениями законодательства, – отмечает генеральный директор ЗАО «Промышленная лизинговая компания» Елена Лагацкая. – Сейчас в отношении этого инструмента существует много предубеждений. Что в основном связано с недостатками нормативной базы, а также высокой процентной ставкой.



– Российский рынок уже готов к лизингу, но некоторые предприятия стройиндустрии все равно не могут им воспользоваться из-за плохого финансового состояния, – отмечает директор ООО «Башкрансервис» Дмитрий Черный.

Тем не менее количество сделок по приобретению техники по лизинговым схемам увеличивается с каждым годом.

По данным корпорации «Грузомобиль», доля продаж техники с использованием этого финансового инструмента увеличилась в общем объеме продаж с 40% в 2003 году до 70% в 2007 году.

Особенно большим спросом у строительных компаний пользуются экскаваторы, дорожная техника, самосвалы и прочие машины и средства механизации, необходимые для работы.



– Как показывает практика последних лет, все больше организаций Северо-Запада предпочитают технику импортных производителей, – рассказывает начальник отдела продаж «Амкодор» Иван Иванов. – Особенно активно растут продажи коммерческого транспорта и строительной техники импортного производства. Растет спрос на краны, автобетоносмесители, самосвалы – в связи со все увеличивающимися объемами строительства.



Сегодня лизингополучатели работают как на отечественной, так и на импортной грузовой технике. Причем последняя в основном представлена ведущими европейскими производителями, и ее доля в общем объеме продаж постепенно увеличивается, отмечают в корпорации «Грузомобиль». Это вызвано несколькими факторами. Из-за роста цен на отечественную технику ее стоимость неумолимо приближается к цене импортных аналогов, поэтому выбор компании с финансовой и рыночной стабильностью, конечно, делают в пользу последних, так как и срок службы импортной техники вдвое больше отечественной.

Кроме того, из-за роста конкуренции на рынке возросло требование к качеству предоставляемых услуг компаниями, прежде всего в отношении четкого соблюдения графика выполнения работ. А это без качественной техники сделать невозможно. Однако не каждое предприятие может оплатить покупку техники единовременным платежом. Поэтому компании рассматривают различные варианты финансирования приобретения.



– Лизинг интересен для средних и малых предприятий, иногда как единственная возможность приобрести технику, – уверен Андрей Донченко. – К сожалению, доля малых и средних компаний в лизинговых проектах не соответствует той части, которую они занимают в дорожной отрасли.

Однако многие компании в стремлении получить доступ к столь необходимым им инвестициям начинают все больше внимания уделять грамотному и корректному ведению бухгалтерской и финансовой отчетности. Это существенно повышает их возможности на получение финансирования, в т. ч. в форме лизинга.

Лизинговые сделки интересны в первую очередь финансово состоятельным и прибыльным предприятиям. При грамотном финансовом менеджменте такое предприятие может использовать все законодательные преимущества лизинга (ускоренная амортизация, отнесение лизинговых платежей на себестоимость, обложение лизингового платежа НДС и пр.). Даже если предположить, что предприятие имеет доступ к более дешевым, чем в лизинге, кредитным ресурсам банков, вариант лизинга окажется экономически более выгодным.



– Организация тендеров для лизинговых компаний в последние годы стала нормой для многих предприятий, – констатирует Андрей Донченко. – Но здесь есть один основной вопрос: по какому критерию выбирать лизинговую компанию.



Лизинг – достаточно сложная система финансовых, правовых, налоговых, экономических отношений, которые стороны выстраивают на достаточно длительный срок. Поэтому помимо «внешних» показателей: аванс, срок, процентная ставка, удорожание (показатель, который может ввести в заблуждение некоторых лизингополучателей) – предприятию следует детально изучить договор лизинга, график лизинговых платежей, условия страхования и другие многочисленные факторы, сопровождающие лизинговую сделку.



МНЕНИЯ

Ефим Розов, генеральный директор «Реком»:

– Наше предприятие пользуется кредитами, благо, с каждым годом они становятся все более доступными. Ставки по ним снижаются, и можно свести концы с концами. Лизингом мы не пользуемся, поскольку тот экономический анализ, который мы провели, показал, что для нас выгоднее покупать

на кредитные средства.

Лизинг хорош для тех, у кого есть трудности с привлечением кредитов,

а у нас их нет. Если предприятие располагает основными фондами,

которые могут служить обеспечением привлеченных средств,

то кредит обходится примерно вдвое дешевле, чем лизинг.



Дмитрий Черный, директор ООО «Башкрансервис»:

– Мы широко применяем лизинг. Его основные плюсы – рассрочка платежа, ускоренная амортизация и т. д. Недостатки – удорожание приобретаемой техники ежегодно на 10–15%.

В первую очередь такая схема перспективна для покупки дорогостоящей строительной техники. Например, 65% башенных кранов продается с использованием этого финансового инструмента.

В большинстве своем с помощью лизинговых схем приобретается импортное оборудование, потому что задействованы зарубежные компании, у которых процентная ставка в два раза дешевле, чем у российских.

Видимо, в нашей стране инфляция выше, и ставка по лизингу составляет около 15%, а, например, «Райффайзен-Лизинг» применяет ставку удорожания до 8%.



Вячеслав Братчиков, генеральный директор «ГРУЗОМОБИЛЬ-ЛИЗИНГ»:

– Реализация крупных проектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (КАД, Западный скоростной диаметр, автодорога Москва –

Санкт-Петербург), увеличение государственных и частных инвестиций

в дорожное, промышленное и жилищное строительство обеспечат большой спрос на технику в ближайшие годы. К концу 2007 года рост продаж составит около 100% по сравнению с 2006 годом. В текущем году на рынке даже наблюдался дефицит техники, предназначенной для стройиндустрии.

Выполнение все возрастающих объемов строительных работ возможно только при ускоренном расширении парка техники. Собственных средств

у большинства компаний на такое увеличение не хватает, поэтому использование лизинговых программ – наиболее перспективный способ достижения поставленных бизнес-целей.



Александра Романюк

Количество показов: 503


^ Наверх