Неутешительные итоги


04.12.2007

Какие фундаментальные или краткосрочные факторы стали причиной резкого подорожания стройматериалов? Системные проблемы отрасли или набор отдельных локальных трудностей? От правильного ответа на эти вопросы, которыми задаются строительные организации, зависит эффективность их решения.


Настал черед стройматериалов



Цены на стройматериалы, отстававшие в прошедшем году от цен на недвижимость, на этот раз «наверстывали упущенное». На фоне ценового затишья на рынке жилья в первом квартале 2007 г. цены на отдельные виды стройматериалов за этот период демонстрировали рост на уровне показателей за весь 2006 г.

Так, по данным Ассоциации строительно-промышленного комплекса Северо-Запада, с января по апрель 2007 г. цены на металлопрокат выросли на 20–30%, кирпич – 15%, бетон – 10–12%.

В среднем цены на стройматериалы в Санкт-Петербурге за январь–апрель поднялись примерно на 20%. На апрельской пресс-конференции председатель Ассоциации строительно-промышленного комплекса Северо-Запада Алексей Белоусов прогнозировал, что стоимость стройматериалов до конца года вырастет, а насколько – зависит от динамики цен на жилье.

Но уже через полгода президент АСР Николай Кошман заявил, что «масштабы роста цен на стройматериалы так значительно начали влиять на темпы роста себестоимости строительства, что она скоро реально начнет «подпирать» первичный рынок жилья и заставит застройщиков повышать цены».

По данным РЦЦС, за 9 месяцев 2007 г., среднероссийские цены на основные строительные материалы, изделия и конструкции выросли на 21,94%, при этом рост себестоимости строительства составил 24,14%, рост цен на первичном рынке – 12,2%.

Скачок цен пришелся на разгар строительного сезона. Так, за июнь он составил 1,79%, за август – 3,32%, за сентябрь – 5,72%. Как отметили специалисты Росстата, быстрее стройматериалов в августе дорожал только бензин.

Особенно заметно выросли цены на цемент. В Санкт-Петербурге к концу августа 2007 г. стоимость одной тонны достигла 4,4 тыс. рублей против 3 тыс. рублей в июне. С начала года в Петербурге рост цен на цемент отмечался на уровне 89–139% по различным маркам. В среднем цена на цемент увеличилась на 106,2%, то есть более чем в 2 раза. Это немедленно сказалось на рынке товарного бетона, который с января по август подорожал на треть, а к октябрю почти на 44% и бетонные растворы – на 40%.

Почти в пределах инфляции удержались к октябрю щебень (8%) и песок (9%), которые подорожали в 2006 г. на 16% и 25% соответственно. Но и на этом фоне из-за повышения стоимости цемента и металлопроката (на 15,5%) резко пошли вверх цены на железобетонные конструкции – на 30–40%.

К октябрю напряженная ситуация со строительными материалами сложилась по всей России. В частности, мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что намерен обратиться в Федеральную антимонопольную службу в связи с ростом цен на цемент и, как следствие, на социальное жилье.

Большинство участников рынка убеждены, что цены на основные стройматериалы (цемент, щебень, металл, кирпич) будут расти и дальше. Остановить этот процесс может только отсутствие спроса, но этого в ближайшее время ждать не стоит.



Факторы влияния: дефицит, монополизм, энергоносители и др.



Прежде всего, в качестве основной причины опережающего роста цен на строительные материалы в России был назван их дефицит, тем более что удорожание совпало с традиционно «дефицитным» периодом строительного сезона, а осенью они медленно начали снижаться. По итогам октябрьских торгов на МФБ, цена на цемент снизилась на 2,7%, в ноябре – еще на 2,5%.

Тем не менее, по оценкам исследовательского агентства «Бизнес Порт», если рост объемов производства в строительной индустрии по отдельным видам материалов в 2006 г. составил от 5 до 36%, то за I полугодие 2007 г. – от 8 до 45%.

В частности, кирпича было произведено 2,7 млрд штук (на 21,8% больше, чем за аналогичный период 2006 г.), цемента – 11 млн тонн (рост на 37%), железобетонных конструкций – 6,2 млн кубометров (24,1%), что никак не повлияло на рыночные цены.

Либо инвестиции, которые появились на строительном рынке недвижимости за последний год, оказались настолько велики, что их освоение уже провоцирует дефицит, либо заданные темпы прироста объемов производства оказались недостаточными, либо их рост уже исчерпан с точки зрения кадровых, сырьевых и других ресурсов.

Однако эксперты называют и другие факторы, способствующие росту цен на стройматериалы. На думском совещании «О мерах по стабилизации цен на рынке строительных материалов» в октябре Николай Кошман подчеркнул, что «в росте цен на строительные материалы, кроме объективных факторов (рост цен на сырье, энергоносители, топливо и перевозки), прослеживается откровенная спекулятивная составляющая».

Президент АСР, в частности, напомнил, что доля биржевых продаж цемента составляет больше 30% от общего объема его производства в России. При этом на каждом аукционе фиксируется новый виток цен как минимум на 10%.

– Отсутствие реальной конкуренции и дефицит мощностей по производству цемента на бирже сознательно используются как инструмент обоснования высокой цены, – отметил Николай Кошман. – По сути, мы столкнулись с диктатом одного продавца.

Таким образом, одним из самых актуальных факторов в удорожании признана монополизация рынка производства стройматериалов, которая так или иначе касается каждого региона.

– Главная причина роста цен – монополизм, – соглашается Александр Штоколов, исполнительный директор РЦЦС. – Согласно федеральным нормативам ФАС, владение 50-процентной частью рынка еще не является монополией, но, владея даже 50% рынка, можно оказывать существенное влияние на ценовую политику отрасли. Не случайно основной рост цен из года в год приходится на поставщиков цемента и песка. И наоборот, те сегменты рынка, где есть много некрупных и разрозненных производителей, например стеклопакетов или ЛКМ, прибавляют в цене меньше.

Борьба же со злоупотреблением монопольным положением практически не ведется: для его ограничения законодательно требуются доказательства прямого сговора, а реализовать эти ограничения или заставить снизить необоснованно завышенные цены технологически сложно, если не невозможно.



Как отрегулировать рынок?



Разница в оценке причин подорожания строительных материалов определила различный подход экспертов к тому, как нужно бороться со скачками цен.

Известна позиция Минэкономразвития о невмешательстве государства в регулирование цен, так как производство и реализация стройматериалов – один из сегментов рынка, где все определяется балансом спроса и предложения.

Однако в ходе думского совещания директор Департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы АСР Павел Горячкин заявил, что рост цен на строительные материалы угрожает эффективности государственных инвестиций практически во всех отраслях экономики, и участники совещания сошлись во мнении, что срочные меры по стабилизации цен на рынке строительных материалов необходимы.

– Мы не призываем к введению прямого государственного регулирования цен на строительные ресурсы, – пояснил Николай Кошман, – но считаем, что отдельные строительные материалы: цемент, щебень, песок, металл – должны быть признаны государственной стратегической продукцией. При этом необходимо ввести практику их резервирования для государственных нужд и централизованных закупок с фиксированной ценой.

АСР предложила для этого две меры – создание специализированных государственных закупочных и снабженческо-сбытовых компаний, которые позволят объединить строительные ресурсы и противопоставить диктату производителя диктат потребителя, а также подписание ценовых и тарифных соглашений с основными производителями строительных материалов.

Одними из первых на это отреагировали власти Краснодарского края, где разворачивается главная стройка страны. В конце октября пресс-служба губернатора Кубани Александра Ткачева распространила сообщение, в котором говорилось, что в регионе установят максимальную цену на цемент в размере 4500 руб. за тонну.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров объявил о планах по созданию единой негосударственной структуры, которая будет осуществлять поставки цемента из Белоруссии по фиксированным ценам и его распределение. По предварительным оценкам, объемы поставок могут составить от 500 тыс. до 800 тыс. тонн цемента в год.

Однако «рыночники» уверены, что замораживание цен даст лишь временный и ограниченный эффект, даже если государство обеспечит наличие стройматериалов в продаже. Это вряд ли будет способствовать решению проблемы дефицита или ввода новых мощностей. Не стоит забывать и о грядущем подорожании энергоносителей: с января 2008 года внутренние оптовые цены на газ вырастут на 25%, а к 2010 сравняются с экспортными. Смогут ли тогда власти нейтрализовать последствия собственной политики отпуска цен на энергоносители?

Например, в Беларуси (где с января 2007 г. цены на газ выросли на 88,9%, тепловую энергию – на 40,8%, электроэнергию – на 21,2%, дизтопливо и бензин – на 5%). Но издержки организаций строительной отрасли при возведении социального жилья (71% жилых зданий) не удалось компенсировать в полной мере даже методами усиленного государственного контроля и жестким регулированием цен на строительную продукцию.

Чтобы не допустить роста цен в строительстве, были приняты меры по минимизации последствий роста стоимости энергоносителей. В том числе за счет повышения эффективности экспорта (31,5% от общего роста затрат); снижения рентабельности и издержек производства (18,7%); снижения размеров отчислений в инновационный фонд (7,4%); применения льгот по тарифам на энергоресурсы для отдельных предприятий (8,6%).

В результате принятых Минстройархитектуры Беларуси компенсационных мер и директивного ограничения роста цен путем снижения плановой рентабельности рост стоимости цемента в среднем составил 13% вместо намечающихся из-за роста цен на ТЭР 39%; кирпича керамического по отдельным заводам – в пределах 7–8% вместо 21,6%; извести – 28% вместо 54%; кирпича силикатного – 11,5% вместо 42,8%; теплоизоляционных плит – 7,5% вместо 19,4%; блоков из ячеистого бетона – 8% вместо 14,5%; плитки керамической – 1% вместо 7,8%; изделий из сборного железобетона – 3,5% вместо 6,4%.

Таким образом, предполагаемый рост индекса стоимости строительно-монтажных работ в целом по году объективно не должен превысить 13,7–14,2%, что все-таки больше предусмотренных 9–10%.



Государственный интерес



Анализируя итоги первого года реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», вице-президент АСР Владимир Пономарев отметил, что одним из важных препятствий в реализации нацпроекта оказалось отсутствие государственной промышленной политики в целом, и в области стройиндустрии в частности. По его словам, большие задержки с разработкой технических регламентов, внедрением закона о техническом регулировании № 184-ФЗ, принятием закона о саморегулировании привели к нормативному вакууму в деятельности строительных компаний.

Среди проблем стройиндустрии куратор нацпроекта Дмитрий Медведев особо выделил критический износ основных фондов, который ведет к увеличению цен на все стройматериалы, и признал, что задача стабилизации цен решаема за счет реконструкции производств и создания новых предприятий.

Ценовая ситуация со стройматериалами напомнила о том, что государство, пользуясь благоприятной конъюнктурой на мировом рынке углеводородов, могло бы предпринять самые неотложные меры по развитию современной высокотехнологичной стройиндустрии вплоть до предоставления полностью беспроцентного кредитования промышленности строительных материалов.

Так, по мнению Александра Штоколова, эффективными мерами борьбы с повышением цен могут стать налоговые льготы для предприятий, использующих новые и перспективные технологии.

То есть ключевой вопрос для стратегии отрасли – наличие у государства принципов не просто инвестиционной, а долгосрочной инвестиционной политики.

Кроме того, президент АСР, выступая на конференции по вопросам ценообразования, выразил обеспокоенность дальнейшим развитием нормативной базы ценообразования:

– На сегодняшний день нормативно-правовая база инвестиционно-строительной деятельности фактически отсутствует, что является главной причиной снижения надежности и безопасности строительства, провоцирует рост цен на жилье и ставит под вопрос возможности реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

– Вопросы ценообразования более узкие, чем вопросы инвестиционной деятельности, – прокомментировал это высказывание Александр Штоколов. – Приобретение земли, создание инженерной инфраструктуры, получение технических условий, прохождение документации на различных стадиях согласования являются существенными критериями ценообразования при возведении того или иного объекта. В первую очередь, затраты застройщиков связаны с разработкой проекта планировки и межевания территории, на которой идет строительство. А вот вопросы надежности и безопасности остаются открытыми. Применяемые технические решения действительно не всегда подкрепляются нормативными документами, а этим на государственном уровне никто не занимается.



Татьяна Рейтер

Количество показов: 2690


^ Наверх