Доброе слово о посреднике


08.12.2007

Сервисные металлоцентры становятся важнейшим промежуточным звеном между поставщиком и потребителем продукции из металла. Они снижают зависимость потребителя от условий поставки продукции с металлургического предприятия и значительно сокращают потребность в крупных складских запасах для всех участников.


В русле мировых тенденций



По прогнозам ИК «Тройка Диалог», внутрироссийское потребление стальной продукции в ближайшие пять лет вырастет на 60%, существенную долю этого роста обеспечит строительный прокат.

Кроме того, по мнению специалистов Ruukki, внутренний рынок России испытывает дефицит сталей со специальными свойствами при объективном росте промышленного производства на фоне стабильного спроса на стандартные изделия. Но и в том, и в другом случае клиенты все больше ориентируются на комплексные, экономящие время и деньги, предложения от производителей. Все это ведет к развитию спектра услуг сервисных металлоцентров (СМЦ) и смещению акцентов их деятельности на работу с металлопродуктами высоких переделов, часто с уникальными свойствами.



Специалисты Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) выделяют две тенденции развития металлопотребления: создание торговых домов меткомбинатов и построение СМЦ ведущими сетевыми металлоторговыми компаниями практически во всех регионах России, в Казахстане и на Украине. О масштабных проектах в этой области заявили в последний год все ключевые игроки рынка.

Так, бизнес-план компании «Инпром» предусматривает расширение филиальной сети до 42 отделений в 2012 году и увеличение продаж стального проката и трубной продукции до 1,7 млн тонн. Средства, полученные от проведения IPO в 2007 году, компания намерена направить на развитие сети СМЦ в регионах Сибири и Дальнего Востока.

«Сталепромышленная компания» в 2008 году введет в эксплуатацию три новых сервисных металлоцентра по переработке листового проката в Казани, в Красноярске и в Екатеринбурге. Производственные мощности новых СМЦ составят 175 тыс. т в год. В целом план развития сети из 11 сервисных металлоцентров в ближайшие 5 лет предусматривает финансирование в размере $180 млн. Регионы создания СМЦ: Северо-Западный, Центральный, Южный, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, а также Республика Казахстан.

В июле 2008 г. в Исети под Екатеринбургом откроется первый в стране логистический металлоцентр, на территории которого разместится производство по обработке черного и цветного металлопроката. Девелопером и генподрядчиком выступают две дочерние структуры крупного уральского металлотрейдера – «Уральской Промышленной Компании». Объем финансирования проекта оценивается в 185–200 млн руб.



Создание СМЦ металлоторговыми компаниями соответствует мировым тенденциям. Через сервисные металлоцентры в США осуществляется 30% всех поставок стали на внутренний рынок, в Англии – 42% продукции из черных металлов, в Японии – более 30% всех поставок проката из обыкновенной стали. При этом по отдельным видам металлопродукции доля СМЦ значительно выше средних цифр: в США по поставкам нержавеющей толстолистовой стали она составляет около 70% всех поставок, а в Японии по оцинкованному листу превышает 60%.



Металл для строителей



Растущий спрос со стороны стройиндустрии (около 50% общего объема продаваемого металлопроката) побуждает металлургов инвестировать средства в существующие предприятия и строительство новых. В последнее время сразу несколько компаний отрасли объявили о создании в Петербурге СМЦ для строительных нужд.



Компания «ТисенКрупп Материалс» заявила об открытии в 2009 году СМЦ, оснащенного высокотехнологичными линиями. «Инпром», имеющий сеть из 25 СМЦ в разных регионах, планирует инвестировать 25 млн долларов в расширение своего петербургского филиала. «СевЗапМеталл» заканчивает строительство нового комплекса с объемом переработки металлопроката в 6000–8000 тонн в месяц в промзоне «Горелово». За счет оборудования по сварке кладочной сетки расширяет металлообрабатывающее производство «Балтийская Металлургическая Компания». В ближайшие два года на базе петербургского филиала будет создан один из арматурных и листовых СМЦ «Сталепромышленной компании».



Корпорация Rautaruukki, владеющая торговой маркой Ruukki, инвестирует около 20 млн евро в расширение сервисного центра в Санкт-Петербурге, открытого в 2001 году. Этому способствуют активное развитие российского рынка и отсутствие значительной конкуренции среди сервисных центров с широким спектром услуг. По мнению специалистов компании, на Северо-Западе представлены все крупнейшие игроки внутреннего российского рынка, но близость Финляндии и Северной Европы обуславливает более глубокую интеграцию региона в общеевропейский рынок металла. Так, на сервисном центре в Санкт-Петербурге клиентам предлагаются услуги по продольной и продольно-поперечной резке, гибке и перфорации.

Пользуясь географической близостью к Финляндии и собственными производственными мощностями, центр может оперативно выполнять заказы  на разные виды продукции – горячекатаные и холоднокатаные стали, алюминий и нержавеющую сталь, включая услуги по их дальнейшей обработке (лазерная и плазменная резка, перемотка, пескоструйная обработка, грунтовка).



Ставка на качество



По оценкам экспертов, на сегодняшний день в России насчитывается не более десяти СМЦ, которые по степени оснащенности и ряду технологических характеристик не уступают зарубежным аналогичным структурам.

Несмотря на высокую стоимость инвестиций в создание высокотехнологичных СМЦ, а также отмечаемые специалистами нестабильность спроса и неготовность потребителей к продукции, эти вложения рассматриваются как перспективные.

– По нашим оценкам, – полагают маркетологи Ruukki, – рост спроса на качественную предварительно обработанную металлопродукцию составляет не менее 20% в год. Соответственными темпами будут развиваться и СМЦ, поскольку сегодня только они могут обеспечить действительно комплексное обслуживание клиентов.



Под комплексом услуг в данном случае подразумевается не только полный спектр металлопродукции и ее доставка, но и обработка изделий исходя из требований заказчика. Поэтому основные капиталовложения – это технологические линии, стоимость которых может составлять десятки миллионов евро. Такие проекты под силу только крупным отечественным и зарубежным игрокам с более высокими финансовыми и технологическими возможностями.

Специализированные СМЦ могут также стать частью производственного процесса строительных и машиностроительных предприятий на аутсорсинге. Недаром девелоперы строительства логистического металлоцентра в Исети ориентируются на работу с малыми и средними трейдерами, которым невыгодно инвестировать в организацию собственных производственных площадок. Предполагается, что на мощностях металлосервисной зоны будет обрабатываться до 15% всего объема проката, хранящегося на складах комплекса.



На 20% растет спрос на качественную предварительно обработанную металлопродукцию. Предположительно, такими же темпами будут развиваться СМЦ.

Наибольшая часть рынка металлопроката, по данным информационной системы «Маркетинг-Союз», приходится именно на долю некрупных организаций, осуществляющих металлоснабжение, – 45%. Доля металлургических комбинатов и их сбытовых структур составляет около 25%, крупных металлотрейдеров и сетевых металлосервисных компаний, являющихся официальными дилерами комбинатов, – 30%.

Все лидеры рынка реализуют широкий ассортимент металлопродукции и имеют прямые договоры с крупнейшими производителями металлопродукции. Для них дополнительным плюсом в повышении рентабельности строящихся СМЦ могут стать отлаженные каналы сбыта и транспортировки.



– Правильно организованная логистика, включающая в себя не только вопросы доставки и хранения, но и их оптимизацию, являются очевидными преимуществами современных СМЦ, и роль их очень высока, – полагают в Ruukki. – Например, мы сможем снижать затраты благодаря оптимизированным поставкам собственного производственного комплекса. Это стало возможным, так как в составе компании Ruukki есть как собственное металлургическое производство, так и современное производство по выпуску горячекатаной стали, листов, рулонов, а также сеть сервисных центров и складов.



Современный СМЦ предлагает не столько металл, сколько уже практически готовое решение из него, в соответствии с пожеланиями заказчика. Он, безусловно, создает дополнительную стоимость и получает от этого доход, но если сравнить цену того же продукта, произведенного с помощью разных подрядчиков, и цену продукции в СМЦ, то сравнение будет в пользу последнего, особенно с учетом логистических и временных издержек.



Татьяна Рейтер



Количество показов: 625


^ Наверх