Кирпичные приоритеты


08.02.2008

Устойчивое развитие бизнеса в ближайшем будущем может быть гарантировано только тем предприятиям промышленности стройматериалов, которые способны успешно конкурировать на рынке труда.


В прошедшем году на Павловском заводе строительных материалов зафиксирован рекордный в новой истории предприятия объем выпуска продукции – 70 млн шт. силикатного кирпича, что на 40% больше, чем в 2006 году. И это не предел использования мощностей. Тем не менее акционеры ПО «Ленстройматериалы», в которое входит завод, намерены приступить к реализации инвестиционного проекта полной реконструкции производства.

Что привело акционеров к такому решению, какие процессы на рынке влияют на конкурентоспособность предприятия, стратегию развития бизнеса, рассказывает генеральный директор ООО «Торговая компания «Ленстройматериалы» Игорь Голуб.



– Игорь Сергеевич, некоторые аналитики утверждают, что сегодня на рынке стройматериалов нет особой конкуренции – все, что производится, потребляется…



– Время для производителей на самом деле благоприятное. Объемы строительного производства растут, следовательно, и потребность в строительных материалах увеличивается. Однако рынок развивается не только за счет объемов потребления, меняется и структура спроса, причем в пользу эффективной, качественной продукции.

В частности, рынок кирпича жестко сегментируется, и в каждом секторе уровень конкуренции растет. Эту тенденцию отчетливо продемонстрировала недавняя московская выставка «Отечественные строительные материалы». В Россию активно устремились мировые лидеры – производители оборудования по выпуску стеновых материалов.

И, кроме того, еще три года назад рынок был достаточно однородным: это два вида материалов – силикатный, керамический, которые как максимум подразделялись на строительный и облицовочный кирпич. Сейчас производители керамических и силикатных стеновых материалов представляют продукцию в широком ассортименте с различными свойствами, характеристиками, назначением. И у каждого поставщика свой сектор рынка, который он формирует и в котором старается закрепиться.



– Как сегодня оценивается рынок кирпича и какой сектор вы считаете своим?



– Рынок кирпича на Северо-Западе оценивается в 350–400 млн штук. Здесь не учитываются вибропрессованные блоки, в то же время в этот объем включаются поризованные керамические изделия, которые логичнее было бы отнести к сектору ячеистых бетонов. Рано или поздно мы перейдем к более четкой классификации изделий, и тогда, думаю, цифра может измениться. Пока это наши отправные показатели, другой статистики нет.

Если ориентироваться на них и наши прошлогодние объемы выпуска продукции, мы производим около 18% кирпича, который потребляется на рынке. Причем наша рыночная ниша четко очерчена – это массовый, недорогой продукт.

Мы, например, не покушаемся на сектор, в котором позиционируются изделия с высокой теплоизолирующей функцией. У нас много конкурентов в сегменте облицовочных материалов. Однако наши позиции здесь все-таки сильны, поскольку силикатный облицовочный кирпич: цветной, пустотный и полнотелый – выполняет одновременно две функции – защитную и декоративную.

Сегодня активно развивается рынок фасадных конструкций – навесных и вентилируемых, при использовании которых необходима прочная, надежная основа, и в этом секторе мы тоже можем успешно конкурировать с другими видами стеновых материалов. Кроме того, сейчас растет спрос на пазогребневые межкомнатные перегородочные блоки, выпуск которых мы постоянно наращиваем.

Наши основные партнеры – крупные инвестиционно-строительные компании, в числе которых ЛенСпецСМУ, «Строймонтаж», «Юит Лентек». Но ежегодно растет и другой круг потребителей: индивидуальные застройщики, мелкие подрядные фирмы, которые специализируются в коттеджном, малоэтажном строительстве. Таких почти 25%. В этом году мы рассчитываем поставить на строительный рынок примерно 75–80 млн шт. кирпича.



– То есть ваше предприятие станет лидером среди производителей силикатных стеновых материалов и конструкций?



– Наше предприятие, как производитель, поставщик, действительно вполне конкурентоспособно. В 2007 году мы увеличили объемы производства на 40% в натуральном выражении, в денежном – на 60%. Это выше роста рынка, за год таких подъемов, как правило, не фиксируется.

Но здесь, скажу прямо, не было никаких чудес или прорывов. Это результат некоторых организационных преобразований, координации действий производственников и служб, отвечающих за продвижение и продажу продукции. Более того, заводские мощности пока еще позволяют нам наращивать объемы выпуска кирпича.

Однако сегодня совершенно очевидно: основная конкуренция в промышленности строительных материалов очень скоро развернется не на рынке продукции, а на рынке труда. Здесь производители бетона, кирпича, строительных конструкций, деталей весьма уязвимы.

Не изменив технологической, социальной политики в стратегии развития предприятия, в ближайшем будущем мы не сможем достойно соперничать на рынке труда с компаниями пищевой промышленности, сетевыми торговыми операторами, которые при одинаковом режиме работы предлагают лучшие условия труда и практически равную заработную плату.



– И какова программа действий в этом направлении?



– Акционерами ПО «Ленстройматериалы» в ближайшее время будет утверждена инвестиционная программа реконструкции Павловского завода строительных материалов. Рассматривается несколько вариантов проектов, но все они будут направлены на то, чтобы сформировать эффективную технологическую схему выпуска продукции.

Реализация программы, предложенная специалистами завода, позволит в 1,5 раза повысить производительность производства, в три раза сократить численность персонала, в два раза сократить производственные площади. Но главная цель преобразований – создание достойных условий для работы заводчан, полное исключение неквалифицированного, непроизводительного ручного труда.

Мы рассчитываем, что, как следствие, изменится и отношение персонала к предприятию, к своему делу. Ведь когда мы говорим о работоспособности, надежности технологического оборудования, прежде всего рассчитываем на квалификацию, ответственность людей, которые заняты его обслуживанием.

И, безусловно, внедрение современных методов управления бизнесом, системы качества на основе международных стандартов невозможно, если на вооружении предприятия морально устаревшие технологии.



– Вы считаете, что настало время для внедрения современных методов управления на заводах стройиндустрии?



– Конечно. Если сравнить с европейскими заводами, даже при аналогичном уровне технологий эффективность управления бизнесом у нас гораздо ниже. Управленческие процессы в Европе осуществляются гораздо меньшим числом персонала: там, где мы бы содержали 50 менеджеров, неплохо справляются 15. Внедрение, скажем, системы менеджмента качества на основе стандартов ISO-9000-2001, несомненно, повысит производительность труда, совершенствует систему управления персоналом и производством.

Если грамотно прописать бизнес-процессы, бизнес-процедуры и предельно их формализовать, станет понятно, кто принял решение, кто и как его выполнил, где произошли потери времени, где хромает организация производства. Это вечная русская проблема – кто виноват, кто за что отвечает. Приживаться система, думаю, будет весьма болезненно, но сегодня у меня есть единомышленники, многие люди разделяют мои взгляды.



– Игорь Сергеевич, какие технологии для реализации проекта реконструкции завода будут использованы?



– Проект реконструкции, который вынесен на обсуждение совета акционеров ПО «Ленстройматериалы», – это практически новый завод, технологическая цепочка от приема и обработки сырья до упаковки продукции. Скорее всего, это будет оборудование немецких производителей. Сегодня они являются мировыми лидерами в создании прессов для выпуска силикатного кирпича. Если оценивать упаковочные технологии, то здесь законодатели моды – итальянцы. Даже немецкие заводы комплектуются итальянскими упаковочными агрегатами.



– А отечественное оборудование не рассматривается?



– Наши специалисты хорошо изучили и рынок отечественных технологий, в принципе, из российских агрегатов можно собрать до 90% технологической цепочки. Прессы наши пока по эффективности не дотягивают до немецких, а вот оборудование для подготовки массы вполне достойное. Но беда в том, что все элементы технологической цепи выпускают различные производители в разных концах нашей большой страны. И гарантийную ответственность за весь комплекс оборудования, координацию технологической схемы не несет никто.

Потому проще да и надежней иметь дело с одним поставщиком, который проектирует, формирует технологическую линию, гарантирует качество и сервисное обслуживание. Все услуги в комплексе наш производитель не готов предоставить.



– И последний вопрос: в чью пользу сегодня спрос между силикатным и керамическим кирпичом?



– Пока традиции не меняются: как и 10, и 20 лет назад примерно 70% потребительского спроса приходится на керамический кирпич. Причем это мировая тенденция. Но, что чрезвычайно важно, уровень потребления силикатных материалов стабилен.

Развивается и рынок оборудования для выпуска силикатного кирпича, например, немецкие производители расширяют производственные мощности, совершенствуют и разрабатывают новые технологические линии. Это верный признак того, что силикатный кирпич найдет спрос.



Роза Михайлова

Количество показов: 504


^ Наверх