Защитная одежда для дороги


08.02.2008

В зонах торможения и стоянок автотранспорта верхний слой дорожного покрытия подвергается сильным статическим и сдвиговым нагрузкам. В результате дорожное полотно деформируется, образуются колеи, вмятины, «гребенки».
Новые технологии призваны противостоять этим разрушениям.


В дорожном строительстве различают асфальтобетонные и цементобетонные покрытия. Первые относятся к бесшовному изготовлению больших поверхностей с быстрым вводом в эксплуатацию, вторые отличаются прочностью и высокой грузоподъемностью.

Достоинства обоих строительных методов объединены в полужестком двухслойном покрытии, при нанесении которого пустоты (или каркас) пористого асфальтового слоя заполняются специально разработанным высокопрочным цементным раствором. Таким образом, создается полужесткое покрытие, сочетающее упруго-пластические свойства асфальтобетона и жесткокристаллические свойства цементобетона.

Такая дорожная одежда имеет высокое сопротивление точечным нагрузкам и сдвиговым деформациям. Помимо высокой износостойкости, она обладает повышенной морозостойкостью и устойчивостью к воздействию агрессивных сред. Поэтому областью применения полужесткого двухслойного покрытия являются высоконагруженные поверхности. Это взлетные полосы и стоянки самолетов в аэропортах, перекрестки в зонах светофоров, полосы дорог для движения тяжелого грузового транспорта, автобусные остановки и станции, а также так называемые промышленные поверхности (портовые сооружения, терминалы и др.).



В мировой практике широко известны марки полужестких покрытий для дорожного строительства: Densiphalt® – в Дании и Скандинавии, Confalt® – в Германии, Strabaphalt® – в Австрии.

Отечественный аналог комбинированного асфальтобетонного покрытия впервые был применен при строительстве КАД в 2005 г. Покрытие было уложено в зоне автобусной остановки на площади 120 кв. м. Выполнению работ предшествовали лабораторные исследования, разработка и подбор оптимального состава растворной смеси и асфальтобетона.

Исследования проводились специалистами ЗАО «НП-ЦМИД» и ФГУ ДСТО Санкт-Петербурга. В результате лабораторных исследований и экспериментов была разработана сухая смесь для получения высокопрочного и высокоподвижного раствора ЦМИД-2 «Дорожный».

Работы по укладке полужесткого покрытия ведутся только в условиях положительных температур в два этапа. На первом этапе по традиционной технологии проводится укладка и уплотнение асфальтобетона с пористостью не менее 25%. Вторым этапом является заливка и распределение цементного раствора с консистенцией, достаточной для заполнения всех пор и пространства между щебнем.



– Технология приготовления смеси не требует специального оборудования, – говорит главный инженер ЗАО «НП-ЦМИД» Сергей Костыря. – Асфальтовая смесь может быть приготовлена в условиях любого АБЗ и уложена с помощью обычных асфальтоукладчиков. Раствор может приготавливаться непосредственно на объекте строительства в растворонасосе, обеспечивающем смешивание сухой смеси с водой и подачу к месту заливки.

По его словам, лабораторные работы и исследования, направленные на повышение прочностных характеристик смеси ЦМИД-2 «Дорожный», продолжаются. Последняя из модификаций обладает увеличенным на 30% запасом прочности. Кроме того, разработаны смеси с добавлением пигментов, что открывает перспективы в области цветных дорожных покрытий.

– Технологически асфальтоцементобетон занимает промежуточное место между асфальтобетоном и дорожным цементобетоном, – рассказывает к. т. н., заместитель начальника отдела качества работ и сертификации ФГУ ДСТО СПб Александр Сергута, – и по стоимости позиционируется также. Он примерно в 2 раза дороже асфальтобетона и в 1,5 раза дешевле цементобетона.

По трудоемкости укладки асфальтоцементобетон превосходит традиционный материал, так как добавляется операция по смешению и распределению цементного раствора. Но в отличие от дорожного цементобетона он позволяет укладывать покрытие на больших площадях без устройства швов. Сменная производительность составляет в среднем до 1000 кв. м.

По данным ФГУ ДСТО, на протяжении 2,5 лет дорожное покрытие на автобусной остановке КАД активно эксплуатируется и находится в хорошем техническом состоянии без дефектов и разрушений.

В 2007 году были введены в строй еще два объекта с асфальтобетонным покрытием на основе состава ЦМИД-2 «Дорожный». Это склад противогололедных реагентов дорожно-эксплуатационного предприятия на пересечении КАД и Таллинского шоссе площадью 834 кв. м и верхний слой автобусной остановки на пересечении пр. Просвещения и ул. Симонова площадью 80 кв. м.

Работы на обоих объектах в экспериментальном порядке провели специалисты ЗАО «ВАД», которые теперь наблюдают за тем, как долго будет носиться новая дорожная одежда.



МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Александр Сергута, заместитель начальника отдела качества работ и сертификации ФГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода вокруг СПб», канд. техн. наук:

– Начиная с конца 1990-х гг. наметилась необходимость в использовании асфальтоцементобетонных покрытий в местах, где асфальтобетон уже исчерпал свои свойства, а цементобетон является слишком трудоемким.

В мировой практике строительство подобных покрытий ведется с 1970-х гг.

За рубежом есть серьезные наработки по различным вариантам составов как асфальтобетона, так и цементных растворов.

Имеются цементные составы с прочностью в 100 МПа при сжатии на 28-е сутки. Поэтому открытие движения возможно уже через сутки после устройства покрытия.

Мы пока не можем похвастаться таким опытом и наработками. Прочность наших составов не превышает 50–60 МПа через 28-е суток.

Тем не менее положительный опыт применения новых технологий есть, и они имеют перспективы использования. Основным сдерживающим фактором применения асфальтоцементных покрытий является крайне низкая информированность проектных и строительных организаций, а также отсутствие нормативных требований на такие покрытия.



Татьяна Рейтер

Количество показов: 1332

Новости партнеров:

Загрузка...
RedTram

Жилой комплекс на Большевиков
^ Наверх
/js/script.js">