на главную
    Стройпульс-всё о строительстве: новости, экономика, материалы и технологии, городское хозяйство, каталог компаний, строительные объекты, строительные тендеры, конкурсы, торги, СРО, нормативные документы > Материалы и Технологии > Отделка > Рынок отделки

 
Регистрация >


 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Рынок отделки


09.03.2008

Нет более изменчивого и насыщенного рынка, чем рынок отделочных материалов. Производство и продажи сухих строительных смесей, гипсокартона, керамической плитки, лакокрасочных материалов, обоев, напольных покрытий, подвесных потолков растут самыми высокими темпами. Но предпочтения в пользу тех или иных материалов и технологий только начинают складываться.


Передел на отделочном рынке



Рынок отделочных материалов в последнее время бурно развивается как в количественном, так и в качественном отношении. Это обусловлено ростом объемов строительства коммерческой и жилой недвижимости, а также увеличением ремонтных работ, которые предусматривают отделочные работы.

За последние годы значительно расширился выбор традиционных отделочных материалов, получили распространение новые, имеющие более широкие возможности. Специалисты связывают эти процессы с изменением общей культуры строительства, в том числе за счет появления квалифицированных подрядчиков, усложнения материалов и технологий, а также ростом потребительской культуры и изменением жизненных приоритетов репрезентативного большинства.

Отмечено, что в российских мегаполисах активно растут продажи отделочных материалов в магазинах формата DIY – примерно на 25–30% при общероссийском росте розничных продаж на 10–15% в денежном выражении.

За последние годы именно отделочные материалы в наибольшей степени испытывают изменения в балансе производимых и потребляемых стройматериалов. Например, по данным маркетингового исследования, проведенного специалистами Петербургского строительного центра и «Союзпетростроя», на строительном рынке Петербурга за шесть лет вдвое выросла доля гипсокартона, стеновых панелей, виниловых обоев, подвесных потолков, кафельной и керамической плитки и других отделочных материалов отечественного производства, доля импорта которых в конце 1990-х гг. доходила до 90%.

В целом объем российского рынка отделочных материалов составляет более $6 млрд (по оценке аналитиков ОФГ).

Начиная с 1998 года на российском рынке отделочных материалов идет интенсивный процесс импортозамещения – рост рынка обеспечивается в основном за счет отечественных предприятий.

Тем не менее предложения зарубежных производителей по-прежнему лидируют в продаже ламинированного паркета (около 70% рынка приходится на паркет из Германии и Польши), обоев (более 60%), пластиковых панелей (около 50%).

Отечественная продукция занимает большинство рынка лакокрасочных изделий (около 60% объема рынка), керамической плитки (более 80%), линолеума (более 65%) и МДФ-панелей (около 70%).

Импортные материалы традиционно занимают рыночную нишу товаров высококачественных и дорогих, либо не имеющих производственных аналогов в России, либо экономически не выгодных для транспортировки. Поэтому соотношение продукции отечественных и зарубежных предприятий меняется от региона к региону.

Например, доля импорта на строительном рынке Петербурга по некоторым позициям достаточно высока и сохраняется на этом уровне. Это относится к лакокрасочным материалам, декоративным покрытиям, облицовочной плитке, сухим смесям, линолеуму, жидким обоям, стеновым панелям, подвесным потолкам.

По информации «Стройсиб», рынок стройматериалов в Сибири по некоторым видам продукции на 80–90% принадлежит китайским поставщикам. В частности, подвесные потолки – самый распространенный вид отделочных материалов – на территории восточнее Урала почти полностью занят китайскими производителями.



Количество, переходящее в качество

Наибольшие темпы импортозамещения, которое явилось следствием дефолта, наблюдаются в производстве сухих смесей. За первые пять лет количество предприятий по выпуску ССС в России выросло в пять раз.

Уже в 2003 г. доля импорта на российском рынке сухих строительных смесей упала до 15%, тогда как десятью годами ранее составляла более 90%. Вместе с тем быстрое насыщение рынка привело к резкому снижению темпов его роста: с 35–40% в 2004 г. до 25% в 2005 г. По мнению экспертов, потенциал для развития рынков сохраняется в регионах.

Так, по оценке специалистов компании «Крепс», в 2007 г. именно региональные производители значительно увеличили выпуск, в том числе благодаря развитию продаж, запуску и загрузке производственных мощностей, улучшению качества конечного продукта. Доля импорта, по их мнению, продолжает снижаться. Нишей для него останется только сложная, не возможная к воспроизводству в российских масштабах продукция.

Кроме того, крупные мировые производители строят мощные заводы в России, что наряду с укрупнением и слиянием российских предприятий может привести к перестановке сил на этом рынке. Конкурентоспособность предприятий определяется владением или близостью к источникам сырья и степенью вертикальной интеграции производства.

Следует отметить, что среднедушевое потребление ССС в России составляет чуть более 2 кг в год, тогда как в Германии – 30 кг в год, в Финляндии, Франции, Польше – по 20 кг в год. Основным потребителем сухих смесей остаются ремонтные и строительные организации, на долю которых приходится 75% потребительского рынка.



Производители стараются не отстать



По информации Росстата, в России в 2006 г. было произведено 103,7 млн условных кусков обойной бумаги, что на 12,4% выше уровня 2005 г.

По данным исследований компании «Информанализ», наиболее крупными российскими производителями обоев являются ОАО «Саратовские обои» (доля рынка в 2006 г. составила 27,2%), ООО «КОФ Палитра», Московская обл. (20,3%), ООО «Эрисманн», Московская обл. (11,5%), ООО «Спектр», Ростовская обл. (8,6%), ЗАО «Туринский целлюлозно-бумажный завод», Свердловская обл. (8,1%).

Российский импорт обоев также не отстает от этих темпов. В 2006 году он увеличился на 13,3% и достиг 69,7 тыс. т. В первом квартале 2007 г. рост импорта составил 20,8% по сравнению с первым кварталом 2006 года.

По данным ассоциации «Рособои», среди зарубежных производителей обоев, продукция которых представлена на российском рынке, выделяются: ОАО «Белорусские обои», ОАО «Гомельобои» (Белоруссия), «Корюковская фабрика технических бумаг» (Украина, ТМ «Славянские обои»), BG, Imperial Decor, Forbo Lancaster (Великобритания), AS Creation, Erismann, Coswig, Marburg, Mohr, Rasch (Германия), Azcoaga (Испания); Emiliana Parati, Limonta, Sirpi (Италия), Essef, Venilia (Франция).

Наибольшим спросом в России пользуются бумажные (75%) и виниловые обои (19%), но быстрее всего растут продажи стеклообоев – на 10–15% больше, чем другие сегменты обойного рынка. По предварительной оценке, объем продаж обоев на основе стекловолокна практически с нуля в 1999 г. достиг $60 млн в 2007 г. Эксперты связывают это с вводом в строй новых объектов коммерческой недвижимости, для которых этот вид отделки становится наиболее популярным.

В целом рост российского рынка обоев оценивается в 10–15%, что не идет ни в какое сравнение с европейскими трендами – там отмечается снижение продаж в пользу красок и штукатурок. Поэтому ряд зарубежных производителей стремится открыть собственное производство в России.

Запущено производство обоев немецким концерном Erismann AG в г. Воскресенске Московской области. В г. Пензе представители бумажного комбината «Маяк» и немецкой компании Marburg создали совместное предприятие по выпуску обоев на базе российского предприятия с использованием немецких технологий.



300 рублей на каждого россиянина



По оценке «Экспресс-Обзор», объем рынка напольных покрытий в 2006 году составил 43 млрд рублей в ценах производителей. Наибольшую долю в структуре рынка напольных покрытий занимает линолеум, на втором месте – керамическая плитка, на третьем – ламинат. Далее следуют в порядке убывания доли: керамогранит, паркет, ковролин.

В натуральном выражении доля линолеума и ковролина уменьшается, так как потребительский спрос смещается в сторону более дорогой продукции. Ламинат, в свою очередь, вытесняет паркет, а керамогранит и керамическая плитка за счет своих более высоких эксплуатационных свойств набирают популярность.

По данным РБК, в среднем каждый россиянин потратил в 2006 г. на приобретение напольных покрытий около 300 рублей, хотя среднедушевое потребление пока не достигает 3 кв. м на человека.

Больше всего в России произвели линолеума – 118,4 млн кв. м. В ценах производителей объем производства линолеума вырос на 21,2%. По сравнению с 2003 г. доля линолеума отечественного производства выросла в 2006 г. с 73,5% до 83,2% в стоимостном выражении. Заметно увеличилась доля ламината отечественного производства с 20,9% в 2004 году и до 34,8% в 2006 году. Доля отечественного паркета, наоборот, сократилась.

Быстрее всего растет рынок керамической плитки для пола: объем этого рынка вырос в 2006 году на 61% (в рублях). Ведущими предприятиями в отрасли являются: ЗАО «Велор», ОАО «Волгоградский керамический завод», ОАО «Нефрит-керамика», ОАО «Сокол», ОАО «Стройполимеркерамика», ОАО «Экспериментальный керамический завод».

Наиболее крупным предприятием по производству керамической плитки является ЗАО «Велор» итальянской фирмы «Велко», производящее 8 млн куб. метров продукции в год. Большая часть предприятий находится в Центральном регионе, здесь производится более 50% отечественной продукции керамической плитки.

Очень быстро растет также рынок керамогранита (продажи эти увеличились почти на 50%). Медленнее всего развивается рынок линолеума.

В России ковровые покрытия производят 22 предприятия. В ассортименте оптовых продавцов рулонных материалов чаще всего встречается продукция калининградского предприятия «Калинка», российско-германской компании «Зартэкс» (Екатеринбург) и группы компаний «Тектус» (Московская обл.).

По предварительной оценке «Экспресс-Обзор», в 2007 году объем рынка напольных покрытий в натуральном выражении увеличился на 16,7%.



Лаки и краски



Лакокрасочная продукция относится к числу наиболее востребованных в строительстве материалов. Спрос на лакокрасочные материалы ежегодно составляет 12%.

В России в отрасли лакокрасочных материалов работает около 100 производственных предприятий суммарной мощностью более 2,5 млн тонн материалов в год. По данным исследований РБК, одна из основных тенденций российской индустрии стройматериалов – рост производства водно-дисперсионных красок и грунтовок, а также жидкотертых масляных красок.

Импортная продукция составляет до 30% объема российского рынка лакокрасочных материалов. Для рынка характерен высокий уровень конкуренции, борьба за сбыт между отечественными и зарубежными производителями. Большинство импортируемых в Россию лакокрасочных материалов относится к верхнему ценовому сегменту.

Основными странами-экспортерами лакокрасочных материалов в Россию выступают: Германия (14% от объема импорта), Финляндия (11%), Белоруссия (9,7%), Эстония (9%), Литва (7%), США (7%), Корея (7%).

По данным исследований агентства Symbol-Marketing, наиболее востребованными среди потребителей являются такие виды лакокрасочных материалов, как водоэмульсионные краски, грунтовки, водно-дисперсионные краски, эмали. Эти материалы используют более 90% организаций, занимающихся ремонтно-строительными работами.



Качество за счет модернизации



Проблема перевооружения производства и обновления технологий становится актуальной для отечественных производителей, поскольку, как отмечают эксперты, конкурентоспособными на рынке отделочных материалов могут стать только производители, делающие ставку на качественную продукцию.

При огромных темпах роста до насыщения рынка еще далеко, и рентабельность предприятий индустрии отделочных материалов составляет от 3 до 39–40%. Причем один из самых высоких показателей рентабельности обеспечивают предприятия керамической промышленности.

Заинтересованность компаний в модернизации действующих предприятий высока, несмотря на большие затраты на оборудование – стоимость технологической линии исчисляется в миллионах евро. За исключением некоторых деревообрабатывающих линий, большинство внедряемых технологических линий поставляются из-за рубежа и чаще всего изготавливаются под конкретный заказ.

Отсюда высокая цена модернизации, которую компании-производителю приходится платить. Сам выбор эксклюзивного оборудования определяется инвестиционными возможностями предприятия и предоставляемыми услугами финансирования и кредитования со стороны поставщика.

Основная цель модернизации предприятий – старожилов рынка, в основном, состоит в увеличении мощностей и снижении трудозатрат за счет автоматизации. Предприятия, которые начинали с нуля или осваивали новые для российского рынка направления в производстве отделочных материалов, очень высоко оценивают роль передовых технологий в создании конкурентоспособного продукта.



Татьяна Рейтер




НОВОСТИ


 
на главную

О ПРОЕКТЕ | КОНТАКТЫ | РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА | КАРТА САЙТА | ВХОД

© 2009-2010 «СЕВЕРОСЛАВЯНСКОЕ БЮРО РЕКЛАМЫ»