Стройматериалы запрограммируют


19.07.2008

В сентябре городским правительством будет рассмотрена и утверждена «Программа развития предприятий, производящих строительные материалы, на период 2008–2015 годы». Сегодня проект программы, подготовленный тремя профильными правительственными комитетами, проходит последние стадии согласования, активно обсуждается с общественными объединениями, представителями строительного бизнеса.


О целях и задачах программы, основных направлениях ее развития мы попросили рассказать начальника методического отдела юридического управления Комитета по строительству Игоря Шикалова.



– Игорь Иванович, чем вызвана необходимость создания программы, ведь сегодня, по мнению многих аналитиков, рынок строительных материалов развивается достаточно устойчиво…



– Основанием для разработки программы с позиции Комитета по строительству является решение Правительства Санкт-Петербурга (протокол заседания от 13.03.2007 № 8, п. 8.3). Нашему комитету совместно с Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли и Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству было поручено «подготовить и представить на рассмотрение правительства Санкт-Петербурга проект нормативного правового акта «Об утверждении программы развития предприятий, производящих строительные материалы, на период 2008–2015 гг.».

Безусловно, такое поручение связано с увеличением объемов строительного производства в Петербурге и регионе, необходимостью четкого обеспечения ресурсами национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», крупных инвестиционных проектов, которые реализуются в городе.



Действительно, рынок развивается и по большому счету обеспечивает потребности в материалах, конструкциях, изделиях. Это подтвердили и результаты исследований, которые в ходе разработки проекта программы были проведены по заказу нашего комитета консалтинговой компанией «БАЛТ-АУДИТ-ЭКСПЕРТ».



Вместе с тем мы наблюдаем скачкообразный рост цен на основные стройматериалы, в частности на цемент, сезонный дефицит «хлеба стройки» и некоторых других материалов. Кроме того, недостаточно развита транспортная инфраструктура, что не позволяет соблюдать графики поставок на площадки. Низкое качество отдельных продуктов, использование материалов, не адаптированных к условиям нашего климата или экологически небезопасных, – повод для того, чтобы город активно влиял на эти процессы.



– Каким образом город может повлиять на эти процессы, если в основном производители стройматериалов – частные компании?



– У правительства города достаточно административных ресурсов, чтобы решать подобные задачи. Обратимся к фактам. Вспомним, какие были проблемы с цементом в прошлом году, мало того, что потребителей пугали дефицитом, так его цена с 2900 рублей за тонну в январе к сентябрю достигала 7500–7600. Правительством была создана комиссия во главе с первым заместителем председателя Комитета по строительству Николаем Крутовым, которая приняла решительные меры. Были изучены рынки цемента, проведены переговоры с производителями и РЖД по обеспечению четкого режима поставок в город. К слову сказать, «Российские железные дороги» не допустили срывов при транспортировке цемента. Кроме того, ФАС подготовила иски против монополиста – компании «Евроцемент» и два из трех судебных процессов выиграла.

В результате сегодня импорт цемента вместо прежних 3% от общего объема потребления составил 27%, а его цена с 7500 руб. упала до 5500 и, по прогнозам специалистов, упадет к концу строительного сезона примерно до 4500 рублей за тонну.

Проблема на самом деле не в дефиците стройматериалов, а в их качестве и невозможности их принять из-за неразвитой транспортной инфраструктуры, отсутствия качественных логистических схем доставки.



– В программе предусмотрены методы решения этих проблем?



– Правительство не намерено решать локальные проблемы, скажем, обеспечивать закупки стройматериалов, финансировать проекты по созданию дополнительных производственных мощностей или модернизации предприятий промышленности строительных материалов.

Программа – это методический, правовой документ. Идея ее разработки заключается в создании условий для обеспечения материалами запланированных к строительству объектов в рамках программ социально-экономического развития Петербурга.

Таких условий, которые обеспечат снижение ресурсоемкости, а также энергетических и трудовых затрат на изготовление и достижение должного качества строительной продукции и стройматериалов за счет внедрения передовых технологий, а также рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на строительство.

Считаю, что в результате на выходе мы получим продуманный, взвешенный документ, учитывающий все аспекты экономического и правового развития отрасли. Программа согласовывалась с 14 комитетами правительства города, в ее обсуждении активное участие приняли ведущие производители, представители строительных сообществ.



Организационную поддержку разработчикам оказывали Союз строительных объединений и организаций, Ассоциация «Абетон», информацию предоставляли специалисты заводов – производителей цемента и ЖБИ, а также РАО «РЖД». Весьма полезными оказались консультации ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ» и НПО «Геореконструкция-Фундаментпроект».



– Расскажите об основных направлениях проекта программы.



– Во-первых, проект программы подготовлен в соответствии с материалами Концепции стратегии развития строительного комплекса РФ на перспективу до 2010 года. В ней предлагается комплекс системных мер по учету, экономии и рациональному использованию строительных материалов. Она включает в себя семь направлений.

· Информационно-аналитическое сопровождение инвестиционно-строительной деятельности и индустрии строительных материалов.

· Внедрение наиболее экономичных, ресурсосберегающих и экологически безопасных проектов и проектных решений.

· Разработка и внедрение новых конструктивных решений, новых эффективных строительных материалов.

· Организация и управление использованием бюджетных средств в строительстве.

· Обеспечение необходимых возможностей транспортной инфраструктуры для снабжения строительного комплекса Санкт-Петербурга строительными материалами и конструкциями.

· Государственное влияние при ценообразовании на продукцию стройиндустрии.

· Решение кадровой проблемы.



Каждое из направлений содержит блок конкретных мероприятий, предусматривающих реализацию идеи. В качестве примера рассмотрим первое направление: «Информационно-аналитическое сопровождение инвестиционно-строительной деятельности и индустрии строительных материалов».

Здесь планом мероприятий предусматривается разработка интерактивной ресурсной математической модели прогнозирования потребности в строительных материалах и других ресурсах в соответствии с планами социально-экономического развития города.

Мы уже в ходе подготовки проекта программы определили потенциальные объемы строительного производства до 2015 года не только за счет бюджетного финансирования, но и за счет частного капитала, учли все инвестиционные проекты будущего.

Получилась весьма интересная картина: например, на жилищное строительство в общем объеме производства приходится почти 70%, на коммерческую недвижимость 22%, остальные 9% – проекты реконструкции, дорожное строительство.

Как посчитать потенциальную потребность в конкретных стройматериалах – сегодня проблема: нет эффективных методик, да и способы строительного производства развиваются, появляются новые технологии, и, таким образом, вариантов выбора материалов очень много.

Кроме того, у проектировщиков вышла из моды ведомость расхода строительных материалов и минимизация их стоимости. Эти обстоятельства очень затрудняют оценку реальной потребности города в конкретных ресурсах, а также планирование их рационального использования и экономию в будущем. И, безусловно, модель, матрица, которая будет разработана в рамках программы, позволит четко прогнозировать потребности и влиять на развитие рынка.

Еще это направление предполагает мероприятия по мониторированию планового (на основе проектной документации) и фактического использования строительных ресурсов, производства и ввоза основных строительных материалов, разработку и внедрение специализированной базы данных по новым эффективным строительным материалам и технологиям.

То есть реализация мероприятий только по этому направлению позволит сформировать банки достоверной и объективной информации по уровню спроса и потребления, что, согласитесь, чрезвычайно важно для участников строительного рынка, для принятия управленческих решений на правительственном уровне.

И подобные мероприятия предусмотрены в каждом направлении программы.



– Игорь Иванович, известно, что основные предприятия – производители стройматериалов базируются в Ленинградской области, вероятно, реализовать программу, не взаимодействуя с соседями, будет сложно. Как учесть эту проблему?



– Действительно, Ленинградская область – главный поставщик строительных материалов в Петербург. Несомненно, мы должны планировать свою деятельность совместно, причем не только в сфере производства и поставки цемента, конструкций, кирпича, инертных материалов и т. д., а и во многих других, в частности – в логистике. А отношения Санкт-Петербурга с субъектами Федерации строятся на основе соглашений о сотрудничестве с ними. Ленинградская область не является исключением.

Что касается этой программы, мы также проводили консультации со специалистами и руководителями Комитета по строительству Правительства Ленинградской области. Поскольку производство в основном ведется в Ленинградской области, а интеллектуальный потенциал (исследовательские, проектные организации) – прерогатива Санкт-Петербурга, важно обеспечить их правильное взаимодействие и извлечь из него комплексный эффект для всего региона.

Предусмотрено также создание рабочей группы по организации взаимодействия с субъектами РФ, находящимися в Северо-Западном федеральном округе, по размещению предприятий стройиндустрии в целях обеспечения Санкт-Петербурга строительными материалами и изделиями.



Беседовала Роза Михайлова



Количество показов: 375


^ Наверх