Технический вопрос


15.03.2009

По оценкам экспертов, за последние полгода объем продаж экскаваторной и землеройной техники в России упал почти в 5 раз. Поставщики избавляются от закупленных ранее машин, а производители приостанавливают выпуск экскаваторов.
В то же время активизируется вторичный рынок техники и растут объемы сервисного обслуживания.


Различные сегменты экскаваторной и землеройной техники ждет сокращение продаж в текущем году на 30–50%. На снижении спроса сказываются нехватка оборотных средств у предприятий, рост себестоимости машин из-за удорожания энергоносителей, повышение цен на технику, вызванное изменением курса доллара.
В связи с ростом стоимости финансового ресурса сократился лизинг, на который приходилась значительная часть продаж. Но самое главное – существенно снизился объем работ в отраслях, где используются экскаваторы. В результате многие компании вынуждены отказаться от своих планов по приобретению новой техники.

Пытаясь пойти навстречу потребителям, поставщики и производители экскаваторов снижают цены, предлагают бесплатные дополнительные опции, различные программы финансирования и аренды и т. д.
Однако компании, ведущие строительные работы, в случаях, когда необходимо расширять парк техники, предпочитают приобретать ее на вторичном рынке либо ограничиваются ремонтом существующих машин.

Борис Евдокимов, директор по маркетингу ООО «Специальная Строительная Техника» (Санкт-Петербург):
– Активное развитие рынка, которое мы наблюдали в начале прошлого года, остановилось. Инновационные проекты производителей не имеют необходимой финансовой поддержки. Объемы производства рос-
сийской техники и закупок машин зарубежного производства заметно сократились.
Частный сектор строительства и, соответственно, закупок техники для этих целей заметно уменьшился. Сокращены объемы государственных заказов. Мне кажется, что общий объем активности уменьшился пропорционально по всем направлениям использования техники за предыдущие периоды.
Финансовое состояние торгующих компаний и общая ситуация в российской экономике заставляют отказаться от далеких планов на перспективу, а задумываться о завтрашнем дне. Поставщики спешно избавляются от закупленной ранее техники и возвращают вложенные средства. Некоторые виды продукции сегодня можно приобрести у дилера дешевле, чем на заводе-изготовителе. По моим оценкам, совокупный объем продаж за последние 6 месяцев упал по меньшей мере в пять раз.

Мы медленно движемся к национализации обсуждаемого рынка. Конец 2009 года должен либо опровергнуть, либо подтвердить данную теорию.
По моим прогнозам, к концу 2010 года останутся только те производители, у которых будет государственная поддержка, льготы и гарантии. Закупки техники зарубежных производителей сократятся до минимального.
Сейчас на рынке экскаваторной техники наблюдается переориентирование спроса в сторону вторичного рынка.

Активизация вторичного рынка подразумевает проведение большого количества техническо-восстановительных работ. Соответственно, на подъеме развитие технических центров. Это радует, так как за прошедшие годы сегмент сервисного обслуживания сместился в сторону обслуживания новой гарантийной техники и фактически свелся к проведению технических осмотров с заменой расходных материалов. Настало время чинить то, что давно лежало на складе.

Андрей Ершов, представитель по маркетингу ООО «Катерпиллар СНГ» (Москва):
– На экскаваторном рынке, и не только, происходит значительное падение продаж по сравнению с предыдущими годами, когда рост рынка составлял 40–70% в год. Все производители, трейдеры, дилеры готовились к последующему увеличению спроса и к началу сезона-2009, пополняя свои склады техникой, которую с легкостью бы реализовали впоследствии, не случись то, что происходит сейчас.
Основными пользователями экскаваторов являются строительные компании в различных отраслях промышленности: градостроительство, нефтяная и газовая, дорожная и т. д. В силу ограниченности средств, отказов финансирования проектов, как следствие, снижения бюджетных средств на обновление парка машин многие компании вынуждены отказаться от своих планов на покупку новой техники либо требуют значительные скидки.
Сегодня не только производители, но и компании-поставщики находятся в сложной ситуации. Падение спроса привело к заморозке значительных средств в металле, множество машин скопилось на складах. Практически все продавцы перешли в режим выживания, стараясь максимально снизить свои расходы. Если ситуация не изменится в лучшую сторону, будут применены непопулярные меры – увольнение сотрудников. Думаю, в ряде компаний это уже случилось.
Тем не менее остается большая надежда на федеральные проекты, финансируемые государством. Подрядчики получат работу и смогут приобрести необходимую им технику, что, в свою очередь, позволит выжить сильнейшим из нас, из производителей и поставщиков.

Сергей Комолов, руководитель отдела маркетинговых исследований «Машиностроительной компании КРАНЭКС» (Иваново):
– Сейчас рынок строительной (в частности экскаваторной) техники испытывает явный упадок. Мы связываем это как с потерей ликвидности финансовых посредников, в частности лизинговых компаний, так и с падением платежеспособности конечных потребителей – покупателей квартир, продуктов добывающих и перерабатывающих отраслей и т. д.
Объем импорта новой экскаваторной техники за последние три года явно превышал спрос, что вылилось в конечном итоге в затоваривание складов и остановку конвейеров заводов, в том числе и зарубежных. Начиная с мая 2008 года нашими аналитиками была отмечена тенденция к снижению объемов импорта новой строительной техники, которая наблюдается и сейчас. По нашим оценкам, объём импорта вместе с российским производством как минимум вдвое превышали спрос на технику в 2008 году. Итог налицо.
Сейчас стагнация наблюдается во всех сегментах рынка. За последние три месяца мы не наблюдали серьезных структурных сдвигов в спросе на технику, однако все больше компаний берут технику в рассрочку. Многие наши клиенты напрямую заявляют, что испытывают острый дефицит ликвидности, не говоря уже о вложениях в основные средства.
В конце прошлого года многие дилеры предлагали значимые скидки при продаже техники, бонусы в виде дополнительных «бесплатных» опций и другие поощрения покупателя. Однако все эти методы сводились к решению лишь частных задач, таких как привлечение средств для погашения задолженности, уменьшение складских остатков дилеров. Мы полагаем, что «кризисные» предложения бонусов нельзя расценивать как постоянный стабильный инструмент продаж и говорить о соответствии рыночным требованиям здесь не приходится.
Компаниям-поставщикам необходимо усиливать маркетинг, поскольку основная проблема – это снижение спроса. Необходимо усиливать свои позиции и добиваться благосклонности потребителя к своему бренду.

Александр Дикаев, руководитель отдела продаж компании «Ратай» (Москва):
– Сейчас на рынке землеройной техники, как и во всем машиностроении, наблюдается серьезнейший спад спроса. Пришедший кризис ознаменовал конец эры продавцов и начало эры его величества покупателя.
Рынок в ожидании стабилизации, но пока нет определенности. Всё усложняется курсом национальной валюты, отсутствием инструментов кредитования и мерами правительства по защите отечественного производителя. Эти факторы ставят продавцов и производителей импортной техники в заведомо проигрышную ситуацию.
Объемы продаж у всех поставщиков значительно снизились, произошли отказы от частично оплаченной техники. Сейчас практически любую машину можно приобрести без ожидания, и это одна из примет времени. Появляются интересные предложения по рассрочке при покупке. Продавать новую технику становится всё сложнее, и каждому покупателю нужен индивидуальный подход. Необходимы серьезные усилия и значительные уступки. На продажу выставляется большее количество строительных машин от компаний, находящихся в затруднительном положении. Рынок бывшей в употреблении техники завален предложениями.
Покупателям есть из чего выбирать: ремонтировать старую технику, покупать новую или за разумные деньги купить б/у в хорошем состоянии.

Подготовила Славяна Румянцева

Количество показов: 504


^ Наверх