Легок на подъем


29.05.2009

С изменением экономических условий объемы продаж подъемной техники сократились почти в 2 раза, а производители и поставщики машин вынуждены разрабатывать антикризисные меры, чтобы привлечь немногих из оставшихся на рынке клиентов.

Строительный бум, наблюдавшийся последнее время в России и за ее пределами, выявил острую нехватку строительной техники, в том числе кранов, подъемников, грузовых лифтов. Интенсивное обновление подъемного оборудования продолжалось в течение нескольких последних лет. Однако кризис внес свои коррективы в развитие рынка. Сегодня сократившиеся объемы продаж, ужесточившаяся конкуренция вынуждают производителей минимизировать издержки и модернизировать выпускаемые механизмы.

Всегда на высоте

При выборе техники представители строительных компаний учитывают ее надежность, безопасность, производительность. Обращают внимание на опыт эксплуатации в российских условиях. Кроме того, рынок башенных кранов формируется в соответствии с применяемыми технологиями строительства и условиями проведения работ.
Так, например, при панельном строительстве применяются «тяжелые» машины грузоподъемностью 10 т и выше с короткой стрелой до 35–40 метров.
Сегодня на российском рынке представлена техника как отечественных (ЗАО «Машстройиндустрия» и ОАО «Ржевский крановый завод», Карачаровский, Санкт-Петербургский, Нязепетровский заводы), так и зарубежных (Liebherr, Potain, ALFA, Jaso, Comansa, Raimondi, San Marco, Terex Comedil, Peiner, Zeppelin и др.) производителей.
Причем основную часть парка строительных компаний составляет техника отечественного производства. Она отличается массивной конструкцией и большой грузоподъемностью. Основной недостаток – высокое, по сравнению с зарубежными аналогами, потребление электроэнергии. Башенные краны российского производства соответствуют требованиям отраслевых стандартов, норм и правил и высоко ценятся строителями как давно знакомые варианты техники, возможности которых известны и понятны.
Основные преимущества башенных кранов мировых брендов – высокая производительность и надежность. Техника отличается высокой скоростью подъема и большим вылетом стрелы. На российском рынке представлен широкий ряд моделей из Германии, Италии, Франции, Испании.
Новые экономические условия дают возможность отечественным машиностроителям подъемной техники потеснить зарубежных конкурентов. В первую очередь – за счет низкой цены на выпускаемую продукцию. Однако смогут ли российские предприятия этим воспользоваться – пока не ясно.

С шасси по жизни

Автокраны – распространенные на строительной площадке механизмы. Свою продукцию на этом рынке предлагают отечественные компании «Газпром-Кран» («Камышин»), «Автокран» («Ивановец»), Галичский («Галичанин») и Клинцовский («Клинцы») автокрановые заводы, самарский «Сокол».
Наибольшей популярностью пользуется техника, относящаяся к среднему классу автокранов, с промежуточной грузоподъемностью на канатах от 8 до 40 т, базирующихся на шасси грузовых автомобилей. Такие машины занимают 80–90% рынка и используются в энергетическом, промышленном, дорожном, капитальном строительстве и пр.
Конструкция кранов обеспечивает возможность работы как с основным оборудованием (телескопические, выдвижные, решетчатые самовыдвигающиеся или постоянной длины стрелы), так и со сменным (башенно-стреловое оборудование, удлиненные стрелы, управляемые или неуправляемые гуськи и удлинители).
По сравнению с импортными аналогами Liebherr, Comansa, Terex и др., отечественные автокраны стоят в 2–3 раза дешевле, но при этом уступают по качеству и надежности. Однако нельзя не учитывать, что техника российских производителей рассчитана на работу в суровых климатических условиях и проста в исполнении и управлении. Это немаловажно в сегодняшних финансовых условиях.
Так, например, генеральный директор ООО «Ивановская марка» (официальное торговое представительство ОАО «Автокран») Андрей Пестряков отмечает, что, несмотря на сокращение объемов строительства и снижение спроса на спецтехнику, завод уверенно продолжает выпуск машин и не намерен останавливать выпуск кранов. Продажи техники ивановского предприятия ведутся, хотя, конечно, не на том уровне, что в прошлом году – сокращение составило около 50%.
Однако то, что не радует производителей, на пользу потребителям. Раньше при заказе продукции ивановской марки приходилось ожидать поставки 4–5 месяцев, а сейчас ее можно сразу забрать со склада. Если в прошлом году техника росла в цене, то в этом году цены на автокраны снижены, а клиентам предоставляются гибкие системы скидок, рассрочки платежей.
Разрабатываются и различные варианты удешевления машин. Так, например, за счет оптимизации производства и снижения издержек ОАО «Автокран» предлагает своим покупателям новую модель грузоподъемностью 25 тонн. «Ивановец» KC-54711 выпущен на специальном шасси Брянского автомобильного завода БАЗ-80311 (6х4). В конструкции ходовая рама совмещена с опорной рамой крана. Такое техническое решение позволило уменьшить общую массу крана и оптимизировать распределение нагрузок на оси шасси. В транспортном положении автокран имеет низкое расположение центра масс, что делает его устойчивым при передвижении. Кран оснащен четырехсекционной телескопической стрелой многогранного профиля длиной 30 м.
Стоимость автокрана составляет 3,690 млн руб., ближайший аналог стоит на 800 тыс. рублей дороже.

Все выше, и выше, и выше

В процессе строительства постоянно возникает потребность подъема грузов и людей на высоту. Будь то фасадные работы, погрузочно-разгрузочные, отделочные; деятельность по обслуживанию линий электропередачи, трубопроводов, инженерных систем – компаниям требуется надежная подъемная техника.
– Помимо крановой техники при строительстве, реконструкции, реставрации и других работах широко используются различные подъемные приспособления российских и зарубежных производителей, – рассказывает менеджер по продажам компании «Эстейт Проект» Сергей Куликов. – Среди них мачтовые фасадные платформы. Они представляют собой огороженные рабочие площадки различных размеров, которые вертикально поднимаются и опускаются с помощью специального механизма по фермовой конструкции. Их использование для проведения фасадных, а также других строительных работ порой оказывается единственно возможным. Например, в случаях, когда ставить строительные леса экономически нецелесообразно: площадь работ невелика или, допустим, нужный участок фасада находится слишком высоко.

Отлично зарекомендовавшим себя грузовым оборудованием являются телескопические подъемники. Конечно, стоимость такой техники довольно высока, но затраты на их приобретение вполне оправданны, когда речь идет о качестве и сроках требуемых работ.
Грузовые подъемники предназначены для подъема на необходимую высоту рабочих, материалов и инструментов. Чаще всего их применяют в высотном строительстве, а также при ремонте высотных зданий и сооружений. Существует целый ряд грузовых подъемников, обладающих различными характеристиками. Они отличаются грузоподъемностью, максимальной высотой подъема, вместительностью платформы и т. д.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Сергей Куликов, менеджер по продажам компании «Эстейт Проект»:

– Сейчас у клиентов-строителей не хватает денег. Продажи ведутся, но в значительно меньшем объеме, чем год назад. Одновременно структура сократившегося рынка изменилась. Если раньше покупатели предпочитали новую технику, то сейчас больше запросов на бывшую в употреблении.
Рынок аренды также сократился. Строительные объекты заморожены, оборудования требуется меньше.
Спрос упал на всё.

Андрей Пестряков, генеральный директор ООО «Ивановская марка» (официальное торговое представительство ОАО «Автокран»):

– Несмотря на то, что объем продажи техники сократился, остался на прежнем уровне и достаточно стабилен спрос на запчасти. Автокраны по-прежнему эксплуатируются, и необходимость в поддержании техники в рабочем состоянии существует.
А вот потребность в приобретении новых машин возникает сегодня реже в связи с сокращением объемов строительства. Тем не менее наша продукция – от небольших 16-тонных кранов до гигантов 100-тонников – остается востребована.
Основные покупатели – предприятия, работающие по госзаказу, крупные строительные организации.
А кроме того – малый и средний бизнес, для которых низкие цены на нашу технику являются привлекательными.
Могу констатировать, что структура потребителей наших машин осталась прежней – такой же, что и год назад. Все организации, которые работали с нами, остались нашими клиентами. Но и новых, правда, не появилось.
Сегодня, в связи со снижением объемов строительства, пострадали все. Кризис в первую очередь сильно ударил по строительным организациям, и это потянуло за собой сопутствующий бизнес. Снизилась потребность в технике, сократились объемы работ производителей машин. Но кризис не вечен. Рано или поздно мы из него выйдем и продолжим развиваться.

Количество показов: 827


^ Наверх