Российским территориям нужна стратегия развития


19.06.2009


ФГУП «РосНИПИ Урбанистики» готовится отметить 80-летие со дня основания. Приближающийся юбилей стал прекрасным поводом поговорить не только о достижениях института, но и о тенденциях территориального развития регионов России.

В октябре 1929 г. на базе Бюро планировки городов Ленгорисполкома и сектора Картографического издательства НКВД РСФСР в Ленинграде создан институт ГИПРОГОР, с 1930 года ставший Ленинградским отделением центрального ГИПРОГОРА в Москве. В 1959 году в результате слияния Ленинградских филиалов института ГИПРОГОР и института ГИПРОКОММУНСТРОЙ образован институт «Ленгипрогор».
С 1991 г. предприятие именуется Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики.
Созданы градостроительные проекты более чем для 600 городов бывшего СССР.
В настоящее время численность института составляет свыше 370 человек, в работе находятся около 20 схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, проекты десятков городов.

директор ФГУП «РосНИПИ Урбанистики» Владимир ЩитинскийНаш собеседник – директор ФГУП «РосНИПИ Урбанистики» Владимир Щитинский.

– Владимир Александрович, во время юбилейных торжеств обычно вспоминают славные страницы из жизни именинника. Какие исторические события, факты вам хотелось бы отметить в первую очередь?
– История — это прежде всего деятельность людей. Считаю своим долгом упомянуть на страницах журнала имя человека, который был инициатором создания нашего института и сыграл видную роль в развитии градостроения в Петербурге и довоенном Ленинграде. Это выдающийся зодчий Лев Александрович Ильин. Первый генеральный план Ленинграда, реконструкция Московского, Лиговского, Большого (В.О.) проспектов, Михайловский, Пантелеймоновский, Народный, Введенский мосты, стрелка Елагина острова — всё это плоды его трудов. Кроме того, Л. А. Ильин вложил немало энергии в преобразование Петрозаводска, Иванова, Ярославля и других городов.
Мы надеемся, что нашему институту будет присвоено имя Л. А. Ильина. Думаю, к концу года мы завершим всю необходимую для этого работу.

– Л. А. Ильину принадлежит идея использовать творческий потенциал архитекторов и проектировщиков-градостроителей Ленинграда для других городов страны. Насколько она актуальна сейчас?
– Начнем с того, что она была блестяще реализована на практике. С момента основания институт окунулся в интенсивное государственное строительство. Шла индустриализация страны, рядом с новыми производствами нужно было возводить городские кварталы. Для института стали нормой жесткие сроки проектирования как в годы первых пятилеток, так и сразу после войны.
Наше предприятие приняло активное участие в восстановлении практически полностью разрушенных Орла, Севастополя, Гатчины, Вязьмы и многих других городов. И в последующее мирное время работу института далеко не всегда можно было назвать спокойной. Новый генеральный план Ашхабада после землетрясения в 1948 году наши проектировщики создали всего лишь за полтора месяца! Там же, в Туркмении, по нашим разработкам восстанавливался город Чарджоу, практически наполовину затопленный в 1969 году в результате сильнейшего паводка на реке Амударья, возрождался Буйнакск (Дагестан) после землетрясения 1975 года.
Наш институт стал головной проектной организацией по восстановлению Ленинакана (Армения), разрушенного в результате катастрофического землетрясения в декабре 1988 года, и успешно справился с поставленной задачей. Уже в наше время мы активно участвовали в ликвидации последствий наводнения в Ленске (Якутия) 2001 года. Нас привлекли для создания нового генплана с учетом системы мер, которые не позволят повториться подобным катастрофическим стихийным бедствиям.

– Получается, что несколько поколений сотрудников института приучены работать в жестких рамках?
– Совершенно верно. Продуктивно трудиться в экстремальных условиях способны только профессионалы высокого уровня. Таковы наши специалисты, такова петербургская градостроительная школа, востребованная по всей России.

– Какова география деятельности РосНИПИ Урбанистики?
– Назову только некоторые города, над генеральными планами которых мы трудимся сейчас. С востока на запад. Это Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Благовещенск, Кемерово, Тюмень, Иваново, Белгород, Сочи, Тверь, Петрозаводск, Псков.

– Институт находится в авангарде отечественного градостроения. Ваша точка зрения на этот вопрос имеет особую ценность. Чем, на ваш взгляд, обусловлено развитие территорий в России в былые времена и сейчас?
– Раньше территориальное планирование было частью стратегического развития страны, экономики. Ряд городов был построен по нашим проектам практически «с нуля». Например Северобайкальск, возникновение которого было связано со строительством Байкало-Амурской магистрали. Или Кириши, где в 1966 году был пущен в эксплуатацию один из крупнейших в Европе нефтеперерабатывающих комбинатов (ныне ООО «КИНЕФ»).

– А строятся ли нынче в России города «с нуля»?
– По нашему генплану сейчас возводится город Магас, новая столица Ингушетии. Но этот пример нельзя назвать типичным.
В наше время основным побудительным мотивом для развития территорий служит извлечение быстрой прибыли. Для городов характерна уплотнительная застройка, для сельской местности — строительство коттеджных поселков. Порой доходит до абсурда. Наши специалисты недавно собирали информацию о Ломоносовском районе Ленинградской области, который всегда был аграрным. Выяснилось, что сейчас там практически не осталось сельскохозяйственных угодий. Всё скуплено девелоперами и застройщиками под строительство загородной недвижимости. Если все их планы получат воплощение, то построенные дома смогут вместить всё население области.

– Можете привести примеры более здорового территориального развития?
– Силами института была разработана Генеральная схема развития инфраструктуры туризма в Республике Карелия. Это очень интересная работа, реализация которой позволит республике шагнуть на новую качественную ступень.
Туристическая отрасль также подстегивает территориальное развитие Краснодарского края, особенно Черноморского побережья. В этом же регионе активизируются многие инфраструктурные проекты, связанные с предстоящей зимней Олимпиадой в 2014 году. Наш институт давно принимает активное участие в планировании территорий, отведенных под спортивные объекты. Пять лет назад мы выполнили проект развития туристско-спортивного горнолыжного комплекса «Красная Поляна». Сейчас этот объект стал олимпийским. Сегодня наши специалисты денно и нощно трудятся над генеральным планом Имеретинской низменности, где будут возведены многие спортивные сооружения.

– Намечается ли где-нибудь в России интенсивное промышленное строительство и связанные с этим инфраструктурные проекты?
– В Красноярском крае начинается реализация пока первого и единственного за последние 30 лет проекта создания в России нового территориально-промышленного района «Нижнее Приангарье». Это часть северной территории Красноярского края, расположенная в нижнем течении реки Ангары, при впадении ее в Енисей. Проект предполагает строительство крупных промышленных предприятий на базе имеющихся в регионе ресурсов: лесосырьевых, углеводородных, водных, минерально-сырьевых (золото, руды черных и цветных металлов, месторождения редкоземельных металлов, марганцевые руды и др.). Будут построены объекты транспортной инфраструктуры: мосты, железные дороги, автомагистрали, которые интегрируют Нижнее Приангарье в экономическое пространство Сибири.

– Как, на ваш взгляд, будут развиваться территории России в ближайшем будущем?
– Надеюсь, вскоре тенденция к быстрому обогащению и соответствующие проекты пойдут на убыль. Может быть, нынешний кризис охладит пыл многих недальновидных предпринимателей. Хотелось бы больше работать над конструктивными проектами, продиктованными глубоко продуманной стратегией развития регионов и страны в целом. Для такой деятельности у РосНИПИ Урбанистики есть все возможности.
Квалификация наших специалистов заключается не только в профессиональных знаниях и умениях, но и в комплексном понимании общих проблем развития городов и территорий.

Беседовал Антон Жарков

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Лев Александрович Ильин (1880–1942)
Профессор, доктор архитектуры, ученик Л. Н. Бенуа, выдающийся организатор и общественный деятель.
Создал коллектив из лучших ленинградских архитекторов для разработки планов застройки других городов, впоследствии преобразованный в Ленинградский филиал института Гипрогор, ныне ФГУП «РосНИПИ Урбанистики».
Автор проектов многих зданий и сооружений Ленинграда, главный архитектор генплана г. Баку.
Занимал должности главного архитектора Ленинграда в 1925–1938 годах, директора Музея города
(ныне Музей истории Санкт-Петербурга).
Организатор Ленинградского отделения Союза советских архитекторов.

Погиб во время блокады, при артобстреле.

Количество показов: 1527

Новости партнеров:

Загрузка...
RedTram

Жилой комплекс на Большевиков
^ Наверх
/js/script.js">