Сетевики теряют деньги


20.08.2009

Из года в год проблема несвоевременного выполнения обязательств по договорам технологического присоединения к электросетям остается для строительного бизнеса проблемой номер один во взаимоотношениях с сетевыми энергокомпаниями.


Договоры на технологическое присоединение к электросетям – единственный реальный и гарантированный источник финансовых поступлений для низкодоходных сетевых монополий. Но для строителей они оборачиваются немалыми потерями. В среднем реализация такого договора занимает более полугода. Мы пригласили к разговору основных участников этого процесса.
В обсуждении принимают участие:
Андрей Валентинович СОРОЧИНСКИЙ, заместитель председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению;
Виктор Владимирович ТАМАРОВ, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Санкт-Петербургские электрические сети»;
Алексей Викторович ФОРТОВ, заместитель генерального директора по реализации услуг ОАО «Ленэнерго».

– Какие трудности сегодня испытывают участники строительного рынка при реализации договоров по технологическому присоединению к электросетям?

А. В. Сорочинский:
– К сожалению, проблемы со сроками подключения есть.
ОАО «Ленэнерго» не соблюдает установленные законом регламенты. Очевидны провалы и с точки зрения подготовки необходимых документов, и с точки зрения выполнения договорных обязательств.
Сроки, которые электросетевая компания обязана соблюдать в рамках действующего регламента присоединения к электросетям, определены 861-м Постановлением Правительства РФ «О порядке присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям» в его последней редакции. Она выполнена с учетом 334-го Постановления Правительства РФ, которое внесло целый ряд изменений.
«Ленэнерго» несвоевременно выполняет свои обязательства по денежным договорам. Это очевидно, хотя сводной статистики сегодня не ведется.
Проблемы с технологическим присоединением испытывают как частные застройщики, так и бюджет – по объектам бюджетного строительства.
Город в пределах своих полномочий регулирует эту ситуацию, ведутся обсуждения в КЭИО. Нарушения договорных обязательств не всегда связаны с некачественной работой «Ленэнерго», иногда и с упущениями самих застройщиков. Особенно если дело касается денежно-имущественных или имущественных договоров. Иногда это связано с недоработкой смежных сетевых организаций.

В. В.Тамаров:
– Первая сложность заключается в подписании договора. Что касается СПбЭС, то в этом направлении мы работаем отлаженно и четко. Второе – это финансирование договора техприсоединения.

В условиях дефицита свободных денежных средств у банков и предприятий потребители стремятся максимально сдвинуть выплаты по договору техприсоединения к окончанию срока действия договора. В этом случае сетевой организации приходится изыскивать средства самостоятельно – брать кредиты. Возможности привлечения заемных средств ограничены рынком и кредитными лимитами. Достаточно сложно согласовать оптимальный для всех график платежей.

Новые вопросы появились в этом году после выхода Постановления Правительства № 334, в котором установлен льготный порядок присоединения для лиц с потребностью в присоединении 15 КВА и ниже. А также льготный режим оплаты для субъектов малого предпринимательства с потребностью в мощности от 15 до 100 КВА. Поскольку компенсация выпадающих при этом доходов сетевых организаций заложена в тариф на передачу электроэнергии и начисляется только по фактически заключенным договорам, сетевые организации вынуждены заключать договоры с отсрочкой до года.
Встречаются моменты, когда выпадающих доходов по договорам техприсоединения до 15 КВА нет. Но тенденции таковы, что эти потребители концентрируются в определенных зонах в большом количестве, и тогда уже вопрос идет не о 15 киловаттах, а о мегаваттах. В этом случае потребителям тоже приходится ждать. Это касается и субъектов малого предпринимательства.
Мы как монополисты не можем себе позволить привлекать кредиты под 25% годовых, которые есть на рынке. Мы жестко привязаны к ставке рефинансирования, а банков, предлагающих кредиты в 15% годовых в рублях и сроком до 3 лет или больше, не так много, как необходимо для реализации Постановления Правительства. И это тоже отражается на льготниках.
Что касается наличия накопленных долгов, то в СПБЭС их нет.

А. В. Фортов:
– Основной сложностью в договорной компании по технологическому присоединению является значительный объем запросов на то, чтобы внести изменения в существующие договоры. Заявители просят заменить сторону договора, продлить выполнение обязательств, скорректировать расчеты и т. п.
Много времени затрачивается компанией на корректировку техусловий по запросам самих заявителей. Это рабочие проблемы, но они сказываются на договорной компании с новыми заявителями.
Соблюдать сроки в работе с заявками на технологическое присоединение, как предписывает законодательство, принципиально важно для компании. Сама процедура подачи заявки определена Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств, установленными постановлением Правительства РФ от 21.04.2009 № 334. Плата за присоединение установлена законодательством Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
ОАО «Ленэнерго» строго соблюдает сроки реализации технологического присоединения, которые регламентированы федеральным законодательством. И тесно взаимодействует с КЭиИО и КС, регулярно отчитываясь о ходе договорной компании и о проведении строительно-монтажных работ, связанных с физическим подключением заявителей.

– Как вы считаете, способно ли постановление Правительства РФ № 334 «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям» переломить ситуацию с подключениями?

А. В. Сорочинский:
– Способно. В нём заложен целый ряд серьезных новаторских идей, которые действительно могут улучшить ситуацию. Это и обеспечение информационной прозрачности деятельности предприятий, и введение преференций для целого ряда категорий потребителей и др. Всё в целом должно сыграть свою положительную роль во взаимоотношениях между потребителями и электросетевыми организациями.

В. В. Тамаров:
– Постановление Правительства РФ № 334 не может и не должно ничего переламывать, в этом нет необходимости. Самая большая ошибка, которую многие допускают, – это чтение изменений в отрыве от базового Постановления Правительства РФ № 861. Правильно было бы читать целиком измененный текст, т. е. 861-е Постановление с изменениями 334-го Постановления. И тогда мы не найдем никаких критических, серьезных, глобальных изменений, которые были внесены в документ.
Постановление разъяснило и детализировало большое количество вопросов, ранее в Постановлении Правительства РФ № 861 не раскрытых.
А именно:
– четко определена точка присоединения и обязанности присоединяемого и сетевой организации;
– четко определен критерий возможности технологического присоединения;
– прописаны детально вопросы переуступки мощности, на которых многие хотели бы заработать;
– четко прописаны вопросы субабонентства, до этого момента нигде не упоминавшиеся.

Единственная нерешенная проблема, которая всплыла в результате принятия 334-го Постановления, – это проблема участия Ростехнадзора в допуске электроустановок потребителей в эксплуатацию. Отныне Ростехнадзор не должен проверять правильность собранной схемы у потребителей до 100 КВА, и в случае аварии все стороны несут солидарную ответственность. Надо возвращать вопрос под контроль государственных органов.

А. В. Фортов:
– Названное постановление Правительства РФ имело целью упростить и удешевить порядок технологического присоединения для заявителей, присоединяемых мощность до 100 кВт.
Новый нормативный акт, на первый взгляд, содержит для таких заявителей ряд преимуществ и льгот. Но их смогут использовать далеко не все заявители, а только те, кто будет отвечать установленным законодательным требованиям.
Кроме того, новые правила технологического присоединения не в полной мере взаимоувязаны с другими актами, регулирующими отношения в электроэнергетике. Они частично входят в противоречие с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период. Документ, который подтверждал бы надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, не создан. Заявитель фактически лишен возможности собрать полный комплект документов, необходимых для заключения договора электроснабжения.
Думаю, что сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению «льготных» заявителей фактически будут такими же, как и для всех остальных заявителей.

– Какие меры необходимо предпринять в таком случае?

А. В. Сорочинский:
– В первую очередь необходимо соблюдать действующие регламенты, соблюдать сроки, выполнять те мероприятия, которые определены для электросетевых компаний. Сегодняшнее состояние «Ленэнерго», мягко говоря, не блестящее: дает себя знать накопленная задолженность, неплатежи, существенное отставание от ранее определенных прогнозом цифр.
«Ленэнерго» собирает гораздо меньше денег по договорам техприсоединения, чем планировалось.
И это, безусловно, сказывается на реализации инвестпрограмм. Город, со своей стороны, предпримет все усилия, чтобы договорные обязательства выполнялись в полном объеме. Особенно это касается стратегических объектов, которые приносят в город серьезные деньги, налоговые поступления, создают рабочие места.
На мой субъективный взгляд, ситуацию способен улучшить выкуп городом большей доли «Ленэнерго», чем блокирующий пакет.

В. В. Тамаров:
– Никаких дополнительных мер не надо. На сегодня система отстроена, в процессе ее работы выявляются недоработки, которые по ходу дела исправляются. Государственные органы должны идти вместе с процессом и при необходимости что-то детализировать, что-то корректировать, то есть просто продолжать работать над регламентом документа и доводить его до максимально эффективного рабочего состояния.
Эволюционным путем процесс придет к той золотой середине, которая устроит и государство, и потребителей, и сетевые компании.

А. В. Фортов:
– Правительством дано поручение Федеральной антимонопольной службе за три месяца разработать совместно с рядом профильных министерств, ФСТ проект акта, которым процедура техприсоединения была бы усовершенствована.
Министерство энергетики Российской Федерации занимается разработкой модульных схем для технологического присоединения энергопринимающих устройств на подключение мощности до 100 кВт по одному источнику электроснабжения. А также энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт, которые используются для бытовых нужд.
ОАО «Ленэнерго», со своей стороны, участвует в рабочей группе, созданной ОАО «Холдинг-МРСК», которая готовит изменения в законодательство.

Подготовила Нонна Цай

Количество показов: 1214

Новости партнеров:

Загрузка...
RedTram

Жилой комплекс на Большевиков
^ Наверх
/js/script.js">