на главную
    Стройпульс-всё о строительстве: новости, экономика, материалы и технологии, городское хозяйство, каталог компаний, строительные объекты, строительные тендеры, конкурсы, торги, СРО, нормативные документы > Экономика > Градостроительная политика > Экспертиза сметы

 
Регистрация >


 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Экспертиза сметы


01.09.2008

В отношении проектов, финансируемых за счет бюджетных средств, в обязательном порядке должна проводиться экспертиза сметы. Это далеко не единственная особенность работы Службы Госстройнадзора с проектами, реализуемыми по линии госзаказа.

О специфике работы с проектами, финансируемыми из городского бюджета, о качестве этих проектов мы беседуем с руководителем службы Госстройнадзора и экспертизы Санкт-Петербурга Александром Ивановичем ОРТОМ:



– Существует ли специфика в работе с проектами, реализуемыми по линии госзаказа Санкт-Петербурга, в отличие от проектов частных инвесторов?



– Специфика присутствует уже на стадии экспертизы проекта. В Градостроительном кодексе, в Постановлении Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и других документах прописано, что обязательной экспертизе должны подлежать сметы объектов, финансируемых за счет бюджетов разных уровней.

Для проектов, финансируемых за счет внебюджетных средств, то есть средств частных инвесторов, представление смет на экспертизу не обязательно. Заказчик сам принимает решение, предоставлять смету на экспертизу или нет. Это первое и главное отличие.

Согласно распоряжению Комитета финансов Санкт-Петербурга, принятому в развитие федеральных законов, финансирование госзаказа может быть открыто только при наличии сметы, прошедшей экспертизу.

В своей работе мы строго руководствуемся этими федеральными и региональными нормами. Поэтому проекты, представляемые в экспертизу государственными заказчиками, принимаются только при наличии сметы.



О госзаказчике



– Насколько плодотворно специалисты Госстройнадзора сотрудничают с представителями госзаказчика?



– Чтобы госзаказчики не стояли в общей очереди, мы ввели отдельный дополнительный день для приема их документации. В начале и конце года, когда идет массовая сдача объектов, служба Госстройнадзора и экспертизы работает в режиме ежедневного приема.

Кроме того, раз в неделю по понедельникам в экспертизе мы проводим совещания для госзаказчиков по проблемным вопросам. На них обсуждаем те или иные решения, разъясняем требования. Повторюсь, что мы не выполняем за госзаказчика его работу, мы выявляем ошибки и отступления от норм.

И предлагаем заказчику либо устранить их, либо аргументировать свои решения и снять замечания.



– Есть мнение о том, что комитеты, районные администрации, госучреждения и пр. в качестве госзаказчиков работают недостаточно профессионально. Как вы оцениваете их эффективность?



– Проектная документация, представляемая государственными заказчиками, такого же низкого качества, как и та, что готовится для частных проектов.

К сожалению, государственные заказчики не пользуются своим правом на проведение предварительной экспертизы. Хотя это могло бы заранее решить проблемные вопросы по смете, по применяемым материалам, по используемым технологиям и т. д. Наши заказчики без какого-либо предварительного анализа проекта, без предварительного рассмотрения его у себя присылают нам все, что «нарисуют» им проектировщики.

Я считаю, что на современном этапе в деятельности государственного заказчика есть много недоработок. Это касается, в частности, и экономии бюджетных средств.



– В 2007 году сметная стоимость проектов, финансируемых за счет регионального бюджета, была снижена на 11,5  млрд рублей. В чем причины столь небрежного отношения к смете?



– Я думаю, что если бы заказчики сами предварительно рассматривали проектную документацию и сметы, то у нас бы было гораздо меньше замечаний. В ходе экспертизы сметная стоимость проекта уменьшается в среднем на 30%. К началу августа сумма условно сэкономленных средств уже составила 15 млрд рублей.

Сейчас у нас на рассмотрении находится 13 объектов школ и детских дошкольных заведений, из них по 10 объектам завышены сметы. Например, по школе № 6 смета подлежит сокращению на 35%, по школе № 13 – на 45%, по гимназии № 85 – на 40%.



О качестве проектирования



– Как вы оцениваете качество, представляемых на экспертизу проектов, финансируемых из бюджета Петербурга?



– Только около 5% поступающих в экспертизу проектов выполнены без значительных нарушений строительных норм и правил и не требуют доработки.



Например, совсем недавно на экспертизу был представлен проект капитального ремонта школы, где в проектной документации предусмотрено устройство дополнительных помещений и пристройка нового бассейна. Заказчик совершил грубейшую ошибку, включив в капитальный ремонт работы по реконструкции, предполагающие увеличение площадей и изменение технико-экономических показателей объекта.



Нередко серьезные нарушения выявляются уже на уровне сектора, который занимается приемкой документации.



– Возможно, нужны иные критерии для выбора подрядчиков при размещении госзаказа?



– Если говорить о порядке размещения госзаказа, то он определен федеральным законодательством и его никто не имеет права нарушать. В рамках своей компетенции Комитет экономики Петербурга пытается как-то усовершенствовать сам процесс, более гибко подходить к проведению конкурсов, но эти меры не позволяют решить главную проблему.

В последе время и главы администраций, и председатели комитетов жалуются на то, что порядок госзакупок делает главным критерием в выборе подрядчиков минимальную цену, игнорируя другие критерии. Думаю, что здесь должны быть расширены полномочия заказчика с точки зрения определения надежности подрядной компании. Критерий надежности должен быть таким же значимым, как фактор цены.

Многое зависит от того, насколько правильно заказчик сформулирует требования к проекту.



– Можно ли сказать, что большинство проектов, финансируемых из бюджета города, являются типовыми и к ним может быть применена упрощенная система экспертизы?



– Служба госстройнадзора и экспертизы в начале этого года начала вести реестр объектов повторного применения. Это объекты, построенные и введенные в эксплуатацию, а также прошедшие повторно государственную экспертизу. При этом объект считается проектом повторного применения, если он построен и введен в эксплуатацию не ранее семи лет до дня принятия решения о повторном применении этой проектной документации.

Строительство объектов повторного применения выгодно застройщику тем, что затраты на проектирование и экспертизу сведены к минимуму. Экспертиза такого проекта проводится по упрощенной схеме, и ее стоимость значительно дешевле.

Пока в реестр Госстройнадзора включено 10 объектов повторного применения. Проект повторного применения может быть модифицирован, но эти изменения не должны затрагивать конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.



Среди них общеобразовательная школа в Приморском районе (заказчик – Комитет по строительству, проектировщик – ОАО  НИПИ «ЛенНИИпроект»), жилой дом на Дачном проспекте (заказчик – ЗАО «47 Трест», проектировщик – ОАО НИПИ «ЛенНИИпроект»), продовольственный магазин в Ломоносове (заказчик – ООО «Агроторг», проектировщик – ООО «Стройкомплекс»), многоярусная автостоянка на проспекте Юрия Гагарина (заказчик – ООО «Питер-Инвест», проектировщик – ООО «Мегаполис-Проект») и другие.

Служба госстройнадзора и экспертизы выпустила приказ № 24-п от 5 марта 2008 года, которым определен регламент приемки и рассмотрения проектов повторного применения на государственную экспертизу. Этот приказ можно найти на официальном сайте Службы.


НОВОСТИ


 
на главную

О ПРОЕКТЕ | КОНТАКТЫ | РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА | КАРТА САЙТА | ВХОД

© 2009-2010 «СЕВЕРОСЛАВЯНСКОЕ БЮРО РЕКЛАМЫ»