Приказано строить


01.11.2009

Реформирование стройиндустрии ВПК вступило в активную стадию. Сегодня перед специалистами отрасли стоит непростая задача сохранить накопленный потенциал, научно-производственную базу, квалифицированные кадры и выработать новую стратегию развития.

70-летие со дня основания в октябре 2009 года отмечает Военный инженерно-технический университет, подготовивший более 29 тысяч инженеров для строительной отрасли не только нашей страны, но и ближнего и дальнего зарубежья. Среди выпускников ВИТУ 115 заслуженных строителей РФ, более 100 генералов и адмиралов.
О ситуации в сфере военно-промышленного строительства рассказывает полковник запаса, д. т. н., профессор кафедры «Технология строительства» Михаил Ваучский.

– Михаил Николаевич, известно, что сейчас на фоне проводимой реформы в вооруженных силах страны происходят радикальные изменения и в отрасли военного строительства. Расскажите, пожалуйста, каким образом идет процесс реорганизации и насколько эти изменения коснулись вашего вуза?

– Процесс реформ отрасли начался в 2004–2005 годах, но только в 2009 году вступил в активную фазу. Реорганизация осуществляется путем объединения, поглощения либо акционирования. Акционирование предприятий, находившихся ранее в подчинении Министерства обороны РФ, проходит по различным схемам. Одна из наиболее распространенных – акционирование со стопроцентным участием государства. Как в случае с 26 ЦНИИ в подмосковной Балашихе и его местным филиалом НИЦ 26 ЦНИИ. По такой же схеме акционируется 23-й Государственный морской проектный институт. Из известных мне промышленных предприятий – 211 комбинат ЖБИ в Сертолове. Причем сейчас он функционирует точно так же, как и раньше.
В вооруженных силах будут созданы несколько крупных учебно-научных центров и академий, в частности, все строительные и технические вузы, Военно-транспортный университет железнодорожных войск и Военно-ветеринарный институт вольются в состав Академии тыла и транспорта, наш университет – в виде военно-технического института. Среди плюсов данной реорганизации можно назвать централизацию нескольких сфер деятельности. Но есть и минусы. Сокращается количество обучающихся у нас курсантов, и уменьшается объем госзаказа. Если раньше мы выпускали более 1000 человек в год, обучение велось на 9 факультетах, то после постоянных сокращений в этом году прием на первый курс уменьшился до 130 человек. Причем это для сегодняшних военных вузов еще много. В этом году у нас на первом курсе уже нет групп гидротехников, сантехников, электротехников, теплотехников, механиков, психологов.

– Каков сегодняшний потенциал ВИТУ? Как реализуют полученные навыки выпускники вуза?

– Главное, на мой взгляд, это то, что нами полностью сохранена научная база и, пока еще, школы. Это касается не только нашего университета, но и исследовательских и проектных институтов. Остались и кадры. Наши выпускники обычно, даже увольняясь из вооруженных сил, продолжают работать в сфере строительства – прорабами, начальниками участков, входят в руководство строительных компаний. В частности, могу назвать ЗАО «Тор», которым руководит Анатолий Федосеев. Эта солидная проектная и строительная организация практически вся состоит из наших выпускников и преподавателей, работавших на кафедрах железобетона и строительных материалов. Наш выпускник Владимир Быков и бывший начальник университета Владимир Анатольевич Чмырев работают в СРО «Балтийский строительный комплекс».
Многие сложные объекты возвели наши выпускники. Из тех, что на слуху, я бы назвал комплекс «Федерация» – две высотные башни в Москве. Руководит их строительством Артур Владимирович Александров, закончивший ВИТУ в 1992 году. Проектирование и строительство уже завершенных участков Орловского тоннеля осуществляло ООО «ПроектБалтСтрой», которое возглавляет наш выпускник 1989 года Александр Васильевич Шафранский.

– Чем интересны работы, которые ведутся на данных объектах?

– В ходе строительства подъездных путей к Орловскому тоннелю применялась технология «стена в грунте». В предварительно прорезанную в грунте узкую траншею, для предотвращения обрушения стенок, нагнетался тиксотропный глиняный раствор, после этого в траншею подавалась бетонная смесь, которая, будучи тяжелее, вытесняла раствор глины.
Таким образом выполняется стена в грунте, устанавливаются распорные элементы в виде труб большого диаметра, и затем уже отрывается котлован. При этом не происходит осадок грунта, не повреждаются близстоящие здания. Этот метод – стена в грунте – уже использовался в Санкт-Петербурге на целом ряде объектов, и им успешно продолжают пользоваться. Например, при строительстве подземной автопарковки под круглым зданием в центре Комендантской площади.

– Расскажите об исследовательской работе, которую проводят специалисты вашего вуза, и какие из изобретений используются на практике?

– Вообще в ВИТУ разработки ведутся в широком спектре – от ветряных электростанций до нанотехнологий. Только за последние пять лет сотрудники Университета получили 165 патентов.
Один из них был реализован при строительстве КАД. Въезды на новую магистраль в некоторых случаях строились на столь заболоченных грунтах, что они не выдержали бы тяжесть насыпи и традиционного покрытия. А насыпи требовались достаточно высокие.
Наши специалисты предложили выполнить внутреннюю часть насыпи из пенопластовых блоков на связке из пенобетона. Совместив два столь различных материала, получили эффективное решение. Насыпная плотность песка и щебня, которые идут на насыпь, примерно 1,5 тонны на куб. метр. В уплотненном состоянии это дает 1,7–1,8 тонн на куб. метр.

А здесь мы получили конструкцию, плотность которой 100–200 кг на куб. метр. При этом ее несущая способность позволяет возводить поверх нее нормальное железобетонное покрытие и укладывать асфальт. Таким образом уже построено несколько съездов, которые успешно эксплуатируются.
Раз мы заговорили о ремонте дорог, приведу еще такой пример. Сейчас у нас ведутся исследования по сверхбыстротвердеющим ремонтным составам, которые могут использоваться, например, при ремонте взлетно-посадочных полос аэродромов. Давление в пневматиках колес современных самолетов достигает 20 атмосфер, а в случае с автомобилями оно составляет всего 2–2,5 атмосферы.
При торможении самолета воздействие на бетон во много раз больше, чем на автодорогах. А перекрытие ВПП даже на одни сутки – серьезная проблема для любого аэропорта. Имеющиеся пригодные для ремонта импортные материалы имеют очень высокую стоимость – мешок весом в 25 кг стоит около 2 тыс. рублей.
Один из наших адъюнктов, это звание соответствует гражданскому аспиранту, разработал состав на основе отечественных компонентов. Живучесть смеси составляет порядка двух часов (в этот период смесь можно уплотнять и заравнивать). После этого идет быстрое схватывание, и через сутки прочность раствора достигает 50 МПа. Он не растрескивается, потому что, кроме всего прочего, в него добавлена базальтовая микрофибра, и обладает очень сильной адгезией к старому бетону и металлу.
Раствор можно применять при любых аварийно-восстановительных работах, когда, например, разрушено покрытие моста, после землетрясения или другой техногенной либо природной катастрофы.
Еще одна из интересных последних разработок касается самоуплотняющихся высокопрочных бетонов. Мы научились получать высокопрочные бетоны класса В75 из самоуплотняющихся смесей с расплывом конуса до 80 см. Могу заметить, что на нескольких объектах подобные смеси (разработанные в НИИЖБ) уже применялись, в частности, при строительстве комплекса «Федерация» в Москве, причем в достаточно больших объемах. Одна из фундаментных плит объемом в 14,5 тысяч куб. метров была залита самоуплотняющейся смесью за 48 часов. Бетон поступал одновременно с семи бетонных заводов.

– Как ВИТУ встречает свое семидесятилетие, кого вы будете вспоминать в эти дни? И, кстати, почему празднование решено было перенести с июня на октябрьские дни?

– Приказ Главкома ВМФ Николая Герасимовича Кузнецова об образовании нашего вуза был датирован 22 июня 1939 года. Но в этот день двумя годами позже началась война. Поэтому, из этических соображений, было решено передвинуть празднование на октябрь. Именно в это время 70 лет назад училище начало функционировать в полном объеме. Сначала мы были училищем, которое готовило кадры для ВМФ.
Именно наши выпускники строили порты, гидротехнические сооружения и плотины. Заведующий кафедрой строительной механики академик Б. Г. Галеркин проектировал Днепрогэс. С участием профессора кафедры сопромата, д. т. н. В. А. Гастеева построено 20 мостов.
Летом и осенью 1941 года, когда все вузы эвакуировались из Ленинграда, наши офицеры и курсанты организовали строительство оборонительных сооружений на подступах к городу. Под их руководством на строительстве оборонительных рубежей трудилось около 250 тыс. ленинградцев. Научно-теоретической основой Дороги жизни послужили работы преподавателя ВИТУ С. С. Голушкевича.
Другой преподаватель – Г. А. Архангельский – погиб при ее строительстве. В ВИТУ работал лауреат Сталинской, Ленинской и Нобелевской премий, самый молодой российский профессор, получивший это звание в 22 года, математик Л. В. Канторович.
И сегодня в ВИТУ чтятся традиции. Наши специалисты участвуют в проектировании и строительстве ряда крупнейших объектов, в том числе нового порта в Новороссийске. Сейчас в ВИТУ работают 42 доктора наук.
Университет занимается подготовкой кадров по 4 направлениям, включая 11 специализаций. Наши выпускники без работы почти никогда не остаются – ведь строители нужны везде и всегда. А в связи с крупнейшим сокращением армии Университет ведет переподготовку офицеров из других родов войск, которые оказываются на улице без гражданской специальности.

Подготовила Любовь Ежелева

Количество показов: 1161


^ Наверх