на главную
    Стройпульс-всё о строительстве: новости, экономика, материалы и технологии, городское хозяйство, каталог компаний, строительные объекты, строительные тендеры, конкурсы, торги, СРО, нормативные документы > Экономика > СРО > Отрегулировать, чтобы стать инновационным

 
Регистрация >


 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Отрегулировать, чтобы стать инновационным


23.11.2009

Роль технического регулирования в развитии строительного рынка рассматривается с позиций создания правовой среды, необходимой для ускоренного продвижения качественных инновационных технологий и материалов.


Техрегламент как поддержка нововведений

Проблемы, которые сегодня стоят перед строительным комплексом, настолько разноплановы, что требуют серьезных совместных усилий от всех участников на всех уровнях. Одним из наболевших вопросов становится повышение качества и безопасности строительных работ с учетом внедрения новых технологий, материалов и техники в условиях перехода на саморегулирование и нормативной неопределенности.
По словам председателя Комитета по строительству правительства Санкт-Петербурга Вячеслава Семененко, в последние годы ситуация усугубилась тем, что строительный комплекс оказался перед необходимостью ускоренными темпами обеспечивать инфраструктуру инновационной экономики, будучи сам по себе технологически отсталым:
– До кризиса строительная отрасль развивалась экстенсивным путем, обеспечивая растущие требования по строительству объектов во всех отраслях экономики и не успевая отслеживать эффективные изменения, обновления в отрасли. В итоге система оказалась невосприимчивой к инновациям. Отсюда неоправданно высокая себестоимость строительства по сравнению с зарубежной. Например, складское строительство дороже в 1,5 раза, чем во Франции, и в 2,5 раза, чем в США. Производительность труда в строительстве в 6 раз ниже, чем в Штатах. Дальше развиваться в таком ключе невозможно.

Необходимо ликвидировать отставание в системе технического регулирования и обеспечить цикл внедрения инновации в пределах срока реализации проекта. У нас на это уходят годы, но любое нововведение наиболее эффективно в процессе разработки и применения. Если добиться такой скорости внедрения, то строительная отрасль станет инновационной, и тогда можно будет говорить о снижении себестоимости.
Глава Комитета по строительству отметил, что комитет является крупнейшим госзаказчиком в Петербурге и имеет возможность влиять на внедрение инноваций. Для этого создано специальное подразделение по подготовке технических заданий на проектирование, содержащих требования к использованию новых технологий и материалов, которые будут сопровождаться техническими регламентами по их применению и сметными расценками.

Ни специалистов, ни средств

Федеральный закон «О техническом регулировании», принятый в 2002 году без согласования с Госстроем России, внес принципиальные изменения в существовавшую систему техрегулирования в строительстве. В основу новой схемы положены принципы разделения в системе нормативной технической документации исключительной ответственности государства (безопасность объектов) и ответственности субъектов бизнеса (качество объектов), а также активного участия проектных и строительных организаций в области разработки нормативных технических документов. Основные положения Закона направлены на установление соответствия национальной системы международным нормам, ограничение государственного регулирования вопросами, связанными с безопасностью.

– Строители с самого начала предлагали исключить отрасль из сферы технического регулирования. Ведь здания и сооружения, которые являются объектами строительства, не совсем соответствуют такому понятию, как товар: они не обращаются на рынке и не пересекают границы, – комментирует сложившуюся в отрасли ситуацию Сергей Фролов, руководитель Управления саморегулирования ССОО, генеральный директор НП «Строители Петербурга». – Закон установил обязательные требования по безопасности, которые должны содержаться в технических регламентах, а требования национальных стандартов и сводов правил, которые подлежали обязательному исполнению, перевел в разряд документов добровольного исполнения, исключив при этом ссылочный механизм на конкретные технические нормы и правила и национальные стандарты. В результате требования СНиП, СанПиН, ВСН, ТСН стали рекомендательными, и однозначного толкования, какие из этих нормативных документов войдут в состав сводов правил и могут рассматриваться как обязательные, сегодня нет. Еще только предстоит составить и принять перечни национальных стандартов и сводов правил, выполнение которых на добровольной основе станет подтверждением требований технических регламентов.
Кроме того, реформирование системы технического регулирования в строительной отрасли столкнулось с практически полным отсутствием субъектов, принимающих на себя ответственность за разработку нормативных технических документов, и, главное, с отсутствием субъекта, ответственного за систему технического регулирования в целом.
К примеру, в Германии нормативной деятельностью занимается DIN – частная организация, работающая с государством на договорной основе, на 98% проводимые этим институтом работы по стандартизации финансирует заинтересованный в продвижении перспективной продукции бизнес.

Нормотворчество на местах

В Петербурге нашли свой способ выхода из этой ситуации: в соответствии с законодательством нормативные документы были переведены постановлением правительства города в разряд документов добровольного применения, но Комитет по строительству постарался организовать работу так, чтобы все задействованные в строительстве структуры были заинтересованы в разработке и применении этих документов.

– Технический регламент – это «конституция», в которой прописано, что строить надо хорошо. А как именно строить, регламентирует система подзаконных актов, которые должны представить законодательные, исполнительные структуры и СРО, – поясняет Игорь Шикалов, начальник методического отдела юридического управления Комитета по строительству. – У нас есть комплектная нормативная база в виде ТСН, которые были переведены из рекомендованных в статус документов добровольного применения.
По сути, это документы, которые не нарушают, а дополняют и усиливают положения общероссийских нормативных документов с позиций качества. Кроме того, распоряжением Комитета по строительству создана рабочая группа, которая занимается вопросами нормирования. В нее входят органы власти, руководители общественных организаций и ведущие проектные институты города. Разработанные этой комиссией методические документы наряду с ТСН рекомендованы в качестве стандартов СРО. Они также рекомендованы к принятию в качестве добровольных в Службе государственного строительного надзора и экспертизы.

В законе только регламент

Вместе с тем для специалистов Стройнадзора такие рекомендации являются актом внутреннего применения и позволяют всего лишь отслеживать выполнение требований региональных нормативных документов. И то при условии, что договором на проектирование, на осуществление строительного подряда или в стандарте СРО предусмотрена обязанность проектировщика, застройщика или лица, осуществляющего инженерные изыскания, использовать эти положения.

– С точки зрения надзорного органа качество строительства – это безопасность и экономичность, – говорит Владимир Жданов, начальник отдела надзора за исполнением законодательства в строительстве Службы государственного строительного надзора и экспертизы. – Сегодня эксперты работают без технических регламентов, и вопрос о том, влияет ли то или иное проектное решение на безопасность объекта, эксперты решают в каждом конкретном случае, руководствуясь своим опытом и существующей нормативной базой добровольного применения. Принятие регламентов позволит создавать подзаконные акты, положения которых будут приниматься во внимание и экспертом, и проектировщиком в спорных ситуациях.
После принятия в первом чтении наши специалисты давали заключение по регламентам «О безопасности зданий и сооружений» и «О безопасности строительных материалов и изделий». Как оказалось, с профессиональных позиций они еще очень «сырые».
Однако в технических регламентах будут прописаны только минимально необходимые требования по безопасности и по энергосбережению. Документы, которые разрабатываются на региональном уровне, содержат массу требований, которые нигде не учтены. Поэтому у органа, отвечающего за безопасность строительной продукции, большая надежда на СРО, как только они начнут функционировать в полном объеме на основе принятых в качестве стандартов региональных нормативных документов. Их применение крайне необходимо – именно они учитывают местные градостроительные, геологические и другие особенности ведения строительной деятельности.

Татьяна Рейтер


НОВОСТИ


 
на главную

О ПРОЕКТЕ | КОНТАКТЫ | РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА | КАРТА САЙТА | ВХОД

© 2009-2010 «СЕВЕРОСЛАВЯНСКОЕ БЮРО РЕКЛАМЫ»