на главную
    Стройпульс-всё о строительстве: новости, экономика, материалы и технологии, городское хозяйство, каталог компаний, строительные объекты, строительные тендеры, конкурсы, торги, СРО, нормативные документы > Строительство > Архитектура и проектирование > Юрий Земцов о психологии общества и архитектуре

 
Регистрация >


 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Юрий Земцов о психологии общества и архитектуре


16.08.2010

Юрий ЗЕМЦОВ – архитектор из ряда исследователей, чье творчество чутко настроено на изменения времени. В ситуации невнятной архитектурной идеологии в государстве, недоверия общества к переменам, ценностных противоречий такой подход к градостроительству задает ориентиры в развитии архитектурной мысли.

Юрий Исаевич ЗемцовСлово «первый» прочно закрепилось за Земцовым с самого начала карьеры. Привычку быть на гребне архитектурной волны он усвоил еще в советское время, когда в начале 80-х годов построил в Омске первый в стране торговый центр с атриумом, ставший для многих образцом для подражания не только в СССР. Сегодня проницательный Юрий Исаевич продолжает наделять свою архитектуру приметами нового времени, вызывая тем самым разнополярные оценки коллег. Одни видят в Земцове новатора, психолога от архитектуры, чьи профессиональные чутье и вкус пользуются веским авторитетом. Другие – талантливого конформиста.

Про таких, как Юрий Исаевич, говорят: на роду написано быть архитектором. Биография его насыщена реализацией знаковых для города и СССР проектов. Золотой медалист, выпускник ЛИСИ, после вуза 5 лет он работал в Ленпроекте под руководством знаменитого Евгения Адольфовича ЛЕВИНСОНА. Потом 20 лет проектирования в Гипроторге объектов, строящихся по всему СССР – от Украины до Сибири. Получение в 1989 году свидетельства № 1 в Ленинграде на право самостоятельной творческой деятельности и организацию персональной мастерской. И Государственная премия, полученная вместе с коллегами Михаилом Олеговичем КОНДИАЙНОМ и Ниной Игоревной ПОПОВСКОЙ, за первое же здание, построенное по проекту мастерской – отель «Невский палас».

Заслуженный архитектор России, дважды лауреат Госпремии, дважды академик, профессор, мастерская которого стала первым обладателем национальной премии в архитектуре «Хрустальный Дедал-2001» по результатам работ последнего десятилетия ХХ века. Среди объектов АБ «Земцов, Кондиайн и партнеры»  Балтийский торговый центр на Васильевском острове, Дом российской экономики и промышленности в Дюссельдорфе, проекты подземного пространства на площадях Труда и Восстания, дом на Фонтанке у Михайловского замка, дом на Шпалерной, 60, многофункциональный центр «Стокманн». Проекты зданий Земцова вызывают общественный резонанс в диапазоне от международных и российских премий до акций протеста.


О пространстве и жизни


– Какой вы видите архитектуру во времени?

– Известному питерскому архитектору Борису УСТИНОВУ принадлежит такой афоризм: «Архитектура – это пространственное толкование жизни». Архитектура и жизнь общества чрезвычайно взаимосвязаны. Ощущение современности нужно отражать в архитектуре, сохраняя при этом ее главные постулаты: «польза, прочность, красота». Темп нынешнего времени вызывает ощущение, что все должно моментально и постоянно меняться, что основательность не нужна. Необходимо реагировать не на сиюминутные вкусы, а понять какое-то общее ощущение жизни, времени, его импульсов.


Новая (малая) сцена Александринского театра


– А как архитектура справляется с установкой на нигилизм в современном обществе?

– Архитектура может быть плохой, но не может отрицать, критиковать. Я не думаю, что в архитектуре можно отразить криминальное состояние общества. Хотя человеческое желание замкнутости и безопасности в жилых образованиях создают свой характер архитектуры.


С другой стороны, в обществе происходит расширение всех связей, глобализация. У нас возникает потребность в абсолютном общении и открытости. Как это соединить? Может ли архитектура осмыслить то, что в наших домах живут люди, которые одновременно боятся внешнего вторжения и хотят быть доступны и открыты?


– Вы пытаетесь понять за людей то, что они порой только чувствуют?

– Мы хотим «услышать» мысли людей, пытаясь реагировать на их потребности. При этом быстро меняются технологии и технические возможности, которые необходимо учитывать. Квартира остается жилищем, уклад которого достаточно стабилен, но его надо поместить в пространство, отвечающее представлениям и ощущениям времени. Архитектура не может быть калькой или цитатой из прошлого. По ней должно быть видно, когда она сделана.


О честном отражении времени


– А как вы относитесь к новоделу?

– Есть места, в которых это уместно применять. И даже в так называемом «фасадизме» в Европе и у нас есть рациональное зерно. Город – это пространство разных времен, в нем постоянно возникают новые слои. Профессиональный взгляд видит, как много домов в Петербурге перестроено, надстроено, менялось. Бывает это и дико, и талантливо. И для города всегда существенно, каково соотношение дикости и культуры. Но даже в случае реконструкции при сохранении фасада возможно появление какого-то второго плана, который бы показал, что внутри появилось новое время.


Пытаться скрыть время постройки или подделаться под ушедшее бессмысленно. Это другая история, функция, другие пространства. Я всегда полагал, что проявление нового времени должно быть честным.


Многофункциональный комплекс на ул. Гагарина


– В «Стокманне» это получилось осуществить?

– «Стокманн» – проект тяжелый. В первоначальном его варианте, для другого заказчика, мы сохраняли внутренние дворы и фасады, «память места», как это делали в «Невском паласе». Когда финны выкупили этот участок, им было предписано выполнение ранее согласованных высотных параметров и разрешена разборка фасадов, при условии их точного воссоздания. Сегодня мы стараемся сопроводить этот проект так, чтобы он соответствовал утвержденным параметрам.

Сейчас осталось только два слоя времени, раньше было больше. Но для современного крупного торгового центра сохранить больше практически невозможно. Торговле требуются определенные технологии, размеры, пространства залов. В прежнем проекте стоянка для автомобилей должна была располагаться на поверхности, в глубине квартала, отнимая значительную часть очень дорогой земли. Финны сделали правильно – устроили подземную трехэтажную стоянку. Строительство велось крайне тщательно и осторожно и стало очень хорошим прецедентом для развития подземного строительства в центре Петербурга.


– А в вашем проекте «Александринки-2» многослойность осталась?

– Этим проектом прежде всего занимается Нина Игоревна Поповская. Мы сохранили стены старого кирпичного дома, в котором и размещается малая сцена. С точки зрения инсоляции и соблюдения всех регламентов по встройке нового здания в очень плотную городскую среду это ювелирная работа. К удачам я отношу сохранение проходного двора от Александринки на Фонтанку, входа в театр с двух сторон. Получается проницаемая городская среда. Идея Владимира ФОКИНА состоит в том, чтобы сделать экспериментальную площадку для молодых режиссеров с залом на 300 мест, который может трансформироваться с перемещением сцены практически в любое место, а также с возможностью транслировать постановки в Интернете. Для нас это и интересный, и сложный проект, потому что он ведется в старом квартале.


Об уместности небоскребов


– Каков ваш взгляд на проектирование рядом с зелеными зонами?

– К примеру, появление высотных домов на Крестовском мне кажется неправильным. Сегодня там разрешен высотный регламент 28 метров, а если высота разрешена, как мы можем остановить заказчика? Мы можем использовать только свои, архитектурные средства. Попытаться раздробить объем, стараясь зрительно уменьшить масштаб, как мы это сделали в комплексе на Морском проспекте. Или, если проект достаточно велик, создать комплекс из отдельных объемов, не разрушающих пространство, чтобы между ними просматривалась зелень, а дом не выглядел сплошным монолитом.

Поэтому другой наш проект на Крестовском острове состоит из четырех башен, объединенных общим зимним садом, атриумом, который покрыт стеклом на изящной сетчатой конструкции. Из сада жильцы расходятся в свои дома. На всех кровлях здания естественная зелень с травой и декоративными кустами.


Жилой дом на Крестовском острове, Константиновский пр.


– Здание построено по принципу экодомов?

– Экодома ориентированы на полное энергосбережение, у нас – не совсем. Хотя экоэлементы здесь применялись, например, энергосберегающее стекло, зеленые крыши.


– Этот прием – сделать открытыми замкнутые пространства квартир –  отвечает духу времени?

– Мы его используем, когда это продиктовано ситуацией. Здесь, в доме на Крестовском, все квартиры – видовые, и на фасадах мы активно используем стекло.


– В ваших проектах стекло – важный элемент здания. Почему?

– Это самый удобный материал. Со стеклом на протяжении очень долгих лет ничего не происходит. Его конструкция крепления более удобная и безопасная, чем у керамогранитов, в эксплуатации стекло неприхотливо. Стены вентилируются. Герметичны только те стыки, где окна.

На перекрестке проспекта Гагарина и Кузнецовской улицы по проекту мастерской (главным архитектором здесь выступает Кондиайн) строится полностью стеклянный высотный дом. За счет игры со стеклом одной гаммы, но разных оттенков возникает эффект мозаики. Разные типы стекла играют на свету, здание получается немного трепещущим, легким, не монолитным, домом-кристаллом. Здесь также мы используем зеленые крыши – от «кристалла» идет «волна» газонов. На озелененных крышах – собственные террасы жителей, на зеленом подиуме первого этажа расположилась детская и спортивная площадки. Последняя полностью обтянута тонкой сеткой, как это делают на лайнерах. Поэтому там можно играть в волейбол и не беспокоиться, что мяч упал вниз на тротуар.


– А как сочетается высотность здания и «сады Семирамиды»?

– Комплекс на Гагарина состоит из трех разновеликих башен с панорамными лифтами, самая высокая из них, 22-этажная, достигает 80 метров. От ветра сады на крышах, частные террасы на верхних этажах защищены стеклянными стенками. Расположение башен таково, что между ними большие пролеты, благодаря которым жителям соседних домов и самим жильцам башен обеспечены виды на парк Победы и СКК. По первоначальному проекту все башни были соединены трех-, четырехэтажными жилыми перекидками. Из-за кризиса нам пришлось проект переработать – и вместо перемычек возникли вставленные в башни объемы.


– У вас есть проект-мечта?

– Мне бы хотелось спроектировать очень современный с точки зрения функциональности комплекс, этакий мини-наукоград, где учатся и работают сотни «высоколобых». Чтобы все-таки попытаться понять, каковы отношения архитектуры и времени.


Наталия Ловецкая


НОВОСТИ


 
на главную

О ПРОЕКТЕ | КОНТАКТЫ | РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА | КАРТА САЙТА | ВХОД

© 2009-2010 «СЕВЕРОСЛАВЯНСКОЕ БЮРО РЕКЛАМЫ»