Цены – на пол!


28.06.2007

За счет увеличения объемов строительства, а также ремонтных и отделочных работ происходит быстрое развитие рынка напольных покрытий. По мнению экспертов, средний рост продаж ежегодно составляет 18–20%. Кроме того, спрос существенно влияет на разнообразие рынка.


По темпам роста потребления напольных покрытий Россия обогнала Европу. Желание приблизить уровень жизни к европейскому, растущие финансовые возможности подвигают российского потребителя к обновлению своего жилья, строительству нового. Бурный рост переживает рынок коммерческой недвижимости: создаются офисные, развлекательные и спортивные сооружения.



Рынок напольных покрытий, по расчетам ABARUS Market Research, на 2006 год выглядел так: линолеум – 45%, керамическая плитка и керамогранит – 31%, ламинат – 12%, ковролин – 9%, паркет, массивная доска и др. материалы – 3%. Общий объем рынка составил 295–300 млн кв. м.



Такой разный линолеум



Несмотря на увеличивающееся многообразие напольных покрытий, линолеум не теряет своей привлекательности для потребителя. По мнению представителей петербургских фирм, реализующих линолеум, в нашем регионе спрос на этот недорогой и удобный вид покрытий стабилен уже долгое время, и ничто не предвещает изменения ситуации.

Российский рынок линолеума в 2005 г. составил около 126,5 млн кв. м покрытий, из которых чуть меньше 25 млн приходилось на импорт, причем доля импорта постепенно снижается. Объем петербургского рынка составляет около 6,5 млн кв. м, за прошлый год он увеличился на 10–15%.

Около 70% рынка прочно завоевано продукцией компании Tarkett, которой принадлежит завод в Самарской области. Из отечественных производителей в Петербурге наиболее популярны линолеумы тульских предприятий «Щекиноазот» и «Камертон», екатеринбургской фабрики «Промтекстиль», ульяновского завода «Стройпластмасс» и др.

Петербургские производители – компания «Петропрофиль» и колпинский завод «Стройполимер», не выдержав конкуренции, ушли с рынка напольных покрытий. Однако отечественная продукция пользуется популярностью в основном у застройщиков и бюджетных организаций, для которых дешевизна по-прежнему является определяющим фактором.

– У частных покупателей спрос постепенно смещается в сторону более дорогих и качественных товаров импортного производства, – рассказывает бренд-менеджер компании «Контрактстрой» Петр Белолипецкий. – Заказчики, приобретающие линолеум «для себя», предпочитают ПВХ-покрытия с повышенной толщиной финишного слоя (гетерогенные покрытия) и защитным полиуретановым слоем (гомогенные покрытия). Среди импортных поставщиков можно выделить компании Forbo, GERFLOR, Graboplast, IVC.

Быстрее всего растет спрос на коммерческий линолеум – около 40% в год. Это ПВХ-покрытия повышенной прочности, применяемые, как правило, в общественных помещениях с большой проходимостью. Причем виды линолеума могут различаться функциональными особенностями: антистатический, звукоизолирующий, токорассеивающий и токопроводящий, противоскользящий.



Основной тенденцией на рынке напольных покрытий является стремление потребителя приобретать все более качественную и дорогую продукцию.

Если стоимость бытового линолеума начинается от 100–200 рублей за кв. м, то коммерческого – от 300. Цена на дизайнерские коллекции достигает 1000 рублей за кв. м. Промежуточное положение по ценам и качеству занимает так называемый полукоммерческий линолеум, его стоимость начинается от 200–300 рублей за кв. м.

Что касается ценовых тенденций, то помимо традиционного новогоднего повышения цен на несколько процентов никаких других процессов специалистами по продажам в последнее время не отмечено. Основополагающим фактором в ценообразовании остается стоимость сырья, то есть цены на нефть.

Есть мнение, что в будущем линолеум начнет сдавать позиции, так как его основным преимуществом является ценовая доступность. С ростом доходов интерес потенциального покупателя будет склоняться от линолеума к более высоким по цене и качеству материалам.

Это, например, мармолеум, который хоть и считается натуральным линолеумом, но является по существу материалом другого рода, повысится внимание к ламинату, ковролину, паркету и т. п. Однако химики и дизайнеры, создавая все более совершенные образцы ПВХ-покрытий, придают привычному линолеуму новые свойства, привлекающие потребителя.



Здоровье тоже можно купить



– За последний год заметно возрос интерес потребителя к натуральному линолеуму – мармолеуму, – констатирует менеджер компании «Контрактстрой» Петр Белолипецкий. – Этот материал производится из экологически чистого природного сырья: льняного масла, древесной муки, известняка и природных цветовых пигментов. Основа – джутовое полотно. Верхнее покрытие на водной основе очень устойчиво к повреждениям.

Этот материал идеален для медицинских и детских учреждений, так как не вызывает аллергию и абсолютно безопасен для здоровья человека. Правда, из-за относительно высокой стоимости (в среднем – 500 рублей за кв. м) бюджетные организации редко могут себе позволить настелить полы мармолеумом. Зато все чаще поступают заказы для офисов (более 50% продаж) и частных жилых помещений, например для коттеджного строительства – люди все большее внимание уделяют здоровью. Коллекционные образцы мармолеума – необычных расцветок и более доро-

гие – становятся востребованны при обустройстве баров и кафе.



В России натуральный линолеум пока не производят. На петербургском рынке представлено всего четыре производителя мармолеума, среди них есть различие как в качестве, так и в цене.

Лидером специалисты называют продукцию завода Forbo. Средняя цена материала – 500 рублей за кв. м – увеличивается примерно на 3–4% в год, и, скорее всего, такая картина сохранится долго.

По некоторым данным, объем продаж натурального линолеума в России составляет около 500 тыс. кв. м в год. Специалисты считают, что эта цифра будет расти в геометрической прогрессии. Размер европейского рынка мармолеума в последние годы составляет 35 млн кв. м, и это всего на 5 млн кв. м меньше, чем потребление линолеума на основе ПВХ. Во всем мире этот натуральный вид покрытия постепенно вытесняет все остальные.



Имитация удалась



Ламинат все прочнее завоевывает позиции на рынке напольных покрытий. Этот материал настолько удачно сочетает в себе простоту монтажа, внешний вид, имитирующий уютное, любимое потребителем дерево, и цену, что продажи его стабильно растут. Особенно увеличился спрос в 2006 году, объем продаж вырос по сравнению с предыдущим годом почти в два раза и составил по стране 35 млн кв. м.



Петербургский рынок ламината, представленный более чем сотней торговых фирм, составляет около 10% от общего российского объема. Около 80% материала используется

в частном жилищном строительстве и ремонте.

Петербургский рынок ламината, представленный более чем сотней торговых фирм, составляет около 10% от общего российского объема. Самые крупные поставки идут из Германии, сильны также позиции австрийских, шведских и финских производителей. Лидеры – группа компаний Krono (торговые марки Kronotex, Kronospan), фирмы Tarkett, Aberhof, Classen, Eurofloor, HDM, Osmo и др.

Импортные образцы превосходят наши не только качеством, но и широтой ассортимента. Доля российских производителей составляет примерно 20%, однако, по мнению экспертов, этот показатель к 2010 году может достичь 60%.

Около 80% закупаемого ламината используется в частном жилищном строительстве и ремонте. Ламинированные полы стоят дороже, чем ПВХ-покрытия, но меньше, чем натуральный паркет: от 200 рублей – ламинат низкого класса, 450–

600 – среднего и около 1000 – высокококлассный ламинат повышенной устойчивости.

Интересно, что повышение спроса происходит в основном за счет недорогого ламината. Цены тоже растут, но незначительно. В основном на них влияет спрос и политика фирм-продавцов, так как основное сырье: смолы, бумага и отходы древесины – дефицитом не является и вряд ли им станет.



Один большой уютный коврик



На рынке ковровых покрытий специалисты предсказывают сдержанные темпы роста – 10–15%. Доля продаж ковролина в общем объеме рынка напольных покрытий составляет 9%. При этом российские производители облюбовали себе нишу домашнего ковролина, а более дорогой и износоустойчивый везут из-за рубежа.



– Российские производители коммерческих покрытий работают на импортном оборудовании и с импортным сырьем. Причем производственный цикл, осуществляющийся на наших предприятиях, – это зачастую только сборка и окраска готовых привозных ковровых полотен, – расскаывает руководитель контрактного отдела петербургской компании «Контрактстрой» Екатерина Парфенова. – Но вот, например, известный петербургский производитель «Нева Тафт», работающий на немецком оборудовании, осуществляет полный производственный цикл. Иностранных производителей коммерческих ковровых покрытий на российском рынке гораздо больше отечественных, и ассортимент их значительно шире. Самые крупные из них: концерн Balta Group, Domo (Бельгия), фабрика Desso (Голландия), завод Balsan (Франция) и две американские компании – Shoy и Mohawk.

Спрос, так же как и в других сферах потребления, смещается в сторону качественной продукции, покупателей больше интересует ковролин из 100%-го полиамида, он гораздо устойчивее полипропиленового. Главные потребители качественного ковролина – владельцы гостиниц, офисных центров, ресторанов, казино и детских учреждений.



– Стремительно завоевывает популярность в последние два года новый материал английского производителя – Flotex, который представляет собой нечто среднее между линолеумом и ковролином, – отмечает Екатерина Парфенова. – Flotex производится из ПВХ и нейлона, который впаивается в ПВХ на молекулярном уровне. В результате получается покрытие с плотностью в 10 раз больше, чем у ковровых покрытий, которое служит гораздо дольше обычного ковролина.

Что касается цен на ковролин в целом, то они зависят лишь от стоимости синтетического волокна, которое поднимается в цене прямо пропорционально ценам на нефть.



А мечтаем все равно о паркете



По мнению экспертов, отечественный рынок паркета более или менее сформировался в последние три года. Он относительно небольшой, но стабильно растет на 10–15% в год. Основные поставщики – компании PERGO (Швеция), Kagrs (Швеция), Upofloor (Финляндия), Aberhof (Германия). В России паркет изготавливают около 100 предприятий, причем их количество за последние пять лет существенно уменьшилось, как и объем выпускаемой продукции. Причина – растущие год от года требования к качеству. Сегодня российский паркет изготавливается в 35 регионах страны. Однако более 50% от общего объема сконцентрировано в Московской и Пермской областях, Краснодарском крае, Удмуртии, Адыгее и Новосибирске.

В Петербурге в общей сложности более сотни компаний продают и укладывают паркет. Есть и местные производите-

ли – например, компания «Экопол», выпускающая массивную доску – достаточно новый, набирающий популярность вид деревянных напольных покрытий.

В стоимость паркета, как правило, включается укладка, поэтому на нее влияет не только ценность пород дерева, но и способ укладки: штучный, наборный или щитовой. Дешевый паркет обойдется от 250 рублей за 1 кв. м, дорогой – около $500. Среди тенденций на паркетном рынке рост спроса на экзотические дорогие виды паркета – бамбук, амарант, боливийскую вишню, парагвайский тик.



Керамические изыски



Стабильно увеличивается спрос на керамическую плитку. В 2006 году объем рынка напольной керамической плитки составил примерно 50–55 млн кв. м, что на 35–40% больше, чем в предыдущем. Почти половину потребляемой плитки производят в России.

Объем петербургского рынка составляет около 6 млн кв. м плитки в год, треть потребляет рынок жилищного строительства, остальное уходит на коммерческие объекты, где плитка успешно конкурирует с традиционными промышленными полами (бетонными, наливными, полимерными и др.). Потребление импортной плитки растет быстрее, чем отечественной. Среди известных зарубежных производителей можно выделить PAVIGRES (Португалия), GARDENIA ORCHIDEA и IMPRONTA ITALGRANITI (обе – Италия).

В частном строительстве в последнее время все чаще стала применяться керамогранитная плитка, несмотря на то, что ее характеристики больше востребованы в строительстве офисных и торговых помещений. Ассортимент представлен в первую очередь китайской (22%) и итальянской (16%) продукцией. Однако отечественные производители в течение последних лет активно наращивают объемы производства.



Цены на керамическую плитку и керамогранит стабильные – за прошлый год выросли всего на 5%. Стоимость самой дешевой китайской плитки наиболее востребованного размера (60х60 см) $12–13 за кв. м.



О спорт!

Ты – двигатель торговли



Рынок специализированных спортивных покрытий самый молодой в России, но и самый развивающийся. Спрос на этот вид покрытий резко вырос за последний год благодаря усилению внимания властей к развитию спорта среди населения и принятию ряда соответствующих программ. Особенно ярко эта тенденция проявляется в Северной столице – так считают представители петербургского бизнеса.

– У нас активно строятся частные спортивные сооружения: оздоровительные комплексы и площадки различных размеров и назначений – это львиная доля заказов, – рассказывает Петр Белолипецкий. – Недавно произошел заметный сдвиг в сторону государственного сектора, например, правительством был объявлен тендер на поставку спортивного ПВХ-покрытия сразу в несколько десятков школ Петербурга.

Причем речь идет не только о замене деревянных полов в спортзалах, но и об устройстве открытых спортплощадок в школьных дворах. Лидер спроса – французская компания GERFLOR, производящая универсальные многослойные рулонные ПВХ-покрытия для закрытых спортивных залов под маркой Taraflex.

Стоимость спортивных покрытий от 600 до 1200 рублей за кв. м. Поскольку вся продукция импортного производства, спрос на цены практически не влияет, и они остаются стабильными, пока стабильны мировые цены на нефть.



Подготовила Светлана Ивачева

Количество показов: 333


^ Наверх