Иномарки на складе


15.10.2007

Конкуренция на российском рынке внутрискладской техники среди ведущих мировых поставщиков вынуждает их тщательно просчитывать все аспекты своего бизнеса на несколько лет вперед.


Восприимчивый рынок



Ситуация с внутрискладской техникой в России в последние годы кардинально изменилась. Растущий товарооборот складского хозяйства выявил потребность в технике нового поколения, созданной с учетом максимальной производительности и эффективности.

Справедливости ради надо отметить, что рост продаж внутрискладской погрузочной техники – это мировая тенденция. Как показывают статистические данные, показатели реализации техники за последнее десятилетие выросли более чем в два раза, причем спрос на нее растет интенсивнее, чем популярность широко распространенных вилочных погрузчиков.

Еще недавно объемы потребления внутрискладского оборудования в России, несмотря на мощный рост, по-прежнему оставались более чем в 2 раза ниже уровня потребления в Дании и Швейцарии, не говоря уже о лидерах в области автоматизации и механизации складских хозяйств – Германии и Франции.



Огромный потенциал российского рынка привлекает внимание многих зарубежных компаний – производителей складского оборудования и техники.



– Этот рынок растет огромными темпами, – подтверждает генеральный директор ООО «Рокла Рус», российского представительства концерна Rocla Oyj, Константин Титов. – К сожалению, он пока не просчитан до конца. В отличие от других стран, в России не создана Ассоциация поставщиков и производителей складской техники, вывести точные цифры поставок довольно сложно.

По информации, которая базируется на данных отгрузки техники европейскими производителями в Россию, объем рынка в этом году можно оценить в 18–20 тыс. единиц, включая вилочные погрузчики. К этой цифре следует добавить еще 40–50%, которые приходятся на продукцию китайских поставщиков. В целом, в следующем году ожидаемый прирост рынка может составить 80%.



Основная пятерка зарубежных производителей – Rocla, BT, Atlet, Still, Jungheinrich AG – пришла на российский рынок всерьез и надолго. Эти компании уже имеют опыт участия в крупных тендерах на оснащение складов и терминалов, проводят профессиональную подготовку складского персонала и, что немаловажно, могут обеспечить поставку всего спектра внутрискладской техники, включая грузовые тележки, штабелеры, ричтраки, погрузчики с диагональным смещением и другое оборудование. Это позволяет инвестору полностью укомплектовать техникой одного производителя свой склад, каким бы он ни был с точки зрения габаритов, условий складирования и назначения.



Новинки – каждые пять лет



– По технологичности складская техника ни в чем не уступает автомобильной, – уверен Константин Титов. – Сегодня известные производители ведут борьбу за лояльность клиента, используя новейшие достижения автоматики, электроники, эргономики и дизайна. Все это направлено непосредственно на повышение производительности труда персонала, работающего с техникой.

Добиваться заметного повышения производительности удается, по крайней мере, двумя путями – поиском новых эргономичных решений, совершенствованием производительности техники, а также инновационностью с точки зрения компактности, прочности и надежности при максимальной высоте подъема.



Повысить энергоэффективность и мобильность техники призван переход на АС-технологии (электродвигатели переменного тока). Особенности конструкции АС-двигателя позволяют увеличивать время работы погрузчика до подзарядки на 20–30%.

Электропогрузчики с АС-двигателями более маневренны, могут быстрее трогаться с места, набирать скорость, тормозить по сравнению со своими предшественниками с DC-двигателями.



Роботизация складской техники пока не слишком популярна в России, однако не исключено, что в перспективе «делать погоду» на современных российских складах начнут роботкары – дистанционно управляемые погрузчики, которые перемещают грузы без участия водителя.

Автоматизированные транспортные системы состоят из нескольких роботкаров, управляемых системой лазерной навигации и выполняющих общую задачу по перемещению грузов в конкретном месте по заранее запрограммированным маршрутам. Система также может быстро перепрограммировать работу техники в соответствии с меняющимися задачами и требованиями эффективности операций. Автоматизированные склады широко распространены в Европе. В России первый подобный склад на базе оборудования Rocla создан на московском предприятии TetraPak.

У каждого производителя есть свои конструктивные тонкости исполнения. Задача конструкторов из отделов reseach development – предложить решения, которые морально не устареют в течение пяти лет и более. Это средний цикл использования техники, достаточный для работы в интенсивном двух-трехсменном режиме. По мнению генерального директора «Рокла Рус», сегодня инновации определяются не столько техническими тенденциями, сколько изменениями в складском бизнесе, связанными с новым подходом к хранению товаров, методами складирования, требованиями охраны труда, увеличением требований к производительности труда и т. п.



Инвестор ищет пару



Итак, рынок внутрискладской техники и оборудования богат и разнообразен. Что же является определяющим для потребителя при комплектации склада?



Как показывает российская практика, владелец склада, выбирая дорогую технику, старается опираться как минимум на предложения двух ведущих производителей. Основная причина такого подхода – стремление обеспечить бесперебойную работу техники, заручившись гарантийной и постгарантийной поддержкой со стороны поставщиков.



– Специфика выбора поставщика складской техники в России такова, что серьезный заказчик предпочитает создавать парк техники на базе двух надежных брендов, – поясняет Константин Титов. – Потом в игру вступают сервисные гарантии, которые могут обеспечить компании-поставщики. Техника высочайшего качества, произведенная в Европе, – это одно. Возможность местного дилера обслуживать ее – это второй по важности вопрос. При этом владельцы профессионального склада отлично осведомлены о тенденциях и новинках рынка и постоянно ведут мониторинг оборудования в поисках новых предложений. Поэтому конкуренция высока. В этих условиях качество техники наряду с профессиональным сервисом становятся основными составляющими имиджа компании-поставщика, базой ее репутации.



В компании «Рокла Рус» не скрывают, что выбор размещения российского представительства в районе промзоны «Парнас» связан с близостью к Кольцевой автодороге, хорошими подъездными путями и возможностью разместить под одной крышей офис, сервисный центр и складские помещения. Все это, по замыслу руководителей компании, сможет обеспечить ремонт или замену неисправной техники в считанные часы.



По словам Константина Титова, компании не могут позволить себе ни на йоту поступиться уровнем качества, а представительства – снизить уровень сервисного обслуживания, потому что это тотчас же отразится на взаимоотношениях с клиентами. Кроме того, профессионализм и разборчивость заказчиков на фоне высокой конкуренции заставляют компании активно внедрять технические инновации.

Пока в России только «Рокла Рус» импортирует автоматизированные складские решения. Но, по некоторым данным, еще один из поставщиков планирует приобрести бизнес европейского производителя роботкаров, понимая мощный потенциал российского рынка и в первую очередь – умение российских менеджеров быстро принимать решения, особенно при адекватных сроках возврата инвестиций. Именно такими потенциальными сегментами бизнеса для применения концепции автоматизированных транспортных систем сегодня в России являются целлюлозно-бумажная, упаковочная, пищевая промышленность и металлургия.



Татьяна Рейтер



Количество показов: 272


^ Наверх