Рынок логистических услуг: болезни роста


08.12.2007

Склады, терминалы, логистические центры создаются на юге и западной части города, активно осваиваются территории, примыкающие к строящимся транспортным магистралям. Какие территории наиболее выгодны для развития логистического бизнеса, с какими проблемами неизбежно столкнутся компании, действующие на рынке услуг по логистической обработке грузов?


Не всякое место свято



Сейчас о строительстве крупных логистических терминалов объявляют достаточно много, активно раскупаются участки, примыкающие к транспортным коридорам. Это понятно: современный складской комплекс изначально подразумевает наличие развитой транспортной инфраструктуры, удобное месторасположение с точки зрения организации дистрибуции.

Однако не всякая территория, расположенная вблизи крупных магистралей, годится для развития бизнеса.

По мнению топ-менеджеров ГК «Интертерминал», территория вокруг поселка Шушары, которая сейчас активно осваивается, не самая удобная для дистрибуции, т. к. находится вне городской черты, это неизбежно повлечет сложности с доставкой товаров в Петербург. Въезд в город с Московского шоссе уже перегружен, и если здесь образуется дополнительный поток малотоннажного автотранспорта, примерно в 300 единиц, то очевидно, насколько усложнится транспортная обстановка.



– Мы считаем, что строить новые комплексы в Шушарах вдобавок к уже реализующимся проектам нецелесообразно, – убеждена руководитель службы по связям с общественностью Оксана Александрова. – Но вполне логично создать на этой территории комплекс, ориентированный на оказание таможенных услуг и обслуживание транзитных грузов, транспортируемых из Санкт-Петербурга.

То же касается и Уткиной заводи, где сегодня сооружается 200 тыс. квадратных метров складов. Построить из этого места дистрибуцию будет чрезвычайно сложно. Мы освоили на Парнасе участок в 40 тыс. кв. м, грузооборот составляет 160 машин в день. При площадях в 200 тыс. под погрузку – выгрузку пойдет не менее 1000 единиц транспорта, что парализует движение на КАД. Кстати, на этом участке КАД движение уже затруднено.



Нужен ли склад – вот в чем вопрос



Ответить на вопрос, сколько еще необходимо построить складских площадей для насыщения рынка, невозможно: спрос латентен, и пока полномасштабных исследований на это счет нет. Но если задаться целью найти в аренду свободный склад, сделать это можно без особого труда.

По предварительным расчетам, общая площадь всех складских комплексов, как существующих, так и тех, строительство которых в Петербурге заявлено, составит более 1 млн кв. м, или около 2 млн палетомест. Такой объем складских площадей рассчитан примерно на 2 млн тонн грузов, предназначенных для местного потребления.

Кроме того, если предположить, что складские комплексы строятся в расчете на конкретных клиентов, то теоретически 2 млн тонн грузов должны уже сегодня где-то осесть, а по завершении строительства перейти на ответственное хранение к новым операторам. В теории – возможно, на практике подобное маловероятно: такого объема грузов в Санкт-Петербурге просто нет. Основной грузопоток из порта идет через город транзитом, не задерживается здесь и не обрабатывается, поскольку таможенный центр находится в Москве. Это уже сложившийся факт, и наличие или отсутствие складов на эту ситуацию не повлияет.



Конкурентной среды нет



Пока грузовладельцы в России имеют возможность хранить свои грузы по мизерным тарифам в приспособленных помещениях, созданные по евростандартам логистические центры и склады будут ждать своего часа. Между тем в Европе в концепцию развития бизнеса практически не входит, скажем, содержание складов готовой продукции, транспортировка грузов или содержание на своем балансе парка техники.

Это процессы давно передоверены профессионалам: техника берется в аренду, заботы о сохранности продукции, товаров передаются логистам. Пока российские производители не готовы отказаться от создания и содержания собственных складских программ и доверить эту работу профессионалам.

Такая ситуация, по словам Оксаны Александровой, может продлиться еще 3–5 лет. В дальнейшем произойдет повышение спроса на склады высокого класса. Предпосылками для этого станут вступление России в ВТО, приход в страну крупных иностранных производителей и ритейлеров.



А кадры где?



Кроме того, пока никто не может ответить на вопрос: кто будет работать на терминалах. Например, по данным Центра занятости только одного района города, неудовлетворенных вакансий по грузчикам – 1017, подсобным рабочим – 959, дворников – 888, менеджеров по продажам – 456, охранников – 874.

С учетом развития в последние годы складского бизнеса, автомобилестроения сейчас ощущается острый дефицит кадров по рабочим специальностям. Людей не то что не хватает, их просто нет.

Более того, ни одно профессионально-техническое училище в городе не готовит кадры, которые необходимы для работы на современных ТЛК высокого класса. А надо отметить, что работа с большим количеством наименований грузов и артикулов, а также с WMS системой требует от персонала высокой квалификации. Учебные заведения готовы пойти навстречу потребностям бизнеса, но у них нет специальных программ и методик обучения, опыта организации курсов и системы повышения квалификации, исчезло из системы профессионального образования такое понятие, как профориентация.



Подготовила Роза Михайлова



Количество показов: 612

Новости партнеров:

Загрузка...
RedTram

Жилой комплекс на Большевиков
^ Наверх
/js/script.js">