Рынок на высоте


06.03.2008

По оценкам исследовательских компаний, темп роста российского рынка кровельных материалов составляет около 20% в год. Однако эта оценка является приблизительной, поскольку темпы развития отдельных сегментов существенно различаются


Участники круглого стола:

Сергей Чернышев, генеральный директор ООО «Руукки Рус»,

Александр Дадченко, президент Национальный кровельный союз,

Дмитрий Алешин, руководитель отдела продаж «Промышленное и гражданское строительство» «ТехноНИКОЛЬ–Санкт-Петербург»,

Феликс Котляренко, коммерческий директор Группа Компаний «Ай-Си-Ти»,

Дмитрий Безруков, генеральный директор ООО «Гарант-Строй»



– Насколько активно развивается сегодня российский рынок кровельных материалов? Существует ли дефицит продукции?



Александр Дадченко:

– Сейчас, на взлете цен на все виды недвижимости, строят много. Поэтому, как и на всем рынке строительных материалов, в отдельных его сегментах наблюдается очевидный рост.

По основным видам продукции для устройства кровли есть и дефицит. Особенно это относится к полимерным материалам для гидроизоляции плоских кровель.



Дмитрий Алешин:

– Рынок кровельных материалов растет быстро, как и все направления строительной индустрии России, и в среднем увеличивается на 20% в год.

Причем сегмент продукции для устройства плоских мягких битумных покрытий увеличивается на 9% в год (составляет примерно 52% в натуральном выражении от общего объема рынка). Материалы для плоских кровель делятся на 3 вида – битумные материалы, полимерно-битумные материалы, полимерные мембраны.

Доля полимерных мембран пока не велика, но имеет наибольший рост – не менее 100% в год последние несколько лет.

Спрос на кровельные материалы значительно подвержен сезонным колебаниям. Основные объемы продаж приходятся на период с апреля по октябрь. В это время возникает серьезный дефицит материалов для плоских кровель – как полимерных мембран, так и битумных продуктов.

С увеличением количества стройплощадок больших производственных, складских, торговых объектов сезонные всплески и падения объемов продаж нивелируются. Спрос на рынке существенно превышает предложение.



Сегмент материалов для скатных кровель представлен черепицей (битумной, цементно-песчаной, керамической) и символизируется переходом от таких материалов, как «Ондулин» и металлочерепица, к мягким битумным кровлям.

Рынки кровельных и теплоизоляционных материалов, используемых для устройства теплоизоляции крыш (минвата, стекловата, пенополистиролы), тесно связаны, особенно в сегменте нового строительства. Дефицита теплоизоляционной продукции не наблюдается.

Среди крупнейших производителей продукции для устройства кровли можно отметить «ТехноНИКОЛЬ», «Изофлекс», Tegola, ICOPAL, BRAAS, компанию АК, завод «Филикровля». Среди поставщиков крупнейшим также является Торговая сеть «ТехноНИКОЛЬ», сеть «КРОВЛЯ и Изоляция», ПромСтройКонтракт и т. д.



Феликс Котляренко:

– За последние 3 года объем производства мягких кровельных материалов достиг уровня их потребления по стране в целом. Дефицит, характерный для отрасли в 90-х – начале 2000-х годов, исчез, и сейчас, по мнению многих экспертов, предложение превышает спрос.

Крупнейшими производителями мягких кровельных материалов разных типов/поколений по итогам последних лет являются: компания «ТехноНИКОЛЬ», завод «Изофлекс», ЗАО «Оргкровля», ЗАО «Рязанский КРЗ», Группа компаний «Ай-Си-Ти», ЗАО «Мягкая кровля» и ЗАО «Полимеркровля».



Дмитрий Безруков:

– Сейчас в России производится большое количество материалов для мягкой кровли, причем высокого качества. Есть, конечно, импортная продукция, превосходящая по техническим характеристикам изделия российских предприятий. Но мне кажется, что наши заводы просто не стремятся к уровню производства своих зарубежных коллег. И в первую очередь делают ставку на низкую цену – все-таки именно этот параметр для большинства заказчиков наиболее важен.



– Как изменилась ситуация на рынке кровельных материалов в прошлом году?



Александр Дадченко:

– Никакого прорыва за прошлый год не случилось. В целом, спектр гидроизоляционной продукции, предназначенной для устройства кровель, достаточно стабилен. Безусловно, в ходе естественного технологического развития применение синтетических или комбинированных материалов увеличивается, но с точки зрения потребителя это остается один и тот же продукт. Другой вопрос, что в результате выхода на российский рынок иностранных брендов и появления как лицензионных, так и оригинальных российских торговых марок увеличивается разнообразие представленных материалов. Но в подавляющем большинстве это не принципиально новая продукция, а варианты известных ранее продуктов под другими названиями.



Дмитрий Алешин:

– В прошлом году рынок продолжал расти. Существенные изменения произошли на смежном сегменте теплоизоляционных материалов – значительно снизились цены на пенополистиролы и, соответственно, на утеплители из минеральной и стекловаты (снижение от 10% до 30%).

Почти 100% полимерных мембран на рынке России в прошлом – экспорт из Европы, однако сейчас наблюдается тенденция импортозамещения. Компания «ТехноНИКОЛЬ» запускает свой завод

в Рязани (10 млн кв. м/год), компания

«Пеноплэкс» вводит завод в г. Кириши (10 млн кв. м/год). Новые производственные мощности появятся уже в этом году. Доля экспорта полимерных мембран будет сокращаться, поскольку производственные мощности заводов способны полностью удовлетворить спрос на эту продукцию.

Также можно отметить, что постепенно с рынка уходят недобросовестные производители, а также металл замещается мягкими кровлями.



Феликс Котляренко:

– Объем производства рулонных битуминозных материалов в прошлом году превысил 500 млн кв. метров.

В натуральном выражении доля битумно-полимерной продукции повысилась до 15–20%; после длительного устойчивого роста впервые снизился выпуск изделий III поколения; доля рубероида стабилизировалась на уровне 55–60%.

В секторе битумно-полимерной продукции существенно возросла доля «псевдомембран» (битумно-полимерный материал типа мембран, содержащий меньшее количество модификатора, в результате чего инверсия фаз не происходит, иначе: низкомодифицированный материал).

В 2007 году продолжился (и даже ускорился) рост цен на все виды битумных кровельных материалов (особенно III поколения) в связи с резким ростом цен на основное сырье – битум – следствие общемирового роста цен на нефть и нефтепродукты.

Принципиально новых мягких кровельных рулонных битумных материалов в последнее время не появляется. При этом на рынок выводится много «псевдоновинок», т. е. уже существующей продукции под новыми торговыми марками.



Сергей Чернышев:

– В секторе скатных кровель сегментация по продуктам практически не изменилась. По-прежнему лидирует кровельное железо («оцинковка» и металлочерепица, вместе они занимают около 2/3 рынка), в то же время увеличились продажи мягких материалов, таких как битумная черепица. Снижается спрос на шифер.

Принципиально новых материалов не появилось, но каждый производитель, естественно, предлагает свои разработки.



– Какие кровельные материалы, по вашей оценке, сейчас пользуются повышенным спросом на рынке?



Александр Дадченко:

– В России наиболее популярным видом кровельных материалов на сегодняшний день являются асбестоцементный шифер, оцинкованная сталь и рубероид. За ними следуют гидроизоляционные материалы на основе модифицированного битума.

Конечно, каждый год доля рынка современных модификаций этих материалов (разные виды черепиц, волнистых листов, металлов с пластиковым покрытием и полимерных материалов) растет как за счет увеличения рынка в целом, так и за счет сокращения доли материалов предыдущего поколения.



Сергей Чернышев:

– Для скатных кровель приоритет за металлочерепицей. Для плоских – за современными рулонными покрытиями.

Если говорить о металлочерепице для скатных кровель, то важнейшую роль при выборе сегодня играет уже не цена, а качество и эстетическая составляющая. Поэтому большинство крупных производителей задумываются о том, чтобы материал был красивым, интересным или эстетичным.



Феликс Котляренко:

– В натуральном выражении доля рубероида и пергамина (материалов I поколения) стабилизировалась на уровне 55–60%, материалов II и III поколения – 20–30%, а доля битумно-полимерных материалов повысилась до 15–20%.

Тенденция – уменьшение доли рубероидов и пергаминов, стабилизация объемов потребления и выпуска материалов II и III поколения и рост доли битумно-полимерных материалов.



Дмитрий Алешин:

– Наиболее активно увеличиваются сегменты полимерных мембран (100%) и гибкой битумной черепицы для скатных кровель (30%). Эти материалы пользуются особенным спросом в силу своих характеристик, отвечающих запросам покупателя.

В этом году рынок будет продолжать расти, доля экспорта будет снижаться.



– В чем основные различия между российским рынком кровельных материалов и зарубежными?



Александр Дадченко:

– В любой стране есть определенные традиции строительства крыш, и многие материалы имеют четкие ареалы распространения, связанные, например, с климатическими зонами. В то же время глобализация мировой экономики способствует взаимопроникновению традиций. Существенное отличие рынков состоит в разном уровне их развития и, соответственно, разном уровне применяемых технологий, в том числе и в строительстве крыш.



Феликс Котляренко:

– Основные отличия между рынками мягких кровельных материалов России и развитых стран следующие.

· Самая популярная основа для производства МКМ в РФ – это стеклоткань (около 40–50%); в западных странах МКМ на стеклоткани не выпускаются вообще, только на основе стеклохолстов и полиэфирных волокон (полиэстр).

· Использование при производстве битумно-полимерных материалов как основного модификатора – АПП (атактический полипропилен) на Западе и СБС (стирол-бутадиен-стирол) в РФ. Это обусловлено различиями в климатических условиях.

· Использование других марок битума. На Западе они более насыщенные масляными или мальтеновыми фракциями в отличие от преимущественно асфальтеновых в России.



– Какие основные тенденции российского рынка кровельных материалов вы могли бы отметить?



Сергей Чернышев:

– Российский рынок скатных кровель очень динамично растет. Поэтому «войти» на него достаточно просто. С одной стороны, это создает предпосылки для конкуренции. С другой – провоцирует появление фирм-однодневок, производящих некачественную продукцию.

Еще одна особенность – достаточно высокий спрос на дешевую продукцию. Впрочем, эта тенденция очевидно уменьшается.



Общее направление развития рынка кровельных материалов – смещение спроса в сторону более качественной и дорогой продукции и явное увеличение интереса к комплексным решениям – как со стороны профессионалов, так и конечных потребителей.



В сегменте скатных кровель соотношение импортных и отечественных производителей на рынке пока можно оценить как 1 к 4 (20% и 80%). Иностранные компании, как правило, выпускают продукцию премиального класса.

Но с учетом того, что потребитель становится все более требовательным, а разница в цене между отечественными и зарубежными продуктами нивелируется, доля качественной продукции известных марок будет расти.

В качестве еще одной тенденции рынка можно отметить укрупнение основных «игроков» рынка.



Александр Дадченко:

– Все больший спрос наблюдается на качественные системные решения. Сейчас российские инвесторы все чаще, кроме технических и экономических параметров, вводят еще и временное измерение. Вместо «постройте дешевую и надежную крышу» они говорят: «постройте надежную, экономичную крышу, рассчитанную на столько-то лет эксплуатации». Это не может не радовать.



– Какие проблемы существуют сегодня на российском рынке кровельных материалов?



Феликс Котляренко:

– Основная проблема – монополизация рынка кровельных материалов и, как следствие, снижение качества поставляемой на рынок продукции, уровня сервиса и бесконтрольный рост цен.



Александр Дадченко:

– Самая первая и, пожалуй, наиболее важная на сегодня проблема, которую отмечают практически все производители кровельных материалов, – это дефицит квалифицированного персонала в области монтажа крыш.

Разработчики могут сколько угодно трудиться над созданием современных экономичных и надежных материалов, но если на строительной площадке нет монтажников достаточной квалификации и кровля собрана некачественно, то в первую очередь страдает имидж материала и его производителя. Поэтому дефицит специалистов именно на строительных площадках – основная проблема на рынке кровельных материалов.



СПРАВКА

По данным Маркетингового агентства Step by Step, наиболее популярным видом кровельных материалов на российском рынке на сегодняшний день является асбестоцементный шифер.

На втором месте по объемам реализации находятся мягкие рулонные битуминозные материалы, на третьем месте – листовые металлические материалы. Недавно появившиеся на рынке кровельные материалы («еврошифер», металлочерепица и т. п.) по объемам реализации пока значительно уступают наиболее популярным.



Ежегодный темп роста рынка кровельных материалов в целом составляет около 10–20%. Однако эта оценка является приблизительной, поскольку темпы развития отдельных сегментов существенно различаются.

В частности, годовой прирост в сегменте рулонных битуминозных кровельных материалов составляет около 9%, а в сегменте гибкой (битумной) черепицы – 30%. Рост спроса на «еврошифер» колеблется в зависимости от региона: от 11% в целом по России до 25–30% в Москве.

Ежегодный прирост рынка полимерных мембран в последние четыре года составляет не менее 100%.

Средние темпы роста характерны для сегментов металлочерепицы, керамической черепицы – около 10%. Наиболее низкие темпы роста характерны для сегмента асбестоцементного шифера – менее 4%, что, однако, не является свидетельством падения спроса на этот материал, а объясняется большим объемом экспортных поставок, во много раз превосходящим импорт.



Славяна Румянцева



Количество показов: 350


^ Наверх