Модное окружение


14.03.2008

При выборе отделочного материала в каждом конкретном случае во внимание принимаются самые разные и зачастую противоречивые факторы – цена, долговечность, популярность, экологичность, страна-производитель, исключительные эстетические качества, модные тенденции в оформлении интерьера.


Полвека с полимерами



У интерьерных материалов, которые принято называть натуральными, богатейшее прошлое. На протяжении веков они развивались и совершенствовались вместе с человеком. Еще два-три поколения назад никто не предполагал, что под натиском искусственных отделочных материалов натуральные так быстро потеряют свои проверенные временем позиции и станут преимущественно нишевым товаром.

Даже ренессанс натуральной отделки, отмеченный на Западе в 1980-е годы, мало повлиял на расстановку сил. Достижения в области химии и физики полимеров позволяют сегодня добиваться поразительной имитации настоящих дерева, мрамора или шерсти, а темпы и объемы современного строительства предоставляют совсем немного шансов натуральным материалам. Нельзя не учитывать также экономическое и политическое влияние «зеленых», выступающих против вырубки лесов и меховой индустрии.

Сегодня натуральная отделка прочно заняла нишу дорогостоящих материалов и технологий, которые отвечают представлениям частного потребителя о престижности жилого интерьера. Недаром одним из основных заказчиков изделий из дерева и камня становятся владельцы загородной недвижимости.

Отделка стен и потолков деревянными панелями может стоить в пять раз дороже, чем традиционные технологии, признаются в одной из строительных фирм по производству деревянных лестниц и дверей.

По данным компании «Сардис», с 2005 г. отмечается рост потребления природного камня на уровне 7–10% в год. Причем основные объемы потребления гранитов, помимо городского заказа, в равной степени приходятся на рынки элитного домостроения, коттеджного строительства и коммерческих объектов.

При выборе натуральной отделки речь может идти также о помещениях, где по показаниям необходимы исключительно безвредные или особо прочные материалы – медицинские, детские образовательные, спортивные учреждения. Еще одно исчезающее направление – реставрация памятников архитектуры.

– Вряд ли можно сказать, что тенденция к использованию в отделке натуральных материалов есть, – полагает, тем не менее, Яна Потапова, генеральный директор компании «ЭКО ТРЕЙД ГРУПП», эксклюзивного поставщика натуральных природных отделочных материалов фирмы Kreidezeit Naturfarben GmbH. – За рубежом среди потребителей сложился слой экошопперов. Это 4–5% покупателей, которые потребляют только натуральную продукцию.

Для них создана специальная индустрия, есть сети магазинов, где можно приобрести одежду, продукты питания и строительные материалы исключительно натурального происхождения. В нашей стране нет даже понимания того, что отличает натуральные строительные материалы от ненатуральных.



Неоспоримые преимущества



Достоинства натуральных строительных материалов хорошо известны. Они безопаснее для здоровья, регулируют климат в помещении (позволяют стенам и полам «дышать», впитывать и отдавать влагу), не содержат ароматических углеводородов (бензола, толуола, ксилола и др.), отличаются износостойкостью.

Последнее свойство – один из самых сильных аргументов сторонников натуральной отделки. Подтверждением тому может служить использование гранитов для облицовки полов в метрополитене, по которым ежедневно проходят миллионы людей, или мощения пешеходных зон и тротуаров.

По мнению специалиста компании KOMOFLOOR Геннадия Жаркова, полы из массивной деревянной доски могут прослужить не одному поколению:

– Срок службы ламината в местах с высокой нагрузкой оценивается в 2–3 года, паркетной доски – 10–15 лет. В то же время срок службы без потери качества массива доски, особенно экзотических пород, начинается с 80 лет. Например, тик на палубе «Авроры» под открытым небом служит уже более 100 лет и за это время изменил только цвет. Дерево характеризуется твердостью и стабильностью, то есть реакцией на изменения температуры и влажности.

Если в России эталоном твердости и стабильности признан дуб, то твердость мербау, к примеру, в 1,8 раз, а стабильность в 2,3 раза выше, чем у дуба. На мой взгляд, интерес к натуральному дереву только растет – лучше пользоваться деревянными полами, пропитанными маслом, чем дышать формальдегидами.



– В исключительной износостойкости натурального линолеума смогли убедиться пассажиры ленинградского метрополитена, – говорит представитель корпорации Armb на Северо-Западе Юлия Казанцева. – Первые вагоны метро были застланы буро-коричневым линолеумом на джутовой основе – продукцией отечественных заводов по выпуску этого износостойкого материала. Некоторые из этих предприятий были основаны еще до революции.

Тогда, после изобретения в конце XIX века линолеума на основе льняного масла и древесной муки, Европа переживала настоящий линолеумный бум. В 1950–1960-е годы отечественные предприятия целиком были перепрофилированы под выпуск ПВХ-покрытий. Но в Европе производства сохранились и продолжали выпускать линолеум наряду с ПВХ. Сегодня, в отличие от России, само понятие линолеум за рубежом связывают только с натуральным продуктом, а покрытия ПВХ называют винилом.

Опыт применения натурального линолеума Armb в торговых залах подтвердил его износостойкость – после года эксплуатации степень износа в местах с наибольшей нагрузкой составила не более 0,5 мм.



Нет роз без шипов



Безусловно, натуральная среда естественнее для человека: в ней растет работоспособность и не страдает здоровье. Даже деревянной ручкой человек будет писать дольше, чем пластиковой – из желания не выпускать ее из рук.

Но стремление к природе обходится современному человеку дорого. Цена натуральных обоев с добавлением растительных материалов на бумажной основе на порядок выше виниловых.

Стоимость квадратного метра массива из натурального дерева начинается с 900 евро, а для некоторых экзотических пород достигает 3000–3500 евро.

Тем не менее поставщиков натуральных материалов поддерживают растущее благосостояние среднего класса и его вошедшая в моду приверженность здоровому образу жизни. Фактор репутации натуральных материалов тоже иногда оказывается решающим.

Но дело не всегда в стоимости натуральных отделочных материалов. По словам Яны Потаповой, некоторые позиции в ассортименте натуральных красок по цене не превышают обычные, по-настоящему дороги только эксклюзивные покрытия, вроде марокканского лака, не имеющие аналогов.

Как пояснил Александр Бродский, директор по продажам контрактных материалов ЗАО «Искрасофт», в ассортименте продукции есть синтетические материалы, которые в два раза дешевле натурального линолеума, но есть синтетика, которая в силу особенных эстетических качеств оказывается в 1,5–2 раза дороже.

Проблема в том, что технология производства таких материалов мало совместима с темпами возведения коммерческих объектов. Для получения красной краски нужного оттенка на натуральных пигментах, как рассказывает Яна Потапова, понадобилось почти два года. Чтобы изготовить партию натурального линолеума определенного цвета для крупного проекта может потребоваться до 40 дней, а производство такой же партии линолеума ПВХ займет меньше часа.

Вторая проблема – умение работать с такими материалами. Укладывать натуральный линолеум лучше руками подготовленных специалистов – они смогут правильно рассчитать неравномерную усадку полотна по длине и ширине.

Монтаж изделий из природного камня также требует специальных навыков и знаний. Несмотря на свою прочность, он является хрупким материалом. Для укладки плит используются профессиональные смеси, на которых указано, для какой породы предназначен состав.

После завершения укладки камень дополнительно обрабатывается: очищается от загрязнений специальными средствами, затем на поверхность в качестве защитного средства наносятся специальные мастики и пропитки. Завершающий этап – обработка воском, который служит защитой природного камня от царапин, мелких сколов и других повреждений.



Модные интерьеры и удобство пластиков



– Модные материалы очень редко имеют отношение к модному интерьеру. Он получается путем сочетания идей проекта и необходимых для его выполнения материалов, иногда уже вышедших из моды, – полагает Дмитрий Крюков, руководитель студии FUSION DESIGN. – Такой материал прежде всего должен отличаться от остальных. Все остальные позиции: цена, долговечность, страна-производитель, натуральность материала – учитываются в разной последовательности в зависимости от приоритетов заказчика.

– Приоритетными в использовании натуральных отделочных материалов могут считаться, скорее всего, жилые помещения, – убеждена Светлана Осипова, руководитель отдела маркетинга компании «Слотекс». – Но даже в этом случае внутреннее пространство здания должно соответствовать наружному облику. Исключительно натуральный интерьер сегодня будет странно смотреться в современном небоскребе из стекла и бетона. В минувшем году в Петербурге введено в строй около 1 млн кв. м торговых площадей и2 млн кв. м нежилой недвижимости – всё это объекты для применения современных материалов, которые обладают необходимыми эксплуатационными свой ствами и позволяют полностью реализовать предложенную дизайнером концепцию интерьера. В конце концов, мода и вкусы переменчивы, корпоративный стиль тоже может поменяться, а пластик – материал, заменить который нетрудно.

Выпускаемая «Слотексом» декоративная стеновая панель, облицованная слоистым пластиком, – именно такой материал, обладающий термостойкостью, устойчивостью к истиранию и загрязнениям, антистатичностью, хорошим звукопоглощением и другими полезными в офисных условиях качествами.

За рубежом, по словам Светланы Осиповой, эти покрытия применяются даже в медицинских учреждениях, поскольку их можно дезинфицировать горячим паром. Сама идея долговечности и соблюдения экологических требований в производстве таких материалов носит глобальный характер – верхний декоративный слой может быть получен с использованием вторичного сырья (например, отработанная фольга).

Из слоистых пластиков можно сделать все, считает Светлана Осипова и приводит пример создания пространства в помещениях Сбербанка, где мебель, стены и даже светильники выдержаны в едином корпоративном стиле.

– Человек получает комфорт в гармоничном пространстве, а гармония – это сочетание цвета и геометрических форм. И неважно, какими материалами это достигается, – поясняет Светлана Осипова. – Применяемые сегодня технологии позволяют создавать материалы со 100%-й имитацией натуральных материалов не только по цвету, но и по фактуре. Если дотронуться до поверхности такого материала, можно почувствовать под рукой настоящее дерево.



Особые свойства обеспечат нанотехнологии



Как сторонник активного применения высоких технологий в области создания отделочных и декоративных материалов, Светлана Осипова убеждена, что за ними будущее:

– Уже сегодня применяются наружные и автомобильные краски, которые обладают грязеотталкивающими свойствами, не облупляются и не трескаются. Создана рабочая одежда, которая остается чистой, несмотря на соприкосновение с маслами и смазками. Всё это – искусственная продукция, в производстве которой использованы нанотехнологии. Именно они будут определять направления в развитии новых материалов и даже новых отраслей на ближайшие десятилетия.

Нанотехнологии помогают создавать продукцию с антибактериальными и самочищающимися поверхностями. Такие отделочные материалы найдут применение всюду, где необходима особая стерильность – в операционных, лабораториях, фармацевтических производствах, на производстве особо точной электроники.

Не исключено, что передовые технологии окажутся способными нанести решающий удар по натуральным материалам. Например, распространению натурального линолеума во многом способствуют его исключительные антибактериальные свойства. По данным исследований, на его поверхности не размножаются даже бактерии золотистого стафилококка – через час их количество снижается в 750 000 раз.

Возможно, что и другие свойства натуральных материалов будут достижимы с помощью технологий XXI века. Но, скорее всего, и натуральные, и искусственные отделочные материалы еще долго будут соседствовать в самых разных интерьерах и находить своих потребителей.



Татьяна Рейтер



Количество показов: 361


^ Наверх