Рынок кабеля: напряжение растет


12.04.2008

За последние два года ситуация на российском рынке кабельных изделий существенно изменилась. Возросли требования к продукции, и, как следствие, появилась необходимость в модернизации предприятий и выпуске новых кабелей – высокого напряжения в оболочке из сшитого полиэтилена.


Об обновленном кабельном рынке рассказывает президент ОАО «Севкабель-Холдинг», член правления Ассоциации кабельных предприятий Геннадий Макаров.



– Геннадий Александрович, какие изменения на рынке кабельной продукции произошли за последние годы? Насколько изменились требования к продукции предприятий отрасли?



– Рынок кабельной продукции зависит от того, какие требования к продукции предъявляют потребители – в первую очередь предприятия энергетической отрасли. Меняются условия прокладки кабеля, возникает спрос на новые виды продукции – кабели более высокого напряжения.

Так, например, на протяжении нескольких десятков лет в России строились воздушные линии электропередачи напряжением 500 кВ. Соответственно, российская кабельная промышленность была ориентирована на производство продукции для таких ЛЭП. Перевод этих ЛЭП под землю резко поставил вопрос обеспечения энергетической промышленности кабелем напряжением от 10 до 500 кВ. Но на момент возникновения спроса выяснилось, что такой продукции в ассортименте отечественных кабельных предприятий просто нет.



На протяжении долгих лет наши предприятия изготавливали высоковольтный маслонаполненный кабель напряжением от 110 до 500 кВ в маслопропитанной изоляции. Это старая технология, которая на Западе давно не используется, но в России считалось, что от нее уйти практически невозможно.



С 2005 года ситуация резко изменилась. Возникла потребность в кабелях с изоляцией из сшитого полиэтилена, и сейчас они пользуются наибольшим спросом, но 2 года назад ни на одном заводе в нашей стране не было линии пероксидной сшивки для производства такой продукции. Было несколько установок по силановой сшивке, и считалось, что это самое прогрессивное, что может быть. Но силановая сшивка дает свой результат только до 35 кВ, свыше 35 кВ все-таки нужен пероксид. Именно отсутствием нужного оборудования и обусловлена большая доля импорта кабеля с изоляцией из сшитого полиэтилена.



Сегодня в России работают уже около 10 установок пероксидной сшивки. Причем на «Севкабеле» была запущена одна линия по выпуску кабеля напряжением 220 кВ с изоляцией из пероксидносшитого полиэтилена. Аналогичное оборудование сейчас монтируется и на других кабельных заводах. На предприятии «Агрокабель» скоро будет начато строительство цеха площадью 13 тыс. кв. м под установку трех линий для выпуска кабеля от 35 до 110 кВ.



Но этого безумно мало. Для того чтобы насытить российский рынок, необходимо установить не менее 30 таких линий. Тогда мы смогли бы составить достойную конкуренцию зарубежной продукции и полностью ее вытеснить, а также прекратить выпуск кабеля в бумажной изоляции.

Сегодня энергокомпании заявляют, что готовы прокладывать магистральные кабели напряжением 330 кВ и выше. И хотя линий для производства кабелей такого напряжения в России сейчас нет, уверен, что к началу 2010 года мы сумеем обеспечить потребности энергокомпаний кабелями отечественных предприятий.

Российские заводы в срочном порядке переоснащают свои производства и налаживают выпуск кабелей высокого и сверхвысокого напряжения 220–500 кВ в изоляции из сшитого полиэтилена.



– Каковы сейчас потребности рынка кабельной продукции?



– Объем российского рынка кабельной продукции оценивается в 6 млрд долларов. В целом по рынку российские производители занимают порядка 60%, а остальное – импорт.

И наша задача, я имею в виду не только «Севкабель-Холдинг», а и всех российских кабельщиков, – обеспечить полное импортозамещение. Мы сегодня делаем все, что от нас зависит, чтобы наверстать то, что мы упустили.

Предприятия закупают самое современное оборудование западных производителей. На всех российских заводах реализуются крупные инвестиционные программы, ведется активная модернизация оборудования. Например, на предприятиях «Севкабель-Холдинга» мы на 90% заменили все оборудование на новое. Это надежные линии, которые могут эксплуатироваться десятками лет.



Если мы загрузим отечественные кабельные заводы на 100%, мы вполне обеспечим потребность России и СНГ в кабеле, который соответствует всем европейским параметрам. Потому что оборудование, которое установлено на наших предприятиях, то же самое, что и на Западе, а технологии производства – ничуть не хуже.



– Вас устраивает существующий уровень российских стандартов?



– Наши ГОСТы и ОСТы – узконаправленные. Они были разработаны для применения только в России, и с ними отечественные заводы не могут выйти ни на один зарубежный рынок, даже стран СНГ. Сегодня все страны переходят на европейские и мировые стандарты. И в нашей отрасли все направлено на то, чтобы российские нормы перевести на язык, который понимают во всем мире. Крупные заводы делают это своими силами, более мелкие – через ВНИИКП.



Нам необходима адаптация российских стандартов к зарубежному рынку. И эта работа ведется – составляются переводные таблицы, для того чтобы можно было, сравнивая ГОСТы, ОСТы и европейский стандарт, подбирать ту или иную продукцию для нужд энергетики.

Зачастую один и тот же кабель имеет по евростандарту одно обозначение, а по ГОСТу – совершенно другое. Не совпадает количество их технических характеристик. Вплоть до того, что при сравнении можно решить, что это не один кабель, а два совершенно разных изделия.

Наличие международных стандартов позволяет поставлять нашу продукцию не только на внутренний рынок, но и на зарубежные.



Сейчас в России нет ни одного кабельного завода, который мог бы похвастаться тем, что у него больше 30% продукции идет на экспорт. Экспортируются только отдельные виды изделия, от общего объема производства российских предприятий эта доля составляет не более 20%.



– Как может измениться отечественный рынок кабельной продукции энергетического назначения после вступления России в ВТО?



– Само по себе вступление России в ВТО совершенно не пугает те заводы, которые вовремя реализовали инвестиционные программы, модернизировали производственные мощности. Изделия российских кабельных заводов не только не уступают, но по некоторым параметрам даже и превосходят в качестве зарубежную продукцию.

При вступлении в ВТО необходимо защищать внутреннего производителя таможенными пошлинами, для этого нам необходима поддержка на государственном уровне. Хотя бы таможенные пошлины на импорт нельзя сокращать, потому что иначе наш рынок будет наводнен дешевыми товарами и отечественные предприятия останутся «не у дел».

Большая часть импорта идет в страну по «серым» схемам и не по соответствующим кодам ТНВД. Так, например, зачастую бывают ситуации, когда по коду ТНВД под видом радиочастотного кабеля ввозится высоковольтный. А ведь пошлина на один составляет 5%, а на другой – 10–15%. И не всякий таможенник может правильно определить вид кабеля, чтобы противодействовать нарушению.

От лица Ассоциации кабельной продукции могу сказать, что мы намерены брать опытные образцы и определять их соответствие, по мере своих возможностей обеспечивать соблюдение таможенных правил.



Мы планируем внести свой вклад в решение этой проблемы за счет обучения, проведения семинаров для работников таможенных служб. Это наша основная задача, и мы будет добиваться того, чтобы ассоциация во главе с ВНИИКП вела эту работу. Сейчас мы уже отправляем наши запросы, требования, которые предъявляются к кабелям, с полной расшифровкой кодов ТНВД. И сдвиги есть – резко уменьшилось поступление кабелей по неправильным кодам.



– Насколько различаются цены на кабельную продукцию российских и зарубежных производителей?



– Разница в цене продукции российского и зарубежного производства в среднем составляет 10–20% и зависит от напряжения кабеля – чем оно выше, тем больше разрыв.



Ценовая политика российских заводов более гибкая, чем у западных предприятий. При этом разница по уровню цен на кабельную продукцию отечественных и зарубежных предприятий незначительна. Западные компании, конечно, стараются подстраиваться под нас, но им это очень невыгодно.



На Западе есть преференции при экспорте. При поставке на экспорт в развивающиеся страны им государство помимо возвращения НДС компенсирует 25% от стоимости продукции. У нас, к сожалению, этого нет, нам даже НДС не всегда удается вернуть.

Кроме того, для производства конечной продукции мы все – и российские и зарубежные заводы – приобретаем сырье по одинаковым ценам. Мы, например, закупаем медь, алюминий и другие цветные металлы у российских же поставщиков по ценам, установленным на лондонской бирже. Почему бы в России не установить внутренние цены на медь и алюминий? Я понимаю, если б мы не производили их у нас в стране…, а то мы сами их экспортируем и сами же работаем по лондонским ценам. Надо решать этот вопрос, и причем на государственном уровне, путем установления квот на использование цветных металлов предприятиями России по внутренним ценам.



Подготовила Славяна Румянцева



Количество показов: 623


^ Наверх