Государство не страж, а помощник


19.06.2008

Благоприятная предпринимательская среда, хороший деловой климат, предсказуемый платежеспособный спрос, стратегическое государственное планирование – основные условия для развития промышленного комплекса Петербурга.


О роли государственного регулирования в развитии экономики мегаполиса, о том, какие условия необходимо создать для обеспечения технологического прорыва и повышения конкурентоспособности предприятий промышленности, мы говорим с президентом РОР СПП Санкт-Петербурга, президентом и генеральным конструктором ХК «Ленинец», профессором, д.э.н., к.т.н. Анатолием Турчаком.



– Анатолий Александрович, выступая на итоговом собрании Петербургского СПП, вы подчеркивали, что без государственного регулирования рынком, государственного планирования невозможен прорыв в экономике...



– Убежден, это чрезвычайно важное, хотя, конечно, не единственное условие для развития экономики, промышленного производства. Существует весьма распространенное мнение, что невидимая рука рынка все сбалансирует и взаимоувяжет. Но современные экономические теории, если отбросить тонкости, говорят о том, что стихия рынка должна сопровождаться регулированием со стороны государства.

Например, по мнению профессора Гарвардского университета Р. Купера в начале XXI века государство будет играть ключевую роль в достижении экономического роста, но не как предприниматель или менеджер, а обеспечивая общественный порядок, создавая систему поощрений для частного предпринимательства, а также системы накоплений и всеобщего образования граждан.

Весьма интересное определение роли государства дано бывшим премьер-министром Японии Икэда, цитирую дословно: «... чтобы корабль японской экономики набрал скорость и взял верный курс, нужны не только паруса частного предпринимательства, но и штурвал государственного регулирования».

Понятно, что нам следует совершить технологический прорыв, как концептуальная и стратегическая проблема он требует всестороннего, комплексного обоснования и обсуждения.

Очевидно, что технологический прорыв не должен строиться на концепции «догнать западную техносферу», напротив, требуется осуществить «прыжок» в индустриальное будущее, обеспечивающее создание и сохранение российской государственности с «хай-тэковским» лицом.



– А чем в последние годы характеризуются экономики развитых стран?



– Тем, что в структуре ВВП растет доля услуг, в первую очередь научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических.

Именно на этой стадии формируется конкурентоспособность продукции. Например, весь прирост ВВП США через 10 лет будет обеспечен за счет прироста качественно новой наукоемкой продукции и услуг. Само производство, как правило, перемещается в слаборазвитые и развивающиеся страны.



Изучив эти тенденции, нам следует соотносить их с нашими стратегическими задачами, понимая, что промышленность города находится в процессе вхождения на мировые рынки. Причем нельзя допустить, чтобы этот процесс сводился только к экспорту. Наш внутренний рынок становится все более открытым и составляет по существу часть глобальной экономики.

Однако в качестве индустриального партнера нас вряд ли ждут, – рынки давно поделены, на них господствуют транснациональные корпорации и жесточайшая конкуренция. Делиться доходами, естественно, никто не собирается. Мировой рынок, похоже, устраивает наша роль поставщика ресурсов.



– И что же, по-вашему, необходимо российской, петербургской промышленности, чтобы продолжать развитие уже в системе мировой экономики?



– В целом промышленному сектору экономики необходима благоприятная предпринимательская среда, хороший деловой климат. Это эффективная налоговая, таможенная политика, наличие устойчивого и предсказуемого платежеспособного спроса на продукцию промышленности, в первую очередь со стороны государства, это так называемые «административные барьеры».

Есть и более тонкие и сложные задачи. Необходимо достичь свободы и доверия в обществе. Не может быть сильной экономики без единства общества, устранения неоправданно больших различий в уровне жизни граждан.



Наконец, четкое стратегическое государственное планирование: что прикажете делать предприятиям ОПК сейчас, если срок создания, например, нового самолета или корабля приближается к 10–15 годам, а у предприятия нет уверенности, что они будут приобретены государством. Но ведь основным заказчиком оборонной продукции должно быть именно наше государство, а не вероятные соперники на мировых рынках.

Безусловно, ключевым фактором конкурентоспособности станет не только военная мощь страны, но и способность развивать экономику на основе инноваций. Практически не существует долгосрочных моделей роста вне инновационного развития.

Государство сегодня поворачивается лицом к промышленности, отечественные предприниматели набрали опыт работы в системе мировых хозяйственных связей. Но, к сожалению, пока отсутствует целостная государственная промышленная политика, хотя отдельные ее фрагменты уже четко проявляются.

Это рост госзаказа, в том числе оборонного, и рост инвестиций в крупные корпорации, создание инфраструктуры для развития науки и инноваций.

Государство переходит от роли «ночного сторожа» в экономике к роли крупной экономической силы по развитию промышленности, что значительно повышает нашу конкурентоспособность на мировых рынках, но, надо заметить, развитые государства делают это явно в больших объемах.

В США, например, действует свой «Госплан» в лице Конгресса, распределяющий миллиарды казенных долларов на развитие перспективных технологий. А это всё – желанный для бизнеса платежеспособный спрос.



– А если сравнить с тем, что предпринимается городскими властями?



– И губернатор Петербурга В. И. Матвиенко и комитеты правительства прилагают силы к расширению среды платежеспособного спроса на производственную и научную продукцию.

Так, в 2006 году только по заказу организаций-монополистов и крупных добывающих компаний после их встречи с губернатором промышленность города получила заказов на сумму более 11 млрд рублей – это отлично. Главный координатор этой работы – КЭРППиТ, наш Союз также принял активное участие в лоббировании интересов петербургских промышленников.

Благодаря реализации соглашений между РАО ЕЭС и администрациями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, направленных на решение проблемы доступности распределительных сетей, прогнозируемый объем инвестиционной программы на период до 2015 года составит порядка 150 млрд рублей.

За это время будет построено 56 новых подстанций, проложено почти 4 тыс. км сетей. Вот где открывается широкое поле деятельности для нашей промышленности.

Одной из форм расширения спроса является внешнеэкономическая деятельность. В прошедшем году подписано соглашение о сотрудничестве между украинским и Санкт-Петербургским cоюзами промышленников и предпринимателей, а также с Государственным учреждением «Администрация свободной экономической зоны «Гомель-Ратон» в Белоруссии. Продолжалась реализация «Программы торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества между Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Республики Беларусь на 2006–2008 годы». Все эти примеры показывают, что платежеспособный спрос – это одна из ключевых составляющих благоприятной экономической среды.



– Где найти резервы в этом важном вопросе?



– Необходимо усилить участие представителей администрации и депутатского корпуса города в лоббировании государственного заказа для питерских предприятий, включая гособоронзаказ.

Важно окончательно и всесторонне отрегулировать законодательные нормы взаимоотношений частного бизнеса и государства в оборонно-промышленной сфере.

Только законодательно защищенный собственник будет стремиться к вложению капитала в предприятия, выполняющие государственные контракты. Во всем мире производство ВВТ давно уже превратилось в успешный и прибыльный бизнес.



– С оборонкой, Анатолий Александрович, понятно. Но кроме стратегических отраслей, высокотехнологичных и наукоемких, к которым относятся ОПК, судостроение, радиоэлектронная, электромашиностроительная промышленность, есть еще и другие…



– Безусловно, следует рассмотреть введение отдельного раздела в составе городского заказа для питерских предприятий и научных организаций. Точнее сказать, о приоритетном выделении городского заказа для науки и промышленности именно нашего города.

Если городской заказ получит иностранное или иногороднее предприятие при незначительной разнице в цене по отношению к городскому исполнителю – деньги уйдут из города.

Подведение итогов конкурса только путем сравнения конкурсной цены не учитывает этого обстоятельства и может служить источником вывода денег наших налогоплательщиков из экономики города. Давайте анализировать движение финансов и обсуждать возможное изменение законодательной базы.

Огромный резерв на инновационные разработки заключен и в городском хозяйстве. Исторически в этом секторе сложилась крайне низкая производительность труда. Привлечение мигрантов не выход. Надо изучить и проанализировать перечень проблем городского хозяйства: здравоохранение, образование, мусороудаление и мусоропереработка, уборка лестничных клеток и уборка дворов, озеленение, дорожное строительство, диагностика состояния инженерных сетей и их реконструкция, внедрение информационных технологий, ресурсосбережение, – все должно быть сформировано с конкретными целями, объемами финансирования и заказчиками мероприятий.

Многие городские предприятия и НИИ смогут участвовать в решении этих проблем: их потенциал – технический, технологический, научный – не используется в полной мере. Считаю вполне логичным установление предельного размера средств на эти цели: отдельная строка в бюджете, отдельный раздел в составе городского заказа.



– Что еще может активно повлиять на развитие бизнеса, внедрение инноваций?



– Важной составляющей формирования предпринимательской среды является эффективная налоговая и таможенная политика. Промышленный комплекс города платит непропорционально много налогов. 20% от численности работающих перечисляют в бюджет города до 50% налога на прибыль.

Как следствие, в промышленности остается меньше средств на развитие, на рост заработной платы, на инвестиции в производство.

С 2000 года продукция промышленности подорожала в 1,8 раза, во столько же раз уменьшилась ее конкурентоспособность. Отчасти потому, что за это время газ подорожал в три раза, черные металлы и электроэнергия – в два с лишним раза.

Необходимо снижение НДС, этот налог препятствует выпуску высокотехнологичной продукции с длинными цепочками добавленной стоимости.

Инвестиционная политика также является важной составной частью предпринимательской среды. Но инвестиционный процесс тормозится. Документы, регламентирующие строительство в городе, насчитывают десятки и сотни страниц. Практика показывает, что промышленный инвестор просто вязнет в бумагах на начальной стадии реализации проекта. Сроки получения разрешений на строительство растягиваются на годы.



– На строительном форуме «Интерстройэкспо» представитель Группы ЛСР заметил, что реализация проекта по созданию мощностей в промышленности строительных материалов может занимать до 5 лет. 50% времени занимают различного рода согласования…



– Так происходит практически во всех отраслях. Нужны не только новые информационные технологии, снижающие затраты промышленных и научных предприятий на создание и перевооружение, реконструкцию мощностей, но и современные методы взаимодействия между властью и бизнесом.

Сегодня в век Интернета обычная почта, курьеры, очереди на прием к чиновникам выглядят архаично. Мы провели выборочное исследование количества платных государственных услуг – их несколько десятков. Причем некоторые из них, по сути, консультации, необходимые для того, чтобы не потонуть в море разрешительных и запретительных документов. Соответствующие предложения также направлены в законодательные органы города и КЭРППиТ, который является куратором недавно принятой городом программы инновационного развития.



– Например, какие предложения?



– Мы считаем, необходимо создать систему снижения издержек: субсидии из бюджета на льготное кредитование, подготовку кадров, льготные тарифы, компенсации части затрат на выставочную деятельность, помощь в сертификации, создание инфраструктуры для инноваций, льготы по аренде.

И власти предусматривают такие возможности – в 2007 году из бюджета города выделены около 80 млн рублей на компенсацию части затрат на приобретение оборудования, подготовку кадров, проведение выставок, сертификацию продукции.

В нынешнем году на эти цели запланировано свыше 100 млн рублей, и промышленники благодарны за поддержку. Однако следует признать, этого, к сожалению, недостаточно, реальный вклад города в создание благоприятной предпринимательской среды, в развитие частно-государственного партнерства должен быть более весом.

Между тем наши конкуренты в развитых странах вовсю пользуются помощью государства. Самая мощная поддержка в области внедрения инноваций оказывается американским бизнесменам: это госзаказ, кредиты, программы поддержки НИР и ОКР, многое другое. На один доллар этих затрат из бюджета США приходится 9 долларов прироста ВВП. Аналогичная работа проводится в развитых странах Западной Европы.



Подготовила Роза Михайлова



Количество показов: 187


^ Наверх