Эволюция сверху


08.06.2008

Сочетание природных и синтезированных материалов позволяет производителям добиваться новых характеристик кровли в соответствии с требованиями рынка. К традиционным защитным свойствам добавляются ряд функциональных, обеспечивая комфорт, стойкость и долговечность.

Наплавляемый тип



По сведениям коммерческого директора фирмы SKD Ольги Егорочкиной, кровельный рынок распределяется следующим образом: 50% занимает металлическая кровля, остальные 50% делят гибкая черепица, шифер и рулонные наплавляемые материалы.

Основное направление развития связано с совершенствованием химического состава исходных смесей и покрытий, включение упрочняющих, повышающих долговечность, износостойкость, внешнюю привлекательность компонентов.

Производители стараются снизить вес изделий, удешевить производство, хотя при растущих ценах на сырье сделать это проблематично. Стимул – требование массового клиента сделать оптимальным сочетание цены и качества. Чтобы кровля была достаточно дешевой, но в то же время красивой и стойкой, с гарантией эксплуатации от 20 лет.

Впрочем, ряд компаний ориентируются на группу клиентов с высоким уровнем доходов, которые поддерживают спрос на дорогую, многофункциональную кровлю. В данном случае цена не только отражает затраты на производство, но и служит рекламным признаком «элитарности» продукта, к которому прилагается образцовый сервис и внимание к покупателю.

На рынок мягкой кровли выводятся все новые виды изделий, более совершенные и эффективные.



Согласно принятой в России классификации, существуют четыре основных поколения рулонных битуминозных материалов. Самые старые – битумные не наплавляемые, на картонной основе, укладываемые в кровлю с помощью мастик (рубероид, пергамин, стеклорубероид). Все последующие изделия – наплавляемые.

В начале 1970-х годов в России начали переходить на битумно-минеральные материалы, производимые без использования полимерных модификаторов, также на картонной основе, типа наплавляемого рубероида или рубемаста (мастика нанесена на нижний слой в заводских условиях).

В середине 1980-х начали использовать битумно-минеральные на не гниющих основах (стекловолокнистых или полиэфирных) – гидростеклоизол, бирепласт. Наконец, в начале 1990-х годов в практику вошли так называемые битумно-полимерные «мембраны» («Айситекс» и др.).



Вопрос конкуренции



По данным Росстата, в России на 68 предприятиях кровельной промышленности производят более 500 млн кв. м мягких кровель всех названных типов. Причем из 96 торговых марок 88 – это материалы последних поколений – битумно-минеральные на не гниющих основах и битумно-полимерные. В последние три года рост производства мягких кровельных материалов достиг степени насыщения рынка. Дефицит, характерный для отрасли в 1990-х и начале 2000-х годов, исчез. Более того, сейчас, по мнению многих экспертов, предложение превышает спрос.

В натуральном выражении доля битумно-полимерных материалов повысилась до 15–20%, а рубероида остановилась на уровне 55–60%. Одной из тенденций рынка специалисты считают уменьшение доли рубероидов и пергаминов, стабилизацию потребления и выпуска материалов II и III поколений и рост доли битумно-полимерных кровель.

Существенно вырос рынок «псевдомембран» (битумно-полимерный низкомодифицированный материал). Он содержит меньше модификатора, и в результате инверсия фаз не происходит.

Быстрее технологий изменяются цены. Продолжается, и даже с ускорением, рост цен на все виды битумных кровельных материалов в связи с резким удорожанием основного сырья – битума.

Такова реакция на общемировое повышение цен на нефть и нефтепродукты.

Принципиально новых кровельных рулонных битумных материалов в последнее время не появилось. В основном происходит презентация псевдоновинок, т. е. уже существующих изделий под новыми торговыми марками.



Ведущие производители мягкой кровли разных поколений – компания «ТехноНИКОЛЬ», завод «Изофлекс», ЗАО «Оргкровля», ЗАО «Рязанский КРЗ», группа компаний «Ай-Си-Ти», ЗАО «Мягкая кровля» и ЗАО «Полимеркровля».



Разница подходов



Несмотря на сближение российского и зарубежного рынков мягких кровельных материалов (МКМ), есть и существенные различия.

В РФ самая популярная основа для производства МКМ – стеклоткань (около 40–50%); на Западе стеклоткань для этих целей вообще не используется, только стеклохолст и полиэфирные волокна (полиэстер).



На стеклоткань, стеклохолст или полиэстер наносится битумно-полимерное вяжущее вещество, поверхность защищается мелким песком или полимерной пленкой. Используется технология модификации битума полимером СБС и АПП. С первыми битумы более эластичны, со вторыми жестки и более теплостойки (до +155°С). При этом особую роль играет качество перемешивания битума с полимером до неразделимой смеси.

Разными климатическими условиями объясняется применение атактического полипропилена (АПП) как основного модификатора в производстве битумно-полимерных материалов за рубежом и стиролбутадиенстирола (СБС) в России. Также западные марки битума более насыщены масляными или мальтеновыми фракциями, чем отечественные, в основном асфальтеновые.



Российский рынок кровельных материалов отличает высокая степень монополизации. Так, по оценкам экспертов, группа «ТехноНИКОЛЬ» (входит в первую пятерку крупнейших европейских компаний по производству гидроизоляционных и кровельных материалов на основе битума) контролирует до 80% рынка. Как следствие этого, происходит снижение качества поставляемой продукции, качества сервиса и ничем не сдерживаемый рост цен.



Запросы рынка



– В отличие от прошлых лет, когда предприятия выпускали преимущественно кровли общего назначения, сегодня перед производителями стоит задача удовлетворить запросы разных категорий потребителей, – поясняет представитель службы маркетинга компании «ТехноНИКОЛЬ» Виктория Криворучко. – Одни материалы предназначены для устройства «зеленых» кровель с растительностью, другие – для повышения пожарной безопасности, третьи укладывают на сплошное деревянное основание и т. д.

Задача, стоящая перед производителем, – сэкономить время и средства клиента. Так, сформированная на базе полимерной мембраны полноценная кровельная система (пароизолирующая пленка, каменная вата, экструдированный пенополистирол и крепление) гораздо легче наплавляемой кровли и значительно быстрее укладывается по профлисту, который служит основанием.

Или мягкая кровля с технологией микропрофилирования нижней поверхности MPS (micro profile system), которая обеспечивает быстрый расплав защитной пленки, мгновенный прогрев на глубину профиля. За счет этого на 25–30% сокращается время производства работ и на 20–30% достигается экономия газа.



Виктор Малков



Количество показов: 368


^ Наверх