Сделай сам


04.07.2008

По мнению экспертов, строительный рынок сегодня четко структурирован на очень крупные и средние компании. Но это не мешает участникам рынка совершенствовать деятельность: открывать новые предприятия, иногда уникальные в своей деятельности, вести процесс интеграции.


Судьбоносные решения



Создание своего предприятия – перспектива во многом затратная. Даже имея беспроигрышную идею, важно уметь ее реализовать: нужны производственная база, инвестиции на оснащение и внедрение новой продукции, затраты на сертификацию, необходимы, наконец, дефицитные кадры. Почему же подрядные компании берутся развивать свое производство?

– Сегодня петербургский строительный рынок четко структурирован на очень крупные и более мелкие компании, – говорит директор департамента инвестиционных проектов аудиторско-экспертной компании «Балт-Аудит-Эксперт» Алексей Калашников. – К первым относятся 20–30 компаний, как правило, вертикально интегрированных. Вторые с помощью рыночных рычагов постепенно вытеснены в сферу субподряда. Разумеется, у них есть свобода движения и перспектива совершенствования, но только в своем рыночном сегменте. Диверсификация с открытием новых предприятий на рынке возможна для мелких и средних компаний. Но предел роста на рынке положен, они вряд ли смогут набрать достаточные обороты. Даже если возьмутся за производство кирпича, не будут охватывать слишком большой сегмент рынка.

Тем не менее, по словам директора компании «Макон» Олега Мельника, подавляющее большинство компаний идут на открытие собственных предприятий.

Причины открытия могут быть разными и, по словам профессора СПб ГАСУ, доктора экономических наук Юрия Панибратова, определяются исключительно рыночными условиями.



Веские причины



Некоторые из недавно появившихся предприятий создавались с нуля, реагируя на незаполненность какого-либо рынка.

Так, ЗАО «ЭФЭСк», одна из ведущих организаций по строительству электросетевых объектов на Северо-Западе, использует продукцию своих предприятий. Это завод по изготовлению деревянных пропитанных опор, а также недавно введенное в строй производство металлоконструкций проектной мощностью 800 тонн. Таким образом, компания сможет предложить полный цикл работ по проектированию, производству и монтажу металлоконструкций и снизить себестоимость строительства. Причина создания предприятия – 70%-й рост спроса на металлоконструкции и реализация программы развития электроэнергетики Петербурга.

– Мы одними из первых вышли на рынок с идеей создания любых фасадов под ключ из одних рук. Поэтому приняли решение об организации собственного производства с самого начала существования компании «Макон», – поясняет Олег Мельник. – Во-первых, пять лет назад выпуск стеклоалюминиевых конструкций был практически свободной нишей. Во-вторых, выход на рынок без производства для молодой компании с экономической точки зрения был проблематичен. Некоторыми видами бизнеса приходилось заниматься, чтобы обеспечить деятельность уже имевшихся предприятий. Например, завод строительных материалов «Эталон» – кирпичное производство холдинга ЛенСпецСМУ, созданный на базе «Нового Завода», за десять лет из умирающего предприятия вышел в лидеры кирпичного производства.

Еще одна причина – цены на стройматериалы и расходы на персонал, которые растут быстрее, чем цены на конечный продукт. Появляется необходимость оптимизировать бизнес-процессы. НПФ «Строй-Сервис ЛТД» создает производство на основе австрийской технологии сборных домов, чтобы обеспечить конструкциями строящийся коттеджный поселок.

– Первые дома строились целиком из импортных материалов, – рассказывает генеральный директор «Строй-Сервис ЛТД» Александр Гребенников. – Теперь начнем делать некоторые конструкции сами, чтобы уменьшить затраты на транспортировку и таможенное оформление.

Есть предприятия, которые идут по пути создания принципиально новых для рынка продуктов. Компания «Кондиционер-сервис» пять лет назад приступила к выпуску систем местной вытяжной вентиляции, хотя этот специфический рынок уже был поделен между компаниями «Экоюрус-Венто» и «Совплим». По словам генерального директора «Кондиционер-сервис» Сергея Кондрашова, конструкторам удалось создать системы, которые выгодно отличаются по эргономическим параметрам, и тем самым потеснить конкурентов. Кроме того, на производстве разрабатываются по заказам Росатома, Минобороны и Газпрома и выпускаются «штучные» продукты: устройства для удаления выхлопных газов с температурой около 100°С в объеме 20 тыс. кубометров; фильтр для очистки воздуха от урановой пыли; агрегат, совмещающий сварочную колонну, вытяжное устройство и фильтр и другие.



Стартовый капитал



Проблему стартового капитала для открытия производства все решают по-разному, но преимущественно собственными деньгами, рассчитывая на высокую рентабельность предприятия.

– Общий объем строительства составит примерно 150 домов или 25–30 тыс. кв. м жилья. Приблизительная окупаемость проекта – года четыре, хотя из-за роста цен ее определить трудно, – говорит Александр Гребенников. – В Австрии арматура и бетон стоят сегодня в два раза дешевле. Да и оборудование само в поле не поставить: надо строить производственные корпуса, котельную, прокладывать наружные сети. По стоимости оборудование занимает едва ли не половину проекта.

По словам финансового директора ПСК «Пулково» Владимира Гоменюка, на первых этапах развития компания использовала собственные средства, кредиты и лизинг, но в целях снижения затрат отказалась от лизинговых схем и начала более активно использовать кредиты европейских банков под гарантии отечественных банков.

– Сегодня современные финансовые механизмы не слишком способствуют развитию собственных производств компаниями среднего и мелкого бизнеса, – считает Владимир Гоменюк. – Кредиты требуют обеспечения, процентные ставки существенные. Но главное, в этом не заинтересовано государство, нет налоговых механизмов стимулирования развития мелкого и среднего бизнеса. Для монополистов есть льготы по использованию прибыли в развитие собственных производств, для всех остальных участников рынка послаблений нет – ни в части использования собственной прибыли на развитие производства и технологий, ни в части уплаты налогов, ни в части приобретения оборудования и технологий.

В Европе давно существуют экспортные бюро, которые поддерживают местных экспортеров продукции и услуг. В России, отправив продукцию на экспорт, месяцами не можешь получить НДС обратно, только суд в этом деле помощник предприятию. Государство не заботится о будущем дне производителя, ему нужны только налоги и притом сегодня и любой ценой.



Продукция для рынка



По каким бы причинам ни создавалось производство, ни одна из компаний не является эксклюзивным потребителем своей продукции.

Например, наличие кирпичного производства в ЛенСпецСМУ оправданно, предприятие не только покрывает потребности холдинга, но и продает свою продукцию другим застройщикам. По словам генерального директора завода Василия Гладкого, если холдинг сначала использовал 25–30% выпускаемой продукции, то сегодня эта доля достигает 50–60%.

«Трест-Бетон» создавался чуть больше года назад для собственных нужд ЗАО «Строительный трест», но уже сегодня занимает 2% рынка Северо-Запада и реализует продукцию сторонним организациям.

По мнению Александра Гребенникова, производство никогда не создается только под свои нужды, хотя на первом этапе ориентируется на уже имеющегося покупателя, то есть на саму компанию.

– Производить подсистему интересно, когда ты ее реализуешь другим компаниям и в огромных количествах, гораздо больших, чем свои потребности, – поясняет Олег Мельник. – И мы продаем свою продукцию другим фасадным компаниям, а они нам – свои конструкции, если возникает необходимость.

– Соотношение продаваемой и используемой продукции зависит от работы монтажного и проектного отделов компании, – говорит начальник отдела маркетинга компании «Интерхолод» Виктор Кошелев, где с 2003 г. действует производство воздуховодов и фасонных частей, как гостированных, так и исполняемых под заказ. – Если подрядных договоров немного, то соотношение составляет примерно 50/50, если они в избытке, мы сами заполняем мощности предприятия и даже используем складской запас.



Выигрыши или проблемы?



Среди преимуществ, которые компания приобретает, создавая собственные предприятия, на первом месте чаще называют снижение себестоимости, на втором – фактор времени.

– Создание нескольких центров прибыли, имеющих различную сезонность, оборот и капиталоемкость, позволяет компании не только достичь определенной стабильности, финансовой независимости, снижения себестоимости, повышения мобильности, но и минимизировать риски, – говорит Владимир Гоменюк. – Но диверсификация компании – будь то расширение сферы деятельности путем открытия новых производств или приобретение холдингом дочерних структур различных профилей – явление обоюдоострое. И в каждом конкретном случае руководство, выбирая направления развития, должно рассматривать как позитивные, так и негативные последствия.



– Организовать свое предприятие – это большой героизм, – уверен Виктор Кошелев. – Но, даже если прибыль поначалу не компенсирует затраты, производство дает компании независимость от поставщиков. Кроме того, производство – это более «быстрые» оборотные средства, чем подрядные работы.



– Собственное производство быстрее и более гибко реагирует на запросы компании, – соглашается Олег Мельник. – В целом производство строительных материалов гораздо более рентабельный бизнес, чем строительство, если только ты не девелопер.



А вот среди существующих проблем лидирует дефицит кадров.

– Кадровый вопрос – один из наиболее важных и значимых, – полагает Владимир Гоменюк. – Грамотных специалистов даже на питерском рынке труда не так уж много, поэтому компании необходимо вести сбалансированную политику в области найма специалистов и управленцев: подготовка и развитие внутреннего управленческого резерва сочетается с наймом профессионалов извне. Мы активно работаем с рекрутинговыми агентствами, разработана система корпоративной подготовки менеджеров в компании. Для каждого уровня менеджмента компании существует своя программа обучения. При повышении сотрудника в должности проводится обязательное обучение работе на следующей ступени и аттестация. Как активно развивающаяся компания, мы постоянно выходим на новый, более высокий уровень управления, поэтому нам необходимы – и мы можем себе это позволить – профессионалы узкой специализации.

– Я исповедую простой принцип – если можно купить оборудование и сократить количество рабочих, я обязательно это сделаю, – признается Александр Гребенников.

Тем не менее и он, и многие другие руководители активно используют легальный труд иностранных рабочих. На заводе «Эталон» планируют привлекать квалифицированных специалистов из ближайших регионов и начать строить для них жилье на территории предприятия.



Татьяна Рейтер



Количество показов: 222


^ Наверх