В поисках лучшего


05.07.2008

Повышение качества и срока службы промышленных полов – одна из актуальных задач для производителей материалов и работ. Возрастающие требования, предъявляемые к современным производственным объектам, обуславливают необходимость устройства прочных полов с повышенной стойкостью к различного вида воздействиям.


Сейчас на российском рынке представлены материалы для устройства полов более 50 производителей, причем 20 из них занимают большую долю рынка. Активно продвигают свою продукцию зарубежные производители – польские, немецкие, финские, турецкие. Из отечественных производителей хорошо известны «Стратус-Про», «Ингри», «Теохим».



Промышленный пол – одна из наиболее важных составляющих частей зданий промышленных предприятий, которая принимает на себя основную нагрузку при эксплуатации. Стойкость к воздействию агрессивных химических соединений, высокие механические характеристики, технологичность, а также повышенные гигиенические и эстетические свойства – требования, которые обычно предъявляются к полам этого типа.



Свойства бетона, который лежит в основе промышленного пола, могут значительно изменяться за счет армирования, уплотнения, добавления различных химических добавок. При всех своих преимуществах бетон обладает еще и такими

качествами, как низкая прочность на растяжение и пористость. Устранить эти недостатки можно двумя принципиально различными способами: за счет модификации поверхностного слоя бетона путем заполнения пор химически стойким и прочным материалом и за счет нанесения покрытия поверх бетона, защищающего его от агрессивных факторов.



Выбор из существующих вариантов определяется требованиями заказчика и особенностями помещения: соответствием эксплуатационным требованиям, сроком эксплуатации, стоимостью и т. д.



– В первую очередь тип покрытия определяется условиями эксплуатации, –

поясняет директор компании TNP Group Роман Юшко. – Сейчас на рынке представлены несколько видов покрытий, которые применяются в зависимости от интенсивности механических и динамических нагрузок (пешеходный трафик, ударные нагрузки, работа спецтехники, вибрация от установленного оборудования и т. д.).

Так, например, покрытия в места общественного, социального и коммерческого назначения чаще всего рассчитаны на легкую нагрузку (пешеходы, тележки на колесиках). Средней считается нагрузка в некоторых производственных зонах – где, например, применяются погрузчики грузоподъемностью до 2 тонн. Тяжелые нагрузки подразумевают интенсивное движение, использование тяжелой техники.

Интенсивность динамических и механических нагрузок – один из важнейших факторов при выборе покрытия. Не учтя который, очень скоро заказчик может столкнуться с необходимостью проведения ремонта и, соответственно, остановки технологического процесса. При недостаточной прочности покрытия в нем образуются трещины, которые, раз появившись, увеличиваются в геометрической прогрессии, страдает эстетика помещения, может начаться разрушение бетонного основания и т. п.

Кроме того, в некоторых случаях устройство прочного пола подразумевает создание покрытия, устойчивого к воздействию агрессивной среды (масел, нефтепродуктов, кислот). Обычный бетон от воздействия таких жидкостей быстро разрушается.



Сегодня на рынке промышленных покрытий существует множество различных технологий и материалов. Однако наиболее востребованными являются упрочнение верхнего слоя бетона топпингом и наливные полимерные покрытия.

Сухой упрочнитель бетона (топпинг) – это сухая смесь на основе гидравлических вяжущих, содержащая цемент, модифицированные добавки и функциональные заполнители, в качестве которых применяются кварцевый песок, корунд и другие.

Применение упрочнителей обеспечивает повышение прочности, износостойкости и ударостойкости бетонного пола в несколько раз, а также обеспечивает кратковременную устойчивость к воздействию масел и нефтепродуктов. Топпинги удобны в работе и позволяют получить готовое покрытие за один рабочий цикл. Они оптимальны при устройстве полов на объектах, где пол испытывает высокие статические и динамические нагрузки: производственные цеха, склады, торговые залы, подсобные помещения и т. п.



– Топпинги часто используются при устройстве полов во многих гипермаркетах и заводах как вариант прочных, хорошо выглядящих покрытий, – поясняет Роман Юшко. Основные преимущества упрочнителей – сроки изготовления и доступная цена. Среди недостатков – необходимость применения одновременно с укладкой бетонной плиты, поэтому они, как правило, используются на новых объектах, а также неремонтопригодность.

Основная сложность работы с упрочнителем – большая зависимость покрытия от основания. Технологии укладки

и требования к качеству бетона очень часто нарушаются, поэтому применение топпингов на некачественное основание не дает ожидаемого эффекта.



– Более прочное покрытие обеспечивают полимерные покрытия, – рассказывает руководитель региональных продаж компании «Стратус-Про» Игорь Нестеров. – Они устойчивы к абразивному износу и высоким механическим нагрузкам и отличаются антистатичностью, химической стойкостью и гигиеничностью. Кроме того, они просты в ремонте, имеют низкую стоимость эксплуатации, а также долговечны (в среднем срок службы полимерных полов составляет 10–15 лет).

Тонкослойные полимерные покрытия и пропитки отлично защищают от пыли, воздействия воды и агрессивных сред. Однако они не приспособлены к высоким механическим нагрузкам.

Высоконаполненные системы обладают большой ударной вязкостью и сопротивлением абразивному истиранию. При этом являются самым дорогим способом устройства промышленных полов и отличаются сложной технологией выполнения работ.



Как и топпинги, полимерное покрытие требует основания из качественного бетона и соблюдения технологий его укладки. Но несоблюдение этих требований не сказывается на качестве полимерного покрытия, оно влияет только на срок службы. Если бетон хороший, то покрытие прослужит долго, если плохой – срок эксплуатации сокращается, поскольку основание будет разрушаться.

Однако полимерное покрытие легко ремонтируется. Если топпинг быстро разрушается при сильных механических нагрузках и при этом неремонтопригоден, то полимерное покрытие намного устойчивее и разрушенный участок легко восстанавливается.



– Одна из наиболее популярных полимерных систем – это тонкослойные покрытия на эпоксидной основе, – уверен Роман Юшко. – В первую очередь это объясняется сочетанием доступной цены и техническими характеристиками (беспыльностью, прочностью, эстетичным видом). Они, несомненно, прочные, но не выдерживают сильных механических нагрузок – их имеет смысл применять только при легкой или средней нагрузке. При более высоких требованиях к прочности и устойчивости к истиранию имеет смысл применять высоконаполненные системы, которые обладают большой ударной вязкостью и сопротивлением абразивному истиранию. Но при этом они являются самым дорогим способом устройства промышленных полов и отличаются сложной технологией выполнения работ.

Разница в цене между тонкослойными и толстослойными покрытиями может составлять от 1,7 до 3 раз.



В частности, стоимость материала для устройства одного квадратного метра в среднем по рынку составляет:

• Тонкослойные покрытия (с учетом нанесения двух слоев) – от 50 руб. (старых советских производителей) до 200 руб. (зарубежного производства).

• Наливные полимерные системы толщиной 2 мм – от 200 до 800 руб. и выше. Но в среднем по рынку чаще всего устройство 2 мм наливного пола обходится в 300–400 руб.



По оценке специалистов, 90% работ по укладке напольного покрытия, будь то полимерная система или топпинг, связаны с подготовкой бетонного основания. Однако следующий этап – устройство финишного напольного покрытия – значительно различается по цене. Но если в данном случае топпинг обойдется дешевле примерно в 2–3 раза, то в части эксплуатационных расходов он значительно дороже.



– Все материалы для устройства полов, представленные на отечественном рынке, можно условно разделить на три ценовые группы: экономкласс (дешевая продукция с нестабильным качеством), средний уровень (выпускается по зарубежным технологиям) и «премиум» (соответствует европейскому стандарту покрытий, в производстве используются в основном импортные компоненты), – объясняет Игорь Нестеров. – Наибольшим спросом пользуется средняя ценовая группа, обеспечивающая достаточно высокое качество по приемлемой цене.



Сейчас на российском рынке представлены материалы для устройства полов более 50 производителей, причем 20 из них занимают большую долю рынка. Активно продвигают свою продукцию зарубежные производители – польские, немецкие, финские, турецкие. Из отечественных производителей хорошо известны «Стратус-Про», «Ингри», «Теохим».



– Еще год-два назад большую долю рынка материалов для устройства полов занимала продукция отечественных производителей, – вспоминает Игорь Нестеров. – Сейчас им принадлежит около половины рынка. Причина такого перераспределения заключается в том, что продукция многих производителей уступала материалам зарубежного производства. Спрос сократился, даже несмотря на более низкую цену, в пользу более качественных систем.



– Сегмент промышленного строительства достаточно консервативен, – отмечает Роман Юшко. – Поэтому новая продукция выводится не слишком часто. Примерно раз в полгода можно услышать о появлении напольного покрытия с какой-то новой интересной характеристикой.

Так, например, новинкой, появившейся на рынке, может являться покрытие для пола по влажной поверхности, не требующее грунтования. Но такие разработки нечасто находят большое применение. Большинство игроков рынка консервативны, сторонники использования годами проверенных технологий и материалов, работы по отработанному технологическому циклу. Поэтому новинки начнут широко применяться только тогда, когда рынок будет к этому готов.



– Европейские производители настолько усовершенствовали производство полимерных систем, что уже сложно придумать что-то новое, – уверен Игорь Нестеров. – Поэтому нововведения касаются в основном удешевления продукции. В первую очередь это касается российского рынка.



Подготовила Славяна Румянцева



Количество показов: 282


^ Наверх