Качество воздуха. Приоритеты решений власти


20.06.2008

Сегодня целый ряд мер в градостроительной политике Санкт-Петербурга – таких как вывод промышленности из центра, реконструкция дорожной сети – предполагает не только экономический, но и экологический эффект.

Сегодня его можно просчитать и смоделировать на основе точных данных и современных технологий.

Как это происходит и как влияют градостроительные решения на качество атмосферного воздуха?
Об этом наш разговор с начальником Управления государственного регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга Иваном Александровичем Серебрицким.

– Что представляет собой система экологического мониторинга атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге и как она развивается?
– Сегодня в Санкт-Петербурге под эгидой Комитета по природопользованию ведется восемь видов экологического мониторинга. Мониторинг атмосферного воздуха – одна из двух полностью автоматизированных систем, которая развивается с 1997 года. Она включает 19 стационарных павильонных станций, расположенных в 16 административных районах города. Также сюда входят две передвижные лаборатории, которые работают на утвержденных маршрутах там, где нет стационарных постов. За каждой из лабораторий закреплены точки, которые она проходит с определенной периодичностью.

В прошлом году мы построили две новых станции. Одна из них расположена на территории университета МВД и закрывает южное направление, еще одна поставлена на улице Ольги Форш и закрывает северо-запад Петербурга. Сейчас идут работы по определению места для установки двух последних – 20-й и 21-й – станций. По-видимому, это будут Петродворцовый и Пушкинский районы. Расположение станций определяется исходя из рекомендаций Главной государственной геофизической обсерватории им. Воейкова, которая выполняла для нас генеральную схему размещения станций. Репрезентативность станций, в соответствии с нашими нормативными актами и российскими стандартами, сохраняется в радиусе 300 м. Полная картина составляется с помощью расчетов – это общепринятая мировая практика.

В 2004–2008 годах увеличилось количество веществ, измеряемых системой мониторинга: с 10 до 18 компонентов. Толчком для этого послужили комплексные работы, выполненные ВНИИМ им. Д. И. Менделеева по заказу комитета, в рамках которых был изучен весь спектр загрязняющих веществ в воздухе мегаполиса и определены приоритетные загрязнители.

В течение 2007 года станции выполнили более 1,5 миллионов измерений – количество, которое вручную не обработать. Поэтому важной частью общей системы является система обработки информации. Она включает программно-аппаратную часть, расчетные методики, методики обработки данных и метрологический контроль за измерениями и оборудованием. Думаю, ни один город России не обладает таким полным комплектом методик, прошедших экологическую экспертизу, согласованных Росгидрометом и ВНИИМ им. Д. И. Менделеева. На сегодняшний день он полностью соответствует европейскому уровню, что подтверждается финскими коллегами.

– Кто управляет системой?
– На базе специально уполномоченной правительством города эксплуатирующей организации – ГГУП «Специализированная фирма «Минерал» – существует подразделение, которое занимается исключительно вопросами мониторинга атмосферного воздуха. Там же расположены серверы, на которые каждые 20 минут поступает информация со станций, 72 измерения по каждому компоненту в сутки. Здесь проводится первичный входной анализ информации. Далее она поступает в комитет, сектор экологического мониторинга. Там специалисты после обработки полученных данных готовят еженедельные, ежемесячные, годовые, а в случае нестандартных ситуаций – ежедневные справки о состоянии атмосферного воздуха.

– Можно ли отследить тенденции по загрязнению воздуха за последние 3–5 лет?
– И даже больше. Начиная с 2001 года, когда наша система стала более или менее развернутой, можно отследить изменение качества воздуха по основным компонентам.
Главными загрязняющими компонентами являются диоксид азота, оксид азота – они содержатся в выхлопах автомобилей. А также диоксид серы и оксид азота, за которые «отвечают» промышленность и энергетика. Основная тенденция – рост диоксида азота. В 2007 году уровень достиг 1,3 ПДК.
По всем остальным видам загрязнений Петербург не превысил предельно допустимых концентраций. По оксиду азота – 0,7 ПДК, по оксиду углерода – 0,2, по диоксиду серы – 0,4, по пылевзвешенным веществам – 0,4. Так что ситуация вполне приличная. То же самое независимо от нас утверждает Росгидромет. Их подразделение – ГГО им. Воейкова – ежегодно готовит список наиболее неблагополучных с точки зрения состояния атмосферного воздуха городов.

– Вывод промышленных объектов за пределы города существенно повлияет на качество воздуха?
– Думаю, нет. За 80% выбросов сегодня отвечает автотранспорт, всего 20% дают промышленность и теплоэнергетика. Кроме того, многие предприятия реконструируются, при этом внедряются зарубежные производственные линии и технологии, в которых более высокие экологические требования закладываются изначально. По данным Комитета государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за 2007 год выбросы от стационарных источников составили 45,9 тыс. тонн, что на 13,1% меньше, чем в предыдущем году.
По отношению к 2006 году валовой выброс от автотранспорта вырос на 6,6%. Хотя если учесть, что за тот же период количество автотранспорта в Петербурге увеличилось на 131 492 единицы, можно было ожидать худшего.

Качество автомобильного парка меняется в лучшую сторону, причем быстрее, чем мы прогнозировали.

– Есть примеры, когда реконструкция улично-дорожной сети привела к снижению экологической нагрузки?
– Да. Последние три года наш комитет готовит экологический баланс. Мы используем геоинформационные системы, которые позволяют на базе измеренных данных провести анализ территории по загрязненности, а также с высокой долей достоверности вычислить, какой это процент от территории города в целом.

В 2006 году, когда мы делали первый баланс, то проанализировали в соответствии с ним перечень приоритетных мероприятий по строительству и реконструкции объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга на 2004–2008 годах. В результате из 120 мероприятий было выбрано 8 приоритетных, и по решению губернатора они были профинансированы в первоочередном порядке в объеме 2 млрд руб. Для 150 тыс. жителей нашего города было существенно улучшено качество воздушной среды в районе проживания.

Ведется реконструкция участка Приморского шоссе от станции метро «Черная речка» до Туристской улицы. Ранее здесь наблюдалось значительное превышение ПДК по диоксиду азота, захватывающее большую территорию. Предполагаем, что после реконструкции превышение ПДК будет фиксироваться точечно, в основном на перекрестках. Площадь загрязнения значительно сократилась. Еще пример – Краснопутиловская улица в районе автомобильного переезда через железнодорожные пути. В результате работ уровень загрязнения в пределах одной ПДК. Наибольшей отдачи ждем, конечно, от КАД и Западного скоростного диаметра. Последний должен избавить город от транзита 400 000 грузовых машин в год.

Также мы промоделировали ситуацию с центром города, охватив Васильевский остров, Петроградскую сторону, Центральный и Адмиралтейский районы. Нас интересовало, что будет, если ограничить въезд в центр города машин с выбросами не ниже стандарта ЕВРО-2 (российский аналог стандарта – транспорт экологического класса 2). Сегодня площадь с уровнем хронического загрязнения NO2 выше 1 ПДК составляет 87,6% от рассматриваемой территории (64,5 км2). После введения ограничений по въезду транспорта выше ЕВРО-2 площадь с уровнем хронического загрязнения NO2 выше 1 ПДК сократится до 16,5 км2 , или 25,7%.
В мегаполисе трудно добиться лучшей картины, даже если совсем запретить въезд транспорта в центр.

Наталья Андропова

Количество показов: 726

Новости партнеров:

Загрузка...
RedTram

Жилой комплекс на Большевиков
^ Наверх
/js/script.js">