Удержаться на плаву


24.11.2008

Для большинства предприятий стройиндустрии возможность пережить кризис заключается в пересмотре долгосрочных стратегий и удержании ведущих специалистов на производстве.


Участники круглого стола:
Александр Шилов, вице-президент Группы компаний СЗНК
Виталий Бегарь, генеральный директор ООО «УК «ОПТИХОЛДИНГ», председатель подкомитета по деревообработке и домостроению ТПП РФ, исполнительный директор АДД, к. т. н.
Игорь Польников, генеральный директор ООО «Управляющая компания «Титан-Ресурс»
Иван Сухарев, заместитель генерального директора ООО «Кировский домостроительный комбинат»

– Вы ощущали приближение кризисных явлений и насколько были готовы к их проявлениям?

А. Шилов:
– Замедление роста бетонного рынка мы зафиксировали в конце августа, когда рынок не отреагировал на начало строительного сезона традиционным повышением спроса. Ежегодный прирост рынка в последние 5 лет составлял 20% и более, на 2008 г. прогнозировался рост 12–15%, но по итогам года составит около 7%. Замедление связано прежде всего со снижением платежеспособности рынка. Самое заметное падение спроса на бетон зафиксировано в сегменте жилищного строительства.
На рынке нерудных материалов спрос был аналогичным показателям прошлого сезона – к ноябрю наше нерудное направление поставило около 1,7 млн куб. м нерудных материалов.

В. Бегарь:
– Аналитики предсказывали кризис еще в апреле 2008 года. Несмотря на то, что весной это сообщение многими воспринималось как утка, мы провели детальный анализ потенциала нашей компании и выработали гибкую схему дальнейшего развития, которая так или иначе будет работать вне зависимости от внешних условий.

И. Сухарев:
– Всё началось с кризиса неплатежей. Уже в конце лета у дорожных строителей начались проблемы с перекредитованием, и они стали затягивать сроки оплаты. Тогда мы начали более скрупулезно работать с дебиторской задолженностью. С другой стороны, поставщики инертных материалов, понимая, что дальше будет еще хуже, начали давить на нас. Сложилась сложная финансовая ситуация.

И. Польников:
– Понимая, что ситуация на финансовом рынке обостряется, и предвидя еще большее ее осложнение, мы бросили все силы на оптимизацию затрат и повышение эффективности в каждом из направлений. Сейчас нет компаний на строительном рынке, которые бы не ощущали влияния кризиса. Он повлиял на всех – на кого-то больше, на кого-то меньше.

– Ощущаете ли вы влияние экономического спада, в чем его проявления для вашего бизнеса? Пришлось ли вам перестраивать работу компании?

А. Шилов:
– Мы наблюдаем не спад, а замедление роста. Главные проблемы, с которыми сталкивается рынок базовых стройматериалов сегодня, – это, во-первых, снижение платежеспособного спроса, во-вторых, отказ банков в кредитовании отрасли. Это общие проблемы для всех компаний. Поэтому основная задача – задействовать внутренние резервы ликвидности.
В октябре мы провели частичную реструктуризацию наших компаний, которую готовили с лета. Все подразделения Группы СЗНК, действующие в Санкт-Петербурге, теперь находятся в одном офисе.
Если раньше в каждой компании были свои сервисные службы: ИТ, маркетинг, финансы, юристы, управление персоналом, – то теперь эти подразделения объединились. Также мы централизовали функции казначейства и финансового контроля. Это сделано для того, чтобы усилить контроль над бизнесами, иметь возможность эффективно перераспределять резервы и ресурсы внутри Группы компаний, ускорить принятие решений и снизить административные издержки.
На 2009 год разработаны три сценария бюджета – от оптимистического к пессимистическому. За основу принят пессимистический вариант развития событий. Ежеквартально бюджет будет корректироваться исходя из текущей ситуации. Так, к марту 2009 г. у нас будет более точное представление о том, каким будет строительный сезон-2009. Исходя из этого, возможны уточнения в бюджете.

И. Сухарев:
– Самым главным на сегодняшний день мне кажется даже не финансовый кризис, хотя его размеры глобальны, а кризис доверия, набирающий всё большие обороты в цепочке производитель – строитель – покупатель – банк. Доверительные отношения, создававшиеся годами, рушатся на глазах. Каким бы надежным ни был покупатель, у него могут возникнуть серьезные проблемы с проводкой платежей через банк. Какой бы положительный имидж ни имела раньше компания, никто не может предсказать, как она поведет себя в сложных экономических условиях. Ну и конечно, банковская сфера…
Это сильно ударило по нам, как по поставщикам, потому что налаженные финансовые схемы перестали работать. Если раньше покупатель платил по срокам, указанным в договоре, то сегодня таких исправных плательщиков становится всё меньше и меньше.
Мы пытаемся контролировать ситуацию, принимая превентивные меры, то есть заранее снижаем внутренние издержки. Пока до сокращения персонала дело не дошло.

И. Польников:
– Сейчас обострилась конкуренция на всех рынках, круг платежеспособных клиентов сузился, дебиторская задолженность резко выросла. Но мы предвидели такую ситуацию и можем с уверенностью сказать, что справимся с ней. Нам пришлось принимать ряд оперативных мер, но в целом оптимизация деятельности – это, скорее, наш стиль работы. Поскольку в группу за достаточно короткий срок влилось несколько компаний, мы постоянно находились в состоянии оптимизации, реорганизации и повышения эффективности.

– Как вы оцениваете последствия финансового кризиса в вашей отрасли? Если кризис будет развиваться дальше, к чему он может привести?

А. Шилов:
– Делать прогнозы сейчас не возьмется ни один аналитик. Как раз высокая степень неопределенности и есть, может быть, самое сложное в нынешнем кризисе. Строительная отрасль – одна из базисных в экономике наряду с сырьевыми отраслями, транспортом и торговлей. Поэтому крах строительного рынка мы не прогнозируем.
Проблема в том, что падение спроса на жилье и, как следствие, на стройматериалы обусловлено не снижением потребности в жилье и стройматериалах (дефицит жилья сохраняется), а платежеспособным спросом. Когда рынок восстановится, отложенный спрос вернется в виде острого дефицита недвижимости и стройматериалов. А дефицит всегда приводит к росту цен.

В. Бегарь:
– Прежде всего, что не может не радовать, уйдут непрофессионалы. Плохие строители, недобросовестные поставщики. Те компании, которые не потрудились, разрабатывая свои проекты (на растущем рынке нет нужды тратиться на глупости, покупатель и так всё проглотит), тоже имеют шансы получить проблемы с реализацией. Кризис затронет компании с большим объемом кредитов. Велика вероятность того, что перекредитованным проектам придется закрыться.

И. Сухарев:
– Большинство строителей используют долгосрочные кредиты, в некоторых банках кредитная ставка уже превышает реальную рентабельность производства. То есть условия предоставления кредитов заведомо делают производство стройматериалов убыточным. Это значит, что они начнут уходить с рынка или диверсифицироваться.
Всё зависит от «угла падения» рынка. Если правительство удержит сегодняшнее плавное снижение, то мы ощутим дно осенью следующего года. Если произойдет резкое падение курса рубля, то уже к марту производители строительных материалов окажутся в очень тяжелом положении. Правда, потом начнется какое-то движение вверх. Но проблема в том, что свернуть производство можно за полгода, но отстроить его заново потребует нескольких лет. Поэтому основная задача на время кризиса – изо всех сил сохранить костяк производственного коллектива, квалифицированных специалистов, формовщиков высокого уровня, которые прошли обучение на высокотехнологическом оборудовании. Выйдя из кризиса, набрать их заново будет очень сложно.

И. Польников:
– Сокращение строящихся объектов сильно скажется на состоянии всей строительной отрасли. Для некоторых компаний это будет смертельно. Многие могут оказаться банкротами. Основной пик банкротств придется на начало весны следующего года. Но в этом есть и положительные стороны.
Кризис – как температура у больного, которая убивает вирусы. Следствием кризиса будет уход с рынка фирм-однодневок, неблагонадежных компаний. Оздоравливающий эффект в будущем положительно скажется на отрасли. Очевидно, что последствием кризиса будет замедление темпов развития строительной отрасли.
Но даже если сейчас всё изменится к лучшему, рынок не сможет быстро набрать прежний темп. Просто остановить любой проект, одним звонком закрыть финансирование, но «раскрутить» проект заново, создать что-либо всегда сложнее. Если говорить
о прогнозах, то их можно будет сделать не раньше марта 2009 года, не сейчас.

– Вносите ли вы коррективы в долгосрочные планы развития компании в связи с развивающимися событиями?

А. Шилов:
– В Группе компаний СЗНК утверждена стратегия развития на пять лет. Наши цели по доле рынка, оборотам и инвестпроектам остаются неизменными. В то же время мы понимаем, что кризис может повлиять на сроки достижения наших стратегических целей.

В. Бегарь:
– Мы оптимизируем наши проекты, подстраиваясь под требования рынка. Улучшаем качество продукции, планируем освоение новых рынков, в том числе и международных.

И. Сухарев:
– Пока долгосрочная стратегия – открытый вопрос: мы не знаем, в какой ситуации окажется рынок в 2009 году, через два года.

Мы формировали стратегию, привязываясь к темпам развития рынка, к планам экономического развития региона. Пока, по некоторым данным, объемы дорожного и гражданского строительства сократятся на 20–30%. Примерно 40–50% коммерческих объектов уже заморожены, в перспективе – снижение объемов строительства в несколько раз.
Мы обязаны пересматривать свою стратегию, если хотим остаться на этом рынке. Для этого есть предприятие, оборудование, специалисты, отлаженная цепочка покупателей и поставщиков. Потери всё равно будут, но главная задача – потерять как можно меньше и постараться оптимизироваться.

И. Польников:
– Конечно, вносим. Я думаю, что сейчас это делают все, кто хочет не просто выжить, но и оставить силы для развития в ближайшем будущем.
Из основных направлений деятельности, связанной с планами развития, это сокращение издержек по всем подразделениям. При этом мы поставили перед собой непростую задачу не просто удержать позиции, занятые за 2008 год, но и увеличить свою долю на профильных для нас рынках. При замирании рынка объемы строительства уже сократились более чем на 60%. Мы готовимся к спаду спроса, но понимаем, что остановить всю строительную отрасль нельзя и на рынке есть более устойчивые к нехватке ликвидности проекты, на которых мы, собственно, и концентрируем наше внимание.

– Что, на ваш взгляд, можно посоветовать компаниям строительного комплекса, что следует делать, чтобы безболезненно пережить кризис?

А. Шилов:
– Мы работаем в сфере базовых строительных материалов. Чтобы минимизировать риски, производители стройматериалов должны сфокусироваться на стабильных сегментах рынка – крупных инфраструктурных проектах, дорожном строительстве, проектах в рамках государственно-частного партнерства. И, конечно, снижать издержки.
Для финансово стабильных компаний кризис – это возможность расширить свою долю рынка за счет производителей, которые уйдут с рынка или потеряют часть клиентов.

В. Бегарь:
– Публикации о кризисе, сокращение спроса, скидки на городские квартиры, акции на загородном рынке приводят к тому, что покупатель, с одной стороны, выжидает – а вот через месяц я куплю этот же дом на 50% дешевле, а с другой стороны, задумывается о том, как не потерять свои сбережения. Та система мотиваций и ценностей покупателя, к которой привыкли все участники рынка, сейчас меняется.
Если раньше одним их первых вопросов покупателя была экологичность дома, то теперь о ней вспоминают в последнюю очередь. Еще летом люди старались внести залог, чтобы «заморозить» стоимость дома, то сейчас мотив постоянного удорожания не работает, все, наоборот, ждут скидок. Площадь дома – этот мотив был интересен раньше, остается таковым и теперь. Становится более понятным вопрос транспортной доступности – в связи с кризисом радикального увеличения автомобилей не будет.
С этими изменениями в сознании покупателя нужно менять и схемы продвижения, структуру предложения, находить те проекты, которые будут сейчас пользоваться спросом. Такая гибкость необходима, ведь кризис – это не только угроза, но и возможность.

И. Сухарев:
– Постараться пережить его с минимальными потерями – потерями персонала
и, главное, партнерских взаимоотношений между участниками рынка. Те, кто доживет до светлых времен, получат основные дивиденды. Малые и средние предприятия сильно поредеют, крупные минимизируются и продолжат вести основные объекты.

И. Польников:
– С изменениями на рынке сейчас просто необходимо менять и собственные взгляды. Ситуация неплатежей требует абсолютно другого подхода ко многим привычным бизнес-процессам. Производителям я рекомендую не брезговать бартерными схемами расчетов и идти навстречу подобным предложениям, основная задача – удерживать запланированные объемы. Ну и в заключение самое главное: больше и лучше работать. Сейчас очень важно – держаться, не забиваться в «ракушку» и не закрывать дверь, как делают многие.

– Способна ли, по вашему мнению, региональная администрация чем-то помочь местному строительному бизнесу?

А. Шилов:
– В условиях рыночной экономики выживание – это, в первую очередь, проблема не государства, а бизнеса. Самая эффективная поддержка от государства – это продолжение и исполнение (финансирование) действующих национальных проектов «Доступное жилье», «Дороги России» и др., текущих инвестиционных проектов, финансируемых правительствами Санкт-Петербурга и Ленобласти совместно с крупным бизнесом.
Речь идет о КАД, порте Усть-Луга, бизнес-зоне на Обводном канале, комплексе защитных сооружений от наводнений, дорогах федерального значения и других знаковых проектах. Эффективным инструментом может стать также увеличение объемов госзаказа в строительстве.
Так государство поддержит платежеспособный спрос на стройматериалы. А это значит, что предприятия отрасли продолжат стабильно работать, отчислять налоги в бюджет, обеспечивать людей работой.
К примеру, только наша Группа за 10 месяцев отчислила в пользу бюджета более 120 млн руб. На наших предприятиях работают более 1100 человек. Отмечу, что один человек, занятый в строительстве, обеспечивает работой еще 10–12 человек, занятых в смежных отраслях. Мы построили наш бизнес с нуля и первые годы развивались только за счет собственных средств. Так что трудности нас не пугают.

В. Бегарь:
– Региональная администрация при желании во многом может помочь: нужны изменения законодательства, налогового, например, налоговые льготы для производителей домокомплектов и материалов для строительства. Очень помогло бы упрощение порядка регистрации построенных домов на земле, оформленной в аренду. Решение проблем транспортной доступности, социальной инфраструктуры пригородов и т. д. Но, если честно, в помощь эту не очень верится, главное, чтобы не мешали.

И. Сухарев:
– Думаю, что ослабление налогового бремени позволит хотя бы немного уменьшить потери, неизбежные в условиях данного кризиса. А вообще любая реальная помощь от государства была бы кстати.

И. Польников:
– Да, способна: она может помочь госзаказом, вместо того чтобы секвестрировать бюджеты. Государственный сектор приобрел беспрецедентную актуальность. Наибольшая ликвидность сейчас именно здесь. В сегодняшней ситуации остановка национальных строительных программ и проектов равносильна катастрофе для строительной отрасли, поэтому региональным администрациям надо внимательней относиться к поставщикам и доверять сложные задачи только высокопрофессиональным компаниям.

Подготовила Татьяна Рейтер

Количество показов: 223


^ Наверх