Бизнес и государственная поддержка


12.03.2009

По мнению большинства экономистов, в период кризиса возрастает роль государства в регулировании экономической системы и поддержке бизнеса. В регионах и на федеральном уровне приняты антикризисные программы, призванные компенсировать экономический спад и снизить уровень рисков, которым подверглись ключевые промышленные предприятия и банки.


Процесс разработки мер государственной поддержки экономики показал, что не все одинаково понимают, какие же действия, в каком объеме и какой последовательности должны предприниматься. Программы, разработанные на федеральном и региональном уровнях, имеют как общие черты, так и существенные отличия. Аналитики подчеркивают, что участие государства в разрешении кризисной ситуации не должно быть тотальным.

Немного теории

Методы ведения бизнеса в кризис, роль государства в этом процессе – эти проблемы обсуждали в Санкт-Петербургском инженерном клубе руководители крупнейших компаний города, ученые, экономисты, аналитики. В заседании клуба участвовали топ-менеджеры таких промышленных предприятий, как «Кировский завод», «Адмиралтейские верфи», «МЗ Арсенал», «Звезда», «Завод «Волна», Санкт-Петербургский монетный двор Гознака, «Судомеханический завод».

– При кризисе перепроизводства бесполезно пенять на власть и требовать от государства, чтобы оно обозначило свое отношение к промышленности, – высказал свою точку зрения Владимир Княгинин, директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад».
– Участие государства оправдано только тогда, когда оно снимает кризис ликвидности, оказывает помощь в короткий период, ликвидирует остро текущие проблемы. Но если государство вмешивается в управление и пытается «рулить» рентабельностью, то экономика встает. Такой подход – прямая дорога в эпоху «красных» директоров.
По всем экспертным оценкам, последствия кризиса будут для экономики более тяжелыми, чем декларируют правительство, министерство экономического развития и Центробанк. Предприятия столкнутся с двумя видами компрессии – рынки сожмутся в физических объемах и в ценовых показателях. В том числе в секторах Северо-Запада аналитики прогнозируют сжатие рынка до 20%.

– Кризис, как известно, имеет три стадии развития, – напомнил Владимир Княгинин, – первая – связана со спадом производства, затем следует кризис рентабельности, и, наконец, наступает кризис ликвидности. В нашей стране прохождение этапов ускорилось. Многие предприятия, миновав кризис рентабельности, оказались в третьей стадии. Сейчас все принимаемые на государственном уровне меры, если разобраться, относятся к восстановлению рентабельности, а сражаться надо уже за ликвидность. Применять следует другие методы.

Инициативы чиновников

– Наиболее актуальным на сегодня является увеличение объема кредитования промышленности, – комментирует варианты государственного участия в поддержке предприятий Михаил Осиевский, вице-губернатор правительства Санкт-Петербурга. – В рамках макроэкономики за это отвечает федеральное правительство, Центральный банк. Здесь мы существенно ограничены. Но сегодня в Петербурге прошел первое чтение разработанный нами закон о промышленной политике, в котором предусмотрены способы регулирования.
Конечно, в условиях кризиса требуются специальные механизмы регулирования и управления. Мне кажется, что для системообразующих предприятий российской экономики должны быть стандартные условия привлечения кредитов – ставка рефинансирования плюс 5%.

В Законодательном собрании города, где идет рассмотрение законопроекта, регулярно проходят заседания экспертного совета, где пытаются учесть разные мнения.
– В условиях кризиса возрастает роль государства – как главного заказчика и регулятора, в том числе и тарифов, – считает Александр Ольховский, председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного собрания Санкт-Петербурга. – После принятия закона об основах промышленной политики мы сможем дальше планировать действия по отдельным отраслям и направлениям. Например, уже готовятся законопроекты об энергосбережении и городской энергетике, о научно-технической деятельности и по другим отраслям.
Все эти меры относятся к крупным предприятиям. Вопросы же малого бизнеса пока остаются открытыми. С моей точки зрения, эффективны такие меры в части социальных гарантий, как предоставление налогового кредита предприятиям в обмен за сохранение рабочих мест, а также меры, предусматривающие низкие арендные ставки для предприятий малого бизнеса на период кризиса.

Строители ищут решения

По мнению Игоря Федосеева, доцента кафедры экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета, жесткое государственное регулирование в строительной индустрии политически неприемлемо. Но государство может влиять через создание налогового законодательного поля.
– Одним из важнейших пунктов в программе конкретных антикризисных мер для строительной отрасли, – сказал на всероссийской конференции «Антикризисные меры поддержки строительной отрасли регионов России» президент АРС Николай Кошман, – должно стать решение проблемы ценообразования в строительстве. В частности, хочу обратить внимание на неправильно выстроенную, непрозрачную систему подключения возводимых объектов недвижимости к инженерной инфраструктуре. Это делает застройщиков зависимыми от власти и естественных монополий. Необходимо упростить и сократить до 6 месяцев процедуру оформления исходно-разрешительной документации, срок которой сегодня превышает сроки самого строительства. Девелоперам, которые возводят жилье экономкласса, необходимо предоставлять льготы по земельному налогу, а также оптимальные условия по выплате арендной платы за земельный участок сроком на три года.
В рамках антикризисных мер рассматривается вопрос о фиксации арендной платы за землю на уровне 1 декабря 2008 года. Относительно отрасли строительных материалов – необходимо поддерживать российских производителей. Предлагаем восстановить ввозную пошлину на импортный цемент при условии, что стоимость цемента российского производства не будет превышать 3 тыс. рублей.
В других пунктах программы поддержки строительного сектора экономики и сферы недвижимости, разработанной экспертами АРС и озвученной на конференции в Москве, речь идет о выстраивании государственной социальной жилищной политики.

Питерские предприятия манны не ждут

– На самом деле, если говорить о комплексных программах поддержки промышленности на многие годы, то такая программа отсутствовала,– говорит Кирилл Соловейчик, генеральный директор ОАО «Ленполиграфмаш». – По-прежнему мало внимания уделяется поддержке информационных технологий, трансферу технологий, а также кластерным подходам, которые приняты во всех странах. Недостаточно внимания региональной инновационной политике. Тарифная политика совершенно неадекватна, поскольку она делает вообще неконкурентоспособными и без того слабо конкурентные товары. Непонятно, например, почему для Украины тарифы на газ будут уменьшаться, а для промышленных предприятий региона, по предварительным данным, увеличиваться.
Каким образом можно конкурировать с западными компаниями, если у них процент кредитных ставок в пределах пяти, а у нас от 15%. Ставки рефинансирования у нас и в Европе – совершенно несравнимые. Всё это делает нас заведомо неконкурентоспособными. Да, мы пытаемся выжить сами по себе.
В конце 2006 года был подписан указ о саморегулируемых организациях, но кроме строительной отрасли он в действие так и не вступил. Такие организации в строительстве близки к кластерам, они пытаются собой заменить контроль, лицензирование и сертификацию. Это некое структурное объединение, когда есть правила и стандарты, и всеми членами контролируется их исполнение, что и является залогом, как во всех странах, качества конечного продукта.
Однако убежден, одной, даже радикальной меры недостаточно. Точечные меры приводят только к перегибам. Необходима система, надо создавать такие законы, чтобы выгодно было развиваться, внедрять инновации, перевооружаться. Мы настолько отстали по техническому перевооружению, что отдельно взятая компания физически не сможет решить такие задачи.
– В Петербурге многогранный промышленный комплекс, который невозможно причесать под одну гребенку. – считает Игорь Суслов, директор департамента IT ЗАО «Звезда-Энергетика». – Меры должны быть глобального характера, улучшающие ситуацию для всех. Конкретным предприятиям помогать, может быть, даже и не надо. Необходимо создавать региональную политику закупки, размещения заказов у своих производителей. Тогда эти меры сами вытянут экономическую ситуацию. Круг поддерживаемых государством предприятий представлен. Попасть в эту обойму практически нереально. Поддержка могла бы заключаться в том, чтобы банки оперативно рассматривали заявки на кредит для предприятий, которые готовы не останавливать производство, крутиться сами за счет активизации внутренних ресурсов.
– С моей точки зрения, самое главное – сказать, что государству нужна промышленная политика, – говорит Павел Плавник, генеральный директор ОАО «Звезда». – Несмотря на использование рыночных механизмов, должна действовать государственная промышленная политика, которая базируется сначала на Конституции, затем и на других законах. Далее она должна касаться вопросов технического регулирования, лоббирования собственных производителей, создания системы связей с фундаментальной наукой, образованием и высшей школой. Программы НИОКР, например, следует разрабатывать и реализовывать не только на уровне государственных структур, но и на уровне госкорпораций.
Сегодня обратная ситуация – ни РЖД, ни Газпром не считают, что они должны заниматься НИОКРами. А это существенно сокращает возможности для выпуска отечественного высокотехнологичного продукта. Мы оказываемся в неконкурентных условиях с мировым производителем. Мне кажется, что кризис – это катализатор, в котором отразились перекосы промышленной политики.

Подготовила Любовь Ежелева

Количество показов: 315


^ Наверх