Методика кризисного управления


07.03.2009

Чем сложнее ситуация в экономике, тем эффективнее должны работать строительные компании. Участники кровельного бизнеса противопоставляют кризису высокую квалификацию, современный менеджмент и просчет рисков. О своих методах выживания в новых экономических условиях рассказывают руководители известных в Петербурге компаний.


Качеством жертвовать не собираемся

Александр Пашкевич, генеральный директор ЗАО «Эльбрус».
Компания организована в 1993 г. Трижды победитель Всероссийского конкурса профмастерства. Фирма производит монтаж жестких кровель по шведской технологии с максимальной механизацией, занимается устройством инверсионных балластных кровель с использованием EPDM и ТПО мембран, берет на себя комплексную реконструкцию крыш.
– Наши постоянные заказчики – «ОАО «Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга», ЗАО «ИСК «Стройкомплект», Государственный Эрмитаж и др.
Я немного компаний могу поставить в один ряд с нашей по универсальности, сложности объектов, качественному исполнению. Но заказчика часто трудно убедить, что ты оказываешь пакет услуг за определенные деньги. Он всё равно надеется, что кто-то придет и сделает дешевле.
Мне всё-таки кажется, у многих появилось понимание: лучше не скупиться на качественную работу, чтобы многие годы не иметь проблем с эксплуатацией зданий, постоянно тратиться на ремонт. Мы всегда во главу угла ставили качество. Жертвовать им ни под каким предлогом не будем.
Вот почему мы никогда не участвовали в конкурсе на госзаказ. Эта процедура, на мой взгляд, не предусматривает качественного критерия, который мы закладываем в контракт, и устанавливает неприемлемую цену для профессиональных компаний, не учитывает квалификацию выполнения работ и сложности технологии. Сейчас объемы работ уменьшились, тем не менее заказы на этот год у нас есть. Сложнее прогнозировать, что будет дальше. Думаю, что кризис более глубокий и сложный, чем мы можем оценить это сейчас. На этот счет у меня нет иллюзий.
Что делать? Во-первых, мы намерены аккуратнее оперировать финансами. Кроме того, пересмотрим структуру фирмы, сохранив квалифицированный костяк коллектива, откажемся от субподрядчиков. Тем более что не все соответствуют нашим критериям качества. Будем работать своими силами, мобильно, оставаясь востребованными на рынке услуг, ответственно подходя к делу. Словом, в сужении рынка, которое происходит, я вижу явный плюс.
Мы уже сократили издержки, отказавшись от склада. Достаточно иметь тесные связи с поставщиками материалов. Оборотные средства вкладываем в реальное производство, не создавая запасы. Тем более что поставщики организуют складское хозяйство лучше нас, с меньшими затратами.
Впрочем, думаю, что и поставщикам вскоре станет невыгодно складировать большие объемы. И они вновь будут работать «с колес», под заказ. Безусловно, выиграют те, кто способен грамотно планировать работы.

Извлечь выгоду, правильно рассчитав риски

Валерий Неверов, директор управления кровельных работ ЗАО «Ольвекс»:
– Наш сегмент рынка – мягкие кровли. В работах применяем наплавляемые полимербитумные материалы и полимерные мембраны. С 2003 г. отдаем приоритет ПВХ-мембранам. Объекты, в основном, крупные торговые, промышленные комплексы, общественные здания, атомные электростанции.
Основной рынок остается за традиционными наплавляемыми кровлями, поскольку все современные кварталы города строились с таким типом кровель. Мешает внедрять прогрессивные технологии и консерватизм заказчиков. Только в последние годы они стали признавать новые материалы, например, мембранные кровли. Хотя по динамике распространения ПВХ-мембраны намного опережают битумные.
Надо признаться честно, что к кризисным проявлениям мы, как и многие на строительном рынке, оказались не готовы.
И, чтобы сохранить предприятие, нам предстоит оптимизировать затраты: сократить управленческие расходы, отказаться от привлекаемых по договору рабочих, уменьшить отчисления на складские услуги, транспорт, командировки, презентации, праздники. Кроме того, отказаться от аренды больших складских площадей, компактнее разместить материалы и оборудование
Если до сих пор мы активно использовали импортные материалы, теперь, вероятнее всего, придется использовать отечественные, хотя их качество значительно ниже. Цены на Alkorplan (Бельгия), Protan (Норвегия) сохранились с прошлого года, но они в евро. Рублевая цена их сильно подскочила, и не для каждого заказчика приемлема.

Зная менталитет наших производителей, думаю, что обращение к ним их не подтянет, а еще больше расхолодит, если не возникнет здоровой конкуренции. А наши мембраны, даже если они по лабораторным испытаниям соответствуют ГОСТу, пока не могут быть приравнены к европейским.
Сейчас следует прежде думать не об увеличении нормы прибыли, а о сохранении жизнедеятельности компании.
Еще одна задача – переход от лицензирования к саморегулированию в составе СРО. Эти организации будут выдавать разрешения на определенные виды работ и без «допусков» ни одна фирма действовать на рынке не сможет. Значит, надо выбирать, с кем объединяться.
Ситуация действительно ухудшается, и один из признаков – переход на бартерные схемы расчетов. Но, как в любом процессе, в кризисе есть и положительная сторона: он заставит компании проявить свои лучшие качества. Надо извлечь из этой ситуации выгоду, правильно рассчитав риски.

Лучший заказчик – собственник

Александр Станкевич, генеральный директор ЗАО «Нимбус»:
– Очень хотелось бы планировать работу, обозначить перспективу, но не получается. Мы беремся только за те объекты, которые можем выполнить на уровне, позволяющем предоставить гарантию не менее чем на 5 лет.
По моим наблюдениям, кризис в полной мере еще не проявился. Первая примета: даже самые надежные заказчики стали оттягивать платежи. Говорят: расплатимся, конечно, но месяца за два-три, сейчас нет денег. Я отношусь к этому с пониманием: квартиры сейчас плохо продаются, инвестору стало труднее «вытаскивать» деньги на оплату выполненных работ. За время работы, несколько раз обжегшись, сделали вывод: иметь дело следует с надежными партнерами. Лучшая категория заказчиков – собственники. Они настроены на рациональное использование средств, четко представляют, как и из каких источников будут расплачиваться с поставщиком, подрядчиком. К сожалению, таких заказчиков немного.
Не теряя постоянных партнеров, мы расширяем свою клиентскую базу. В сезон рассматриваем сотни коммерческих предложений, отвергаем варианты, которые недопустимо выполнить по технологии, рассматриваем технические риски.
В госзаказе до сих пор участвовали только на субподряде. Обсудив перспективы участия в таком виде подряда, пришли к выводу, что действовать на этом поле надо крайне осторожно. Пока платежи по бюджетным проектам поступают, хотя не всегда своевременно.
Мы продумали для себя варианты поведения. Это: жестко строить отношения с заказчиком, оговаривая в контракте обязательную предоплату и четкое финансирование (в противном случае последует остановка работ). Анализировать и, значит, прогнозировать ситуацию на рынке, после деловых встреч с заказчиками. Наконец, разрабатывать и реализовывать инновационные идеи, которые могут иметь спрос у потребителей.

Точка зрения

Александр Дадченко, президент Национального кровельного союза РФ:

– Сегодня нет дефицита строительных услуг. Но компании, обладающие опытом, штатом квалифицированных мастеров, по-прежнему востребованы, поскольку способны построить крышу с заданным набором характеристик по прочности, надежности, устойчивости, долговечности и эстетичности. Спрос на услуги кровельщиков сейчас делится на два типа. Часть заказчиков действуют по принципу: достроить объект любой ценой, как можно дешевле и быстрее продать готовый строительный продукт. Но есть инвесторы с иной философией, убежденные, что выполнять работу следует строго по технологии, с высоким качеством. Считаю, задача руководителя подрядной фирмы – выделить из круга своих клиентов тех, кто имеет серьезные намерения. И сосредоточиться на работе с ними.
Заказчики, заинтересованные в качественном строительстве, вразумительно планируют движение денег, хорошо представляют источники финансирования и потому надежны.
Далее. В компании есть две группы затрат – постоянные и переменные. К постоянным относится зарплата основного персонала, аренда помещений, техники. Переменные включают затраты на материалы, зарплату временных рабочих, подрядчиков и связанные с этим налоги. Необходимо произвести ревизию затрат и максимум постоянных перевести в переменные.
Единственно, на что мы всерьез влияем, это стоимость услуг, включающая зарплату персонала, издержки и основную прибыль. Проще всего уменьшить стоимость за счет прибыли. Можно ее вообще не иметь, но работать. Второй источник экономии – уменьшение накладных расходов. Третий – сокращение и задержка выдачи зарплат, чего делать без острой необходимости не стоит, иначе можно лишиться профессионалов.
Строительный рынок сформировался и развалиться в одночасье не может. Чего ждать кровельным компаниям? В кровельном деле четыре направления: проектирование, комплектация, строительство, обслуживание и ремонт крыш. С сокращением строительства на первый план выйдут ремонт и обслуживание. Эта статья расходов может быть урезана, но не исчезнет вовсе.
Останется прежним объем проектирования. Кризис не повод уходить с рынка, а скорее, время переоценить свои возможности, открыть новые направления деятельности, гибко реагируя на современные требования рынка.

Количество показов: 389


^ Наверх