Железобетонная уверенность


27.02.2009

Для того чтобы удержаться сегодня на рынке, компаниям, выпускающим ЖБИ, приходится переориентироваться на более эффективные технологии производства, управления и сбыта.

Текущую ситуацию на рынке железобетонных конструкций обсудили участники круглого стола, организованного журналом «Промышленно-строительное обозрение»:

Александр Егоров, генеральный директор OOO «ИнвестЭнергоПром-ЖБИ»;
Юрий Мошняков, коммерческий директор ООО «БЛОК»;
Дмитрий Смирнов, управляющий ОАО «ПО «Баррикада».

– Как изменилась за последние месяцы ситуация на рынке сборного железобетона?

Александр Егоров:
– Последние месяцы 2008 года не оправдали ожиданий, основанных на статистике прошлых лет. Падение платежеспособности многих участников строительного рынка, но при этом высокий спрос на ЖБИ вызвали серьезный кризис доверия между производителями и покупателями. Сократились или даже полностью прекратились товарные кредиты. Работа велась на условиях предоплат или по контрактам, заключенным в предыдущие месяцы, и по проектам, прекращение финансирования которых вело к существенным убыткам. Как результат, в ближайшее время мы сможем наблюдать значительное изменение в составе поставщиков ЖБИ и существенные изменения в политике производителей.


Юрий Мошняков:
– За последние несколько месяцев ситуация на рынке сборного железобетона начала меняться. В первую очередь – в связи с резким сокращением объемов гражданского и промышленного строительства и со снижением платежеспособного спроса.
Буквально несколько месяцев назад рынок сборного железобетона был рынком «продавца» – существующих мощностей не хватало для реализации всех амбициозных проектов, реализующихся в нашем регионе. Устоявшаяся ценовая политика крупных игроков устраивала всех участников рынка – потребители готовы были платить за продукцию. Обновлялись (или появлялись новые) производственные площадки. Крупные предприятия предлагали «особые» условия крупным же строителям, тем самым загружая до 80% своих мощностей. Остальным потребителям предлагались стандартно-прайсовые цены и сроки. Это давало возможность предлагать свои продукцию и услуги и малым предприятиям.
Сегодня мы имеем дело с рынком «покупателя». Компании пересматривают свою ценовую и кредитную политику. За каждого клиента идет настоящая борьба.
Крупные производители активно вытесняют более мелкие фирмы и поставщиков из регионов России и ближнего зарубежья (Белоруссия, Украина). Заводы, которые могут себе позволить уменьшить цены, пытаются оттянуть к себе всех покупателей.
Малые и средние предприятия вытесняются с рынка, поскольку не могут выдержать существующего понижения цен, т.к. для производства им необходимо докупать различную формооснастку. К тому же они не имеют льготных цен на нерудные материалы и арматуру на местном рынке и в связи с повышением курса доллара не могут себе позволить закупать импортируемую продукцию.

Дмитрий Смирнов:
– Причинами спада объемов производства ЖБИ являются сокращение объемов кредитования конечных потребителей – покупателей жилья и ужесточение условий выдачи кредитов для предприятий-застройщиков. Это привело к снижению объемов потребления строительных материалов, к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной.


– Какие антикризисные меры предпринимают производители и поставщики продукции?

Юрий Мошняков:
– Существующее развитие событий мы прогнозировали еще в конце 2007 года. И уже в прошлом году переориентировали свою стратегию развития на региональные рынки. Таким образом, диверсифицируя рынки сбыта продукции, мы снижаем собственные риски. На фоне замедления темпов роста в каждом отдельно взятом регионе наша компания продолжает развиваться. Несмотря на кризис, в текущем году мы планируем открыть филиалы в Южном и Уральском федеральных округах.

Александр Егоров:
– Сейчас самое время зафиксировать обнажившиеся проблемы и слабые места. Для выживания придется пересмотреть подход к самому производству ЖБИ, переориентироваться на более эффективные технологии производства, управления и сбыта. Именно в сложившихся условиях может произойти переоценка партнеров и могут быть найдены новые пути взаимодействия производителей, поставщиков и строителей.

Дмитрий Смирнов:
– Текущая ситуация вынудила нас принять ряд тактических и стратегических мер, которые будут действовать в течение всего 2009 года. Осенью 2008 года мы приняли программу тотального снижения расходов, которая включает более 80 пунктов. Кроме того, мы усилили поиск новых клиентов и объектов для сохранения объемов продаж, а также работу с клиентской базой. Фактически, не увеличивая штат коммерческой службы, повысили ее эффективность – продажи стали вести менеджеры, ранее в большей степени занимавшиеся аналитической работой.
ОАО «ПО «Баррикада» отложило покупку производственной линии по выпуску вибропрессованных бетонных изделий. И хотя уже проделана большая работа: выбрана площадка для реализации проекта, определено оборудование, подготовлен контракт и т. д., – это было правильным шагом. Мы сохранили ликвидные средства. Некоторые крупные производители так и не смогли загрузить недавно запущенные мощности, а часть игроков рынка даже прекратили выпуск этих изделий и готовятся к продаже своих предприятий.

– Будут ли предприятия переориентироваться на госзаказ?

Дмитрий Смирнов:
– В 2009–2010 годах работа с объектами, финансируемыми за счет бюджета, может стать приоритетным направлением деятельности для некоторых предприятий, так как рынок, формируемый за счет внутреннего спроса, будет нестабильным. Работа с бюджетом предполагает поступления стабильного дохода.
Помимо работы по госзаказу, следует обратить внимание на объекты, строящиеся за счет бюджета монополий и крупных компаний, сохранивших финансовую устойчивость в условиях кризиса.
Например, наше Строительно-монтажное управление, созданное год назад, успешно развивается. В его портфолио есть несколько бюджетных заказов: в прошлом году – детсад, а в этом – поликлиника и жилой дом. Есть и коммерческие проекты. Год только начался, и заказов будет еще больше.

Александр Егоров:
– Госзаказ, как ориентир для выживания в новых экономических условиях, не оправдает себя. Отдельных конкурсов на поставку сборного железобетона для нужд госзаказа не так уж много. В основном предлагаются общестроительные контракты, где поставки ЖБИ не выделяются отдельным лотом. При этом предприятий, желающих получить заказ, предостаточно.
В результате создается ситуация, когда победитель тендера, снизив цену в конкурентной борьбе, будет вынужден поставлять изделия в лучшем случае с минимальной рентабельностью, а скорее всего с убытком. И всё, что ему останется – это успокаивать себя мыслью, что лучше работать, чем закрыться.
Если добавить к этому небольшие авансы, неминуемые длительные отсрочки по оплате поставленной продукции и риски задержки расчетов, то столь желанный многими госзаказ превращается если не во «зло», то в весьма «сомнительное добро».
Позволить себе работать на данных условиях смогут не многие предприятия. А рискнувшие будут вынуждены использовать собственные ресурсы или наращивать задолженность перед поставщиками и персоналом, а также искать альтернативные источники финансирования.
Кроме того, необходимо учитывать, что ни один из госзаказов в полной мере не обеспечит минимально необходимую загрузку серьезного производства на длительный срок. А получение нескольких серьезных госзаказов весьма сомнительно.
Наиболее перспективной, если говорить про госзаказ, является стратегия работы с победителями конкурсов на строительство. В этом случае производитель может рассчитывать на получение большего объема заказов, финансирование производства за счет собственных средств заказчика и аванса, полученного им от государства.
Каждый производитель должен сам определять, с кем и на каких условиях он готов работать в новой экономической ситуации. Госзаказ не панацея для производителей сборного железобетона.

Подготовила Славяна Румянцева

Количество показов: 315


^ Наверх