Перспективы субконтрактинга


12.04.2009

Сложная экономическая ситуация заставляет каждое предприятие максимально эффективно использовать свои ресурсы и компенсировать их нехватку в интеграции с другими промышленными компаниями региона или отрасли.

Новые возможности



Первые российские центры субконтрактации начали создаваться более десяти лет назад с целью развития межрегиональных кооперационных связей малых и крупных предприятий.

Сейчас, по данным ЗАО «Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства», свои усилия в этой области объединяют 42 региональных центра – участники НП «Национальное партнерство развития субконтрактации».

Среди них есть зарубежные партнеры – из Финляндии, Латвии, Белоруссии, Украины. Российские центры создаются на базе региональных торгово-промышленных палат, как самостоятельные организации или центры при крупных предприятиях по принципу «один субъект Федерации – один субконтрактинговый центр».

Хотя большинство центров сосредоточены в европейской части страны, они связаны единой информационной системой, что позволяет быстро и эффективно находить поставщиков и заказчиков на всей территории РФ и за ее пределами. По оценкам участников, такой подход позволяет сэкономить не только время, но и 10–30% от базовой цены при размещении заказа в пределах одного региона.



– Субконтрактинг развивается быстрыми темпами, – комментирует ситуацию на этом рынке Артем Киселев, генеральный директор ЗАО «Межрегиональный центр промышленной субконтракции и партнерства». – Во-первых, начинается – пусть трудно и медленно – локализация комплектующих производств. Во-вторых, пренебрежительное отношение к малым компаниям-поставщикам со стороны крупных российских предприятий постепенно сменяется внимательным отношением к возможным партнерам. Крупные предприятия начинают отдавать заказы на сторону.

В-третьих, на рынок промышленной кооперации выходят предприятия малого и среднего бизнеса без серьезных производственных мощностей, но имеющие идею и продукт. Половина субконтрактинговых заказов по Москве поступает со стороны именно таких предприятий.

Самым мощным стимулом для развития производственной кооперации, по мнению руководителя ЗАО «МКЦ», являются цены на аналогичную продукцию внутри регионов и отраслей, которые могут отличаться в несколько раз. Особенно разнятся цены на продукцию малых и крупных предприятий. Если у московских малых предприятий ценовой диапазон сравним с показателями Владимирской области, то цены на изделия крупных предприятий намного выше.

– Это приведет к тому, что малые и средние предприятия станут основными поставщиками для производителей, – убежден Артем Киселев. – Но для этого уже сегодня необходима активная работа центров субконтрактации, поддержка власти, создание инфраструктуры и информационного поля.



Готовы поделиться



По данным Санкт-Петербургской ТПП, уровень субконтрактинга в промышленности Петербурга составляет около 20% и будет расти. Так, 20–30% продукции для местных судостроительных заводов изготавливают на заказ малые предприятия. ОАО «Климов», к примеру, планирует отказаться от собственного литейного производства в пользу субконтрактинга, в связи с переводом производственных мощностей на новую площадку.



По словам Владимира Цветкова, генерального директора НПП «Буревестник», у предприятия есть большой опыт субконтрактинга – здесь не занимаются литьем, нет своего пластмассового производства, два года назад отказались от производства печатных плат. Кризис привел предприятие к необходимости еще более углубленной рационализации процессов.

Если в прошлом году 16% объемов производственной программы размещали на предприятиях партнеров, то сейчас, чтобы загрузить технологический парк, 28% оборудования выставлено на бирже для размещения заказов. Благодаря этому, гальваническое производство уже загружено почти на 100%. Таким образом, предприятие выступает и заказчиком и поставщиком по субконтрактам.



По мнению Андрея Маркина, заместителя начальника отдела внешней

и внутренней кооперации ОАО «Ленполиграфмаш», будущее – за промышленной коопераций и внедрением инновационных технологий. Но для этого необходим анализ промышленного потенциала.

С этой целью для кластера машиностроения и металлообработки Санкт-Петербурга была разработана электронная система мониторинга ключевых технологических компетенций ЭСМКТК, которая, тем не менее, может быть использована в любой другой отрасли промышленности.



Идея разработки системы принадлежит генеральному директору ОАО «Звезда» Павлу Плавнику. Он убежден, что одна из ключевых проблем обеспечения конкурентоспособности – высокая степень технологической оснащенности. По этому показателю большинство российских предприятий уступает западным конкурентам, а требующиеся инвестиции для переоснащения несопоставимы с возможностями. Поэтому единственный путь – промышленная кооперация, или субконтрактинг.



– Система отличается от аналогов тем, что информация о заказе представлена более детальной, – поясняет Александр Назаров, директор по информационным технологиям ОАО «Звезда». – Так как в системе собрана информация обо всех производственных мощностях города, то она представляет собой информационное поле технологических возможностей. Его можно анализировать и использовать для принятия решений в сфере инвестиционных вложений, субсидировании промышленности и др. В практическом применении она станет эффективным средством обеспечения процессов субконтрактации и поддержки трансфера инновационных технологий.



Развитие и оптимизация промышленной кооперации, налаживание межрегиональных связей между предприятиями, поддержка малого производственного и инновационного бизнеса становится одной из важных задач промышленной политики на федеральном и региональном уровнях.



Административный интерес



Развитие и оптимизация промышленной кооперации, налаживание межрегиональных связей между предприятиями, поддержка малого производственного и инновационного бизнеса в регионах России становится одной из важных задач промышленной политики на федеральном и региональном уровнях.

Говоря об этом, Артем Киселев ссылается на объявленный в прошлом году конкурс с бюджетом в 200 млн руб., выделенных Минэкономразвития на проекты по развитию производственной кооперации малого и среднего предпринимательства, по поддержке и созданию центров субконтрактации, по созданию центров коллективного пользования оборудованием и центров трансфера технологии.



О практической реализации политики свидетельствует административная поддержка малого и среднего производственного бизнеса в разных регионах РФ. Она выражается в программах по продвижению продукции компаний-производителей в других регионах, субсидировании процентных ставок по кредитам, по аренде, выделении безвозмездных субсидий на начало бизнеса и других мерах.



– Региональные власти заинтересованы в развитии субконтрактинга так же, как и в экономическом благополучии региона, – говорит Валерий Лавров, руководитель Центра субконтрактации Ярославской ТПП. – Производственная кооперация, с одной стороны, стимулирует развитие малого и среднего бизнеса, с другой – повышает эффективность работы крупного предприятия, обычно инерционного в перестройке на выпуск новых деталей и компонентов.

Примером заинтересованности местной власти может служить ОАО «Петербургский субконтрактинговый центр (ПСКЦ)», который создавался в 2000 г. как центр машиностроительной кооперации при поддержке администрации Санкт-Петербурга. Сегодня он активно работает с более 350 компаниями на Северо-Западе и в других регионах, с зарубежными и крупнейшими отечественными предприятиями.

Как крупный промышленный центр Петербург сотрудничает с более чем 40 регионами России. Импульсом для развития субконтрактинга в Северо-Западном регионе стал приход на рынок мировых промышленных гигантов. По условиям локализации доля комплектующих российского производства в продукции крупных иностранных предприятий должна составлять не менее 40%.



В поисках бизнес-партнеров



Вместе с тем, как показывает опыт международной промышленной кооперации, найти российского бизнес-партнера, который обеспечил бы регулярность поставок и качество продукции по конкурентным ценам, не так просто.



Как отмечает генеральный директор компании We plan. GmbH Наталья Грачева, за три года из 160 российских поставщиков удалось отобрать только три предприятия для размещения локализации комплектующих для создаваемых автозаводов. Причина в отсутствии системы менеджмента качества, что, даже при наличии технологических возможностей, приводит к слишком большим – до 70% – издержкам в производстве и, следовательно, к удорожанию комплектующих по сравнению с зарубежными аналогами.

В то же время даже в кризис возможностей для развития кооперации между предприятиями Европы и России достаточно – в немецком представительстве компании в листе ожидания находятся 3,5 тысяч малых и крупных фирм, которые хотят выйти на наш рынок: ищут поставщиков, партнеров по бизнесу, возможность организовать выставку на российской территории.



– За три года объем заказов со стороны финских предприятий к российским поставщикам снизился до единичных проектов, – говорит руководитель отдела по проектам с Россией компании Cursor Oy Сергей Трошков. – Причина – в неспособности российских компаний обеспечить качество и сроки поставок. Вместе с тем перспективным направлением сотрудничества может оказаться трансфер технологий, что сделает российские и финские компании не конкурентами, а партнерами на рынке.



Татьяна Рейтер



Количество показов: 552


^ Наверх