Новая линия – новые возможности


24.09.2009

Вложение инвестиций в развитие производства в период спада рынка – большой риск.
Однако топ-менеджеры компании «МегаПрофиль», направляя в совершенствование технологий выпуска продукции 2 млн евро, убеждены, что это наиболее логичный и эффективный способ противостоять кризису, сохранить позиции на рынке, расширить сферу влияния.

Напомним, ООО «МегаПрофиль» – структурное подразделение холдинга «Joris Ide», известного в мире производителя строительных материалов, главный офис которого располагается в Бельгии. Компания «МегаПрофиль» начала свою деятельность в России три года назад с создания в Ленинградской области собственного производства по выпуску сэндвич-панелей с наполнителем из минеральной ваты, пенополистирола, пенополиуретана, профилированного листа.

Об особенностях ведения бизнеса в России, стратегии развития компании в условиях спада спроса мы говорим с генеральным директором ООО «МегаПрофиль» Винсентом Делуфом.

– Г-н Делуф, три года назад, когда Joris Ide Group было принято решение о размещении производства в России, рынок у нас практически сложился, насколько строительство завода было своевременным и выгодным?

– Считаю, что стратегически решение выйти на российский рынок было правильным. Россия – большая страна, и потребности в современных материалах здесь огромны. Должен сказать, что и Joris Ide Group – холдинг больших возможностей: в его составе 24 компании, которые успешно действуют в 17 странах мира.
Ну а планы по внедрению в российский рынок, в частности в Северо-Западный регион, руководство холдинга намеревалось реализовать еще 10 лет назад. Но тогда вмешался дефолт, экономическая ситуация была, на наш взгляд, недостаточно стабильной для вложения крупных инвестиций.
А вложения требовались большие, поскольку мы изначально нацеливались на размещение крупного современного производства. Иметь собственное предприятие для такого рода бизнеса гораздо выгоднее, чем вести прямые поставки, поскольку затраты на транспортировку и таможенные пошлины очень высоки, а уровень себестоимости производства в Европе практически такой же, как в России.
В 2006 году рынок в России действительно уже сформировался, но мы всё-таки успели, как говорится, вскочить на подножку уходящего поезда. И в 2006 году в поселке Малые Колпаны, что под Гатчиной, был построен завод по выпуску сэндвич-панелей проектной мощностью 1 млн кв. м. Общий объем инвестиций в проект составил 11,5 млн евро.

– Судя по потенциалу производства, компания обосновалась в России всерьез и надолго.

– Именно таковы наши намерения. Мы не только подготовили территорию, построили завод, административное здание, но и выкупили в собственность землю, что дает нам возможности в дальнейшем устойчиво развиваться. Более того, это был самый крупный и самый сложный проект, который мы реализовали в Восточной Европе.

– А в чем были сложности?

– И со строительством, и с набором квалифицированного персонала на предприятие. Но самое главное – нам пришлось и дальше придется конкурировать с крупными компаниями, которые уже хорошо обосновались на рынке. Ведь структура бизнеса и конкурентная среда в Европе и России отличаются. В Европе действуют сотни мелких компаний, каждая из которых имеет небольшую долю на рынке, вернее, свой сектор, в котором чувствует себя стабильно, комфортно и уверенно.
Россия, повторюсь, большая страна, и здесь тон задают крупные игроки, мы оказались новичками, нам пришлось доказывать состоятельность, прикладывать много усилий, чтобы отладить производственный процесс, создать клиентскую базу, наращивать продажи. Тем не менее мы этот этап успешно преодолели. Сегодня у нас сложился круг постоянных партнеров, которые оценили качество нашей продукции, услуг и уровень взаимоотношений.

– То есть вам пришлось постигать особенности ведения бизнеса в России, ведь, насколько известно, вы успешно работали в Румынии, Польше...

– Здесь для меня очень много нового. Например, в России большое значение придается личным связям, личным контактам. В Европе главная функция топ-менеджера заключается в выработке стратегии, тактики ведения бизнеса, а договорами с партнерами занимаются специалисты юридического департамента. В России можно иметь сто договоров, но если нет личного контакта с руководителем партнерской компании, то вы не всегда можете рассчитывать на успех. На создание связей, обретение контактов, ведение переговоров уходит очень много времени.
Но я не считаю это время потерянным. Более того, не собираюсь устраивать здесь революции, навязывать свои методы ведения бизнеса. Напротив, убежден: надо учиться успешно действовать в предлагаемых обстоятельствах, принимать правила игры, ориентироваться в них. Так что я учусь постоянно.
Однако от своих сотрудников требую, чтобы они в своей практике общения с клиентами действовали так, как принято в Joris Ide Group: четко и грамотно следили за документооборотом, были ответственными, обязательными, требовательными к себе. Безусловно, для этого у них есть мотивация: это условия работы, соответствующая заработная плата и, конечно, возможность приобрести опыт в европейской компании.

– Г-н Делуф, а как повлиял кризис на бизнес вашей компании? Можно ли было прогнозировать такой спад спроса?

– Еще осенью, примерно в октябре, по результатам анализа рынка коммерческого строительства, некоторым косвенным признакам, например, по тому, как вяло идет реализация анонсированных проектов, как снижается грузооборот портов, как не торопятся инвесторы заявлять о новых проектах, как покатилась вниз цена на металл, было понятно, что кризис неминуем.

Мы не оказались исключением – у нас упали продажи, сократился на 20% объем производства продукции. Отчасти, конечно, причиной падения мы считаем традиционный сезонный спад спроса, который приходится на начало года. Но главная причина, безусловно, в трансформации рынка: общем падении спроса, отсутствии новых коммерческих проектов.

Но таким компаниям, как «МегаПрофиль», которые действуют в секторе рынка b2b, в первую очередь пришлось насторожиться и задуматься, как действовать дальше. Ведь наша продукция не рассчитана на частного клиента. Мы предприняли меры по оптимизации затрат: сократили те отделы, без которых можем обойтись, снизили накладные расходы. Но, считаю, это приносит только временное облегчение для бизнеса.
Есть еще возможность урезать затраты: перейти на более дешевые компоненты, однако мы никогда на такой шаг не пойдем и по-прежнему будем использовать при выпуске сэндвич-панелей только высокопрочные марки стали от мировых производителей Arcelor, Corus, Ruukki, качественные утеплители.

– Какая тактика в таком случае применима для вашей фирмы?
Ведь, кроме того, что упал спрос, резко снизились и цены на металлопродукцию…
– Мы используем все преимущества предприятия, имеющего мощную поддержку холдинга Joris Ide. Только радикальные меры, связанные с модернизацией производства, цель которой снижение себестоимости продукции, повышение производительности труда, помогут сохранить позиции на рынке. Мы планировали обновление мощностей, несмотря на то, что оборудование еще не достигло предела амортизации.
И сегодня на заводскую площадку доставлена новая, высокотехнологичная линия, начался ее монтаж. Стоимость проекта модернизации оценивается в 2 млн евро. Через месяц мы рассчитываем запустить линию, производительность которой в два раза выше предыдущей.
Что касается цен на металлопродукцию, убежден, они были завышены. Их пришлось бы снижать. Но даже с учетом падения цен, с помощью такого высокопроизводительного оборудования мы сможем сохранить приемлемый для бизнеса уровень прибыли.

– То есть сегодня именно современные технологии дают новые возможности для развития бизнеса?

– Безусловно. Только высокотехнологичное оборудование позволяет создавать конкурентоспособный продукт. Качество сэндвич-панелей напрямую зависит от качества материалов, которые используются в их производстве и от уровня технологий – это известный постулат. Но несовершенная технология, не учитывающая все нюансы на каждом этапе технологического процесса, может свести на нет преимущества даже самых лучших исходных материалов.
Например, какой бы ни был отличный утеплитель, если принцип клеевого соединения не соответствует требованиям, металлический лист отклеится от ковра минваты, а на поверхности панелей образуются пузыри. Это одна из распространенных проблем. Либо если система асперации (удаления пыли в процессе фрезерования ковра минваты) несовершенна или отсутствует вообще, то, очевидно, что клей впитается не в минвату, а в пыль и, как результат, лист не приклеится.
Это относится и к системе нанесения клея, и к прессованию, то есть проблемы на каком-либо этапе повлекут за собой проблемы с конечным продуктом. И они имеют вполне объяснимые причины: минусы оборудования (когда определенные узлы вообще не предусмотрены в линии) или несоблюдение технологии в процессе производства.
На новой линии подобные проблемы полностью исключены. Все технологические операции: профилирование металла, нарезка теплоизоляции на ламели, ее укладка, нанесение и сушка клея, резка и упаковка панелей – увязаны в единый технологический процесс, который осуществляется под контролем компьютерной программы. При этом максимально снижается влияние человеческого фактора, что, несомненно, позволяет добиться стабильно высокого качества продукции.
Но, кроме того, в технологической цепочке предусмотрены операции по особому профилированию замковой части панелей и профилирование поверхности. Что обеспечивает жесткость и повышенную несущую способность изделий и полностью исключает проникновение влаги за пределы облицовки внутрь ограждающей конструкции.
Такие плюсы, мы уверены, будут оценены по достоинству не только строителями, но и заказчиками и инвесторами – т. к. не только облегчают монтаж, но и улучшают эксплуатационные характеристики изделий и всего здания в целом. Поскольку качественные стыки панелей обеспечивают соответствие фактического теплового режима проектному и, благодаря защите от влаги, не допускают разрушения конструкций в процессе эксплуатации.

– Вы рассчитываете увеличить свою долю на рынке сэндвич-панелей?

– Мы ставим себе задачу сохранить объем продаж на уровне прошлого года. И, пусть не намного, но увеличить свою долю на рынке. Для этого у нас есть возможности, технические и технологические. До недавнего времени мы были производителями пусть весьма востребованного, но только одного вида панелей – с утеплителем из минваты.
Сейчас становимся единственным на Северо-Западе предприятием, способным предлагать потребителю весь спектр металлопродукции, включая панели с наполнителем из пенополистирола и пенополиуретана, доборных элементов, предназначенных для строительства складов, терминалов, холодильников, спортивных сооружений, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. При этом, замечу, по приемлемой цене и высокого качества, гарантированного евростандартами технологий.

Роза Михайлова

Количество показов: 571


^ Наверх