Профессиональная ломка


13.06.2009

Сократившиеся объемы демонтажных работ обострили конкуренцию среди компаний, работающих в этой области. Для того чтобы принять участие в немногих реализующихся проектах, предприятиям необходимо подтверждать свою конкурентоспособность, предлагая низкие цены и используя профессиональную технику.

– За последние месяцы объем заказов на проведение работ по сносу зданий существенно упал, – говорит заместитель генерального директора «КрашМаш» Александр Спириденков. – Реализация планов строительства целого ряда объектов отложена на неопределенный период, количество действующих проектов уменьшилось. Крупные заказы на проведение работ по демонтажу промышленных объектов на рынке становятся редкостью. Превалируют небольшие по объемам заказы, сложные в техническом исполнении. Например, на объектах, расположенных в условиях тесной городской застройки.
Изменение структуры заказов приводит к ужесточению конкуренции и перераспределению рынка. Условия, устанавливаемые современным заказчиком по работам, связанным с демонтажом, смогут удовлетворить только профессиональные фирмы, имеющие в арсенале современное оборудование для сноса строений, способные осуществлять переработку мусора по европейским стандартам.

– С понижением спроса на новое строительство, уменьшением темпов и объемов автоматически сокращаются показатели и на рынке демонтажа, – уверен менеджер по продажам «Брокк Демонтаж Северо-Запад» Александр Тимофеев. – Тяжело приходится всем предприятиям, и каждая компания заново оценивает свою конкурентоспособность в новых условиях. Основным преимуществом на этом рынке может быть узкая специализация. Если крупные игроки, такие как «Терминатор», «Ассоциация по сносу зданий», используют мощное оборудование, имеют большой парк машин, то в нашем распоряжении комплекс мини-техники, которая выполняет работы по точному и ювелирному демонтажу в условиях плотной городской застройки.
Это локальный рынок, где заказы небольшие и по объемам, и по деньгам.
И если инвестиции в крупные дорогие объекты временно приостановлены, а работы по ним заморожены, то многих небольших объектов это не коснулось. Их реализация обходится в гораздо меньшие суммы, которые заказчик может изыскать. Это работа для небольших специализированных компаний.
Частичный демонтаж зданий с последующей их перестройкой используется намного чаще, чем снос крупных объектов, но не так заметен. Причем, несмотря на малые объемы, требования по качеству, срокам и экологии к таким работам также высоки. Каждый проект – это комплексный подход в миниатюре, зачастую более сложный, чем любой квартальный снос.

Фронт работ

– Цивилизованный снос должен соответствовать двум требованиям, – объясняет директор по внешним связям ООО «Дробильно-сортировочный комплекс № 1» Валентин Подолянчук. – Это использование современных технологий, позволяющих снести здание, не нанося ущерба окружающей среде, сооружениям, которые находятся в зоне сноса. А кроме того – обязательная переработка строительного мусора, вовлечение в хозяйственный оборот вторичных материалов. Сегодня существуют три основных способа демонтажа зданий: механизированное обрушение с помощью специальной тяжелой техники, поэлементная разборка, при которой используется механизированный и ручной труд, и взрыв зданий.

Из всех методов наиболее распространен снос зданий с использованием тяжелой строительной техники. Чаще всего ведутся работы с применением специальных машин, которые можно эксплуатировать даже в стесненных городских условиях.
Это экскаваторы с различными видами дополнительного оборудования: гидромолоты, фрезы, бетоноизмельчители, гидроножницы, грейферы, мини-экскаваторы для работы в труднодоступных местах, различные погрузчики, в том числе гусеничные мини-погрузчики для работы на слабых грунтах, бульдозеры, дизельные генераторы, виброкатки и другие средства малой механизации.
Для сноса высотных строений используются мощные экскаваторы-разрушители с полной гидроразводкой для работы с различными видами навесного оборудования. Например, гидравлические полноповоротные ножницы, которые способны резать арматуру и бетон, захватывать и переносить отрезанные части здания. Кроме того, при разборе зданий и фундаментов применяются дисковые и канатные алмазные резаки, сверлильные агрегаты с алмазными коронками, гидроскалыватели.

– Причем технологии по сносу зданий постоянно совершенствуются, – отмечает Валентин Подолянчук. – Демонтаж – это работы повышенной опасности, и в городе внедряется технология дистанционной разборки посредством демонтажных роботов Brokk (Швеция). Опыт показал, что такой способ разборки безопасен, поскольку выполнение операций позволяет исключить присутствие людей в зоне проведения работ. Кроме того, он чрезвычайно эффективен: скорость разборки зданий вырастает в разы.
Известен и еще один современный метод разрушения железобетонных изделий – с помощью электромагнитных импульсов в водной среде, разработанный учёными Военного инженерно-технического университета.

Технические особенности

При демонтаже используются экскаваторы с вылетом стрелы от 9 до 28 метров, оборудованные гидравлическими ножницами, мобильные дробильно-сортировочные комплексы, самосвалы для вывоза строительного мусора, не подлежащего переработке. При сносе высотных зданий могут применяться краны. Но это редкость, и компании обычно не включают их в свой парк. При необходимости недостающую технику можно взять в аренду.

Как правило, предприятия, специализирующиеся на демонтаже, проводят механизированную разборку зданий с помощью специальной техники ведущих мировых производителей.
– Компании применяют импортную технику, поскольку отечественная ей по многим параметрам, к сожалению, уступает, – констатирует Валентин Подолянчук. – Она неповоротливая и маломощная. Поэтому в основном используются японские, корейские, немецкие, шведские и др. специализированные экскаваторы с длинной стрелой, оснащенные разнообразным навесным оборудованием (гидромолотами, гидроножницами) производства Komatsu, Hitachi, Volvo, Daewoo, Metso, Crambo, JCB, Mersedes, Brokk, Hammel, Caterpillar и др.
Этим же фирмам отдается предпочтение при покупке и других машин, используемых при сносе зданий: самосвалов, погрузчиков, автокранов, а также установок по дроблению и сортировке строительных отходов.

– Делая выбор в пользу тех или иных машин, в первую очередь обращаем внимание на их надежность и производительность, – говорит Александр Спириденков. – Пока никто из российских производителей не предлагал конкурентоспособную технику. Я даже не знаю ни одного экскаватора российского производства в парке демонтажных компаний.
Если все иностранные фирмы предлагают свое оборудование для проведения демонтажных работ и у них есть из чего выбирать, то предложения российских производителей практически отсутствуют.
Дилеры не создают складских запасов специфической дорогостоящей техники. Это невыгодно, кроме того, машины на зарубежных предприятиях комплектуются под заказ с учетом оговоренных опций. Время доставки составляет около 3 месяцев. К примеру, стоимость нового экскаватора с вылетом стрелы от 28 до 30 метров превышает 1 млн евро. Это дорогая покупка, к выбору которой подходят серьезно, констатирует специалист.

Тотальная утилизация

До недавнего времени снос зданий и сооружений был одним из быстрорастущих направлений деятельности на российском строительном рынке. Активно развивался этот сегмент и в Европе.
В 2007 году объем рынка специализированных машин для сноса в странах ЕС составил более 1,2 млрд долларов, или почти 4500 единиц машин, увеличившись с 2000 года в два раза. Частью этого сегмента является техника для переработки и сортировки строительного мусора и отходов, которые образуются в результате демонтажа.
Всего в Петербурге в год образуется около 1,5 млн тонн отходов бетона, железобетона, кирпича и асфальта. Из них перерабатывается, по разным оценкам, не более 35%.

Дробильно-сортировочные установки по переработке отходов демонтажа эксплуатируются меньше 10 лет.
Обломки бетона, железобетона, кирпича и асфальта измельчаются до размеров, предусмотренных условиями использования дробильно-сортировочной установки. Это может быть проделано механическим, гидродинамическим и другими способами. Чаще всего эта задача выполняется при помощи экскаваторов с гидромолотом или гидроклещами, а газорезчики обрезают соединяющую раздробленные куски арматуру.
Загрузка боя в бункер производится фронтальным погрузчиком или экскаватором.
Полученные после переработки материалы возможно использовать при устройстве подстилающего слоя подъездных и малонапряженных дорог, фундаментов под складские, производственные помещения, оснований или покрытий пешеходных дорожек, автостоянок и пр.

– Для того чтобы заниматься переработкой строительного мусора, который остается после демонтажа зданий и сооружений, необходима очень дорогая техника и, соответственно, крупные вложения, – констатирует Александр Тимофеев. – Чтобы ее приобретать, компания должна знать, что инвестиции окупятся в ближайшее время, что новая техника будет загружена. А такой уверенности на данном этапе развития рынка у предприятий нет.
– В целом, сокращение работ по демонтажу зданий и сооружений за последние месяцы составило около 40%, – отмечает специалист. – Примерно на столько же упали и продажи техники и оборудования для сноса.
– Во время кризиса наращивание парка техники не имеет перспективы, – поясняет Александр Спириденков. – Увеличение количества машин приводит к переориентации деятельности компании и значительным финансовым потерям в период простоя бизнеса. Основные инвестиции мы направляем на повышение профессионализма сотрудников и новые технологии.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Юрий Стадничук, главный механик ООО «Терминатор»:

– Сегодня на рынке представлен большой модельный ряд строительных машин и оборудования, используемых при сносе зданий, от различных фирм: Сaterpiller, Liebherr, Komatsu, Hitachi, Volvo, JCB.
Но особое предпочтение производителями работ отдается технике компаний, которые профессионально и универсально подходят к разработке и исполнению механизмов. Их машины наиболее отвечают основным требованиям безопасного производства демонтажных работ.
Наша компания эксплуатирует машины двух фирм: Hitachi и Komatsu.
Экскаваторы Hitachi ZX 470LCH и Hitachi ZX 650LCH оснащены сменными стрелами для разрушения объектов и проведения общестроительных работ, что позволяет более эффективно использовать механизмы по различным назначениям.
Экскаватор Komatsu РС 450 HRD-8 оснащен стреловым оборудованием для ведения работ по сносу строений. Эта машина относится к категории разрушителей для работы в городских условиях и технически оснащена и соответствует требованиям безопасности. Также она может использоваться при наличии сменной стрелы с ковшом на общестроительных работах.
На этих типах экскаваторов применяется быстросъемное сменное рабочее оборудование фирмы Arden: универсальные ножницы CU-2000, CU-2700, универсальные ножницы по бетону и арматуре CB-1100, грейфер S-1201, гидромолоты AB1352 и AB1852 . Предпочтение отдано именно этой фирме, поскольку она является одним из ведущих разработчиков и производителей оборудования для разрушения. Это оборудование эффективно и высокопроизводительно.

Валентин Подолянчук, директор по внешним связям ООО «Дробильно-сортировочный комплекс № 1»:

– Рынок демонтажа зданий и сооружений до 2009 года увеличивался ежегодно на 25–30%. Только по акции «Народная инвентаризация» в Санкт-Петербурге выявлено 960 аварийных зданий. Кроме этого, существуют программы по выносу предприятий из центра города, реновации «хрущевок», более 800 объектов являются аварийными памятниками «советского недостроя» и т. д. По результатам обследования практически все эти здания подлежат сносу.

Пик спроса на услуги по сносу зданий, который был отмечен в Петербурге в 2007 г. и первом полугодии 2008 г., прошел. В то время создавались новые и расширялись действующие фирмы по демонтажу зданий, следовательно, закупались новая техника и оборудование. Сейчас объемы работ сократились в разы, имеющаяся техника простаивает, и закупать новую в таких условиях нет необходимости, за редкими исключениями. Может быть востребовано разве что навесное оборудование, которое быстро изнашивается (гидроножницы, гидромолоты и т. д.), и то в незначительных количествах.
Ведь много ли фирм сегодня работают? Уместнее говорить о компаниях, которые готовы это делать. Приведу пример с ООО «Дробильно-сортировочный комплекс № 1». У нас имеется всё необходимое для успешной деятельности: оборудование и техника, обученный персонал, необходимые лицензии и желание. Но фактически наши мощности используются по сносу зданий на 10%, а по переработке строительных отходов – до 30%. Причина: нет объемов работ по демонтажу, следовательно – нет сырья. Существуем за счет привоза стройотходов фирмами города на наш стационарный комплекс. Там уже ведется переработка лома во вторичный щебень, с последующей реализацией.
Думаю, примерно такое же положение дел и у других ведущих фирм на этом рынке.


Славяна Румянцева

Количество показов: 605


^ Наверх